XV столетие знало немало коротких столкновений в Северном море, но ни одной крупной морской баталии. В свою очередь, европейцы Средиземноморья, напротив, все более активизировали боевые действия, сражаясь друг с другом и с усиливавшейся не по дням, а по часам грозной мусульманкой державой, Османской империей. В позднем Средневековье развитие получили корабли двух новых типов — триремы (вариант галеры) и парусные карраки. Переход от «старых» галер к триремам начался, вероятно, уже в 80-е годы XIII столетия, в ходе войны Сицилийской Вечерни. Главным конструктивным изменением стало новое расположение весел — гребцы размещались тремя рядами. Процесс привел в итоге к росту размеров галер, как бы вымостив путь «великим галерам» XIV столетия Венеции и Генуи. На исходе XIII и на заре XIV века средиземноморские корабелы позаимствовали некоторые конструктивные элементы северных судов, включая характерную для когов форму корпуса и одномачтовый такелаж с прямоугольным парусом, добавив к этому косой латинский парус для обеспечения большей маневренности. Так возникли большие и мощные суда, называвшиеся карраками.

Венеция и Генуя — две крупнейшие морские державы Средиземноморья, извечные конкуренты и враги — обескровили друг друга в войне, полыхавшей между 1350 г. и 1400 г. и отмеченной частыми морскими битвами. (К 1400 г. Венеция располагала примерно 3300 судами с 36 000 моряков, тогда как на морских верфях ее трудилось 16 000 рабочих.) Боевые галеры осуществляли регулярное патрулирование вод и предоставляли вооруженные эскорты купеческим караванам. Ближе к концу XV столетия артиллерия постепенно становилась все более важной составляющей морских арсеналов — от «противопехотного» огнестрельного оружия на бортах до береговых батарей. Так, например, флот венецианских галер пытался прийти на помощь Константинополю в ходе его осады турками в 1453 г., однако не смог причалить из-за расположенных на берегу турецких пушек, некоторые из которых были достаточно крупными, чтобы пустить на дно корабль. Между тем ничего не мешало венецианцам похваляться своей способностью справиться с любой турецкой эскадрой в море. Что являлось чистой правдой, так как в ходе турецко-венецианской войны 1463 — 1479 гг. турецкие галеры ни разу не одолели венецианцев в открытой схватке. Тем не менее османы медленно, но верно вытесняли венецианцев из восточного Средиземноморья, захватывая одну за другой их сухопутные базы. (Немалую роль в борьбе с турецкой экспансией играл основанный в 1050 г. на Ближнем Востоке орден госпитальеров, или братство св. Иоанна, с 1309 по 1522 г. базировавшееся на о. Родос и являвшееся фактически суверенным государством. —Прим.пер.) Наступала новая эра в войне на море.

Внедрение судовой артиллерии делало применение легких галер все более рискованным, что, возможно, служит объяснением того, почему в XVI столетии свободных людей стали заменять на скамьях гребцов преступниками и рабами. Хотя способные уничтожать корабли пушки появились на бортах ближе к концу XVI столетия, тенденция к превращению тяжелого огнестрельного оружия в главный «аргумент» в морских конфликтах ясно наметилась уже к 1500 г. Несмотря на это, абордажные схватки и захваты неприятельских кораблей оставались привычным явлением для противоборствующих на море сил даже в XIX столетии. Средневековые морские приемы, в основе которых лежало стремление скорее заполучить вражеское судно, чем потопить его, уходили в прошлое очень медленно.

 


Интересные статьи

Эра викингов
Война в северных водах в раннем Средневековье велась по-иному, чем в южных, в то время как сами корабли в обоих регионах по принципу действия не так уж разительно отличались друг от друга. «Северный» боевой корабль на заре Средних веков представлял собой узкую галеру с низким бортом, одним рядом весел и одной мачтой с прямоугольным парусом. Однако выглядел он иначе, чем «южный», поскольку на севере основным строительным материалом служил дуб, наиболее твердая древесина, что затрудняло привычную в Средиземноморье сборку на пазах и шинах. Каждый следующий пояс обшивки каркаса «северного» корабля укладывался внахлест на предыдущий (нижний) и прибивался к нему, по окончании же сборки требовалось непременно просмолить корпус перед спуском на воду, Однако в плане характера боевых действий важнее для нас другое; когда в IV столетии приказал долго жить римский флот на Рейне...
читать статью


Болгария
Oтношение большинства русских людей к Болгарии — особое и имеет глубокиe корни. Кто-то, еще во времена нашей вечной дружбы, хорошо провел отпуск в Албене или на Золотых Песках. Другие предпочитали курить «Родопи» и «Шипку», а не дрянные «Памир» или «Дымок», Не забудем также «Плиску», «Сълнчев бряг» и прочие маленькие радости отечественной интеллигенции.
читать статью


Великие войны Великих Владык
До восшествия на престол в своей обычной не царской жизни Никифор Геник занимал пост логофета геникона, т.е. министра финансов. Квалифицированный специалист и умный человек, он и на троне продолжал успешно заниматься знакомым делом, совершенствуя кредитно-налоговый механизм и пополняя казну, опустошенную предшественниками. Однако император это прежде всего, полководец, Но талантом военачальника Никифор, увы, не обладал, А врагов у Ромейского царства всегда хватало.
читать статью