Перевод дат по григорианскому, юлианскому календарю
и от основания Рима
Конвертер дат
Конвертер переводит даты в григорианский и юлианский календари и вычисляет юлианскую дату;
для юлианского календаря отображаются латинская и римская версии.
Григорианский календарь ("новый стиль")
Введен в 1582 г. н.э. папой Григорием XIII для того, чтобы день весеннего равноденствия не "сползал" к лету, а соответствовал определенному дню (21 марта). По этому дню определяется дата пасхи, правильность определения которой очень важна для церкви .
Для более точного приближения к реальной длине года — годы, номер которых кратен 100 приняты невисокосными (кроме кратных 400); К примеру 2000 год был високосный, а 1900 был невисокосный.
Более ранние даты преобразуются с использованием стандартных правил для григорианских високосных годов.
Внимание!
В нашем конвертере возможно преобразование вплоть до 2400 г.
Юлианский календарь ("старый стиль")
Введен в 46 г. до н.э. Юлием Цезарем и насчитывал 365 дней; високосным изначально являлся каждый третий год. Неверное число високосных годов снова привело к накоплению ошибок, поэтому это правило было исправлено императором Августом: с 8 г. до н.э. и до 8 г. н.э. дополнительные дни високосных годов пропускались, а после этого високосными годами стали каждый четвертый год.
Внимание!
В нашем конвертере более ранние даты преобразуются с использованием стандартных правил для юлианских високосных годов.
Римская версия юлианского календаря
Введена примерно в 750 г. до н.э. Ввиду того, что количество дней в римском календарном году изменялось произвольным решением жрецов, даты до 8 г. н.э. не являются точными и представлены в демонстрационных целях.
Летоисчисление велось от основания Рима (ab Urbe condita) - 753/754 г. до н.э.
Внимание!
В нашем конвертере даты до 753 г. до н.э. не вычисляются, т.к. в римском календаре не имеют исторического смысла.
Названия месяцев
Названия месяцев римского календаря являются согласованными определениями при слове mensis - месяц:
m. Januarius; m. Februarius; m. Martius; m. Aprilis; m. Majus; m. Junius; m. Julius; m. Augustus; m. September; m. October; m. November; m. December.
Бог времени - Янус двуликий и Майя - богиня плодородной земли
Римляне как и мы имели 12 месяцев (вернее это современный мир позаимствовал у них эти месяцы, зачастую с названиями), но год у них начинался с марта. Месяцы получили свое название от имен богов, людей, праздников и просто чисел:
№ | Современное имя | Римское имя | в честь: |
---|---|---|---|
11 | January | Ianuarius | Janus - God |
12 | February | Februarius | Februa - festival |
1 | March | Martius | Mars - God |
2 | April | Aprilis | ? |
3 | May | Maius | Maia - Goddess |
4 | June | Iunius | Iuno - Queen of the Gods |
5 | July | Iulius / Quinctilis | Iulius - Caesar / 5 (quinque, пятый) |
6 | August | Augustus / Sextil | Augustus - Emperor / 6 (sex, шестой) |
7 | September | September | 7 (septem, седьмой) |
8 | October | October | 8 (octo, восьмой) |
9 | November | November | 9 (novem, девятый) |
10 | December | December | 10 (decem, десятый) |
Числа месяца
Число внутри месяца определялось по фазам Луны. Первый день месяца (новолуние) назывался Календы (Kalendae); 5-й или 7-й день месяца (вторая фаза Луны) назывались Ноны (Nonae); 13-й или 15-й день месяца (третья фаза, полнолуние) назывались Иды (Idus). Ноны на 7-й, а Иды на 15-й день приходились в марте, мае, июле и октябре, в остальные месяцы Ноны - на 5-е, а Иды — на 13-е число.
Например, 22 августа 80 г. н.э. обозначали так: за одиннадцать дней до сентябрьских Календ (ante diem XI Kalendas Septembres).
Первые числа месяца определяли, отсчитывая дни от предстоящих Нон, затем, когда Ноны проходили — от Ид, и последние дни определялись от будущих Календ. Если день приходился на Календы, Ноны или Иды, то название этого дня ставилось в abl.pl., например: 1-го февраля — Kalendis Februariis, 15-го марта — Idibus Martiis, 5-го апреля — Nonis Aprilibus. День, непосредственно предшествующий Календам, Нонам или Идам, обозначался словом pridie (накануне) с acc.: 31-го января — pridie Kalendas Februarias, 14-го марта — pridie Idus Martias, 4-го апреля — pridie Nonas Apriles.
Дни недели
Хотя само деление на недели по семь дней появилось еще в древнем Вавилоне, семь дней недели стали стандартом примерно в 3 веке нашей эры. Имена дни недели получили по небесным телам:
№ | Day | Roman Day | в честь: |
---|---|---|---|
1 | Monday | dies Lunae | The Moon (Луна) |
2 | Tuesday | dies Martis | Mars (Марс) |
3 | Wednesday | dies Mercurii | Mercury (Меркурий) |
4 | Thursday | dies Iovis | Jupiter (Юпитер) |
5 | Friday | dies Veneris | Venus (Венера) |
6 | Saturday | dies Saturni | Saturn (Сатурн) |
7 | Sunday | dies Solis | The Sun (Солнце) |
Юлианская дата — это количество дней, прошедших с полудня 1-го января 4713 г. до н.э. Эта дата произвольна и была избрана историками лишь для согласования различных систем летоисчисления.
Лилианская дата — это астрономический способ измерения времени, при котором считается количество дней, прошедших с введения григорианского календаря (00:00:00 15 октября 1582 года).
Дата меняется в полночь по всемирному координированному времени (Coordinated Universal Time, или UTC). Лилианская дата 15 октября 1582 года имеет порядковый номер 1. Лилианскую дату можно получить из юлианской даты путём вычитания 2 299 160,5 и исключения из результата десятичной дроби.
(с)Основа скрипта взята с несуществующего в настоящее время сайта http://www.24hourtranslations.co.uk/dates.htm
Зачем ввели новый стиль?
Григорианский календарь даёт гораздо более точное приближение к реальной длительности года. С течением веков постепенно смещались астрономические дни к которым привязывались сельскохозяйственные работы и религиозные праздники: весеннее и осеннее равноденствие и т.п.
Римский папа Григорий XIII
Главным поводом к вмешательству папы римского и принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи. До Григория XIII уточнение календаря уже пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавий и Алоизий Лилий.
В 1583 году Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.
Переход на григорианский календарь повлёк следующие изменения:
- новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату и исправлял накопившиеся ошибки;
- в новом календаре стало действовать новое, более точное, правило о високосном годе — год високосный, то есть содержит 366 дней, если:
- номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
- остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …);
- модифицировались правила расчёта христианской Пасхи.
- С течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё более, на трое суток каждые 400 лет.
Процесс перехода на григорианский календарь
В ряде случаев переход на григорианский календарь сопровождался серьёзными беспорядками. Например, когда польский король Стефан Баторий ввёл в Риге новый календарь в 1584 году, местные купцы подняли мятеж, заявив, что сдвиг на 10 дней срывает их сроки поставок и приводит к значительным убыткам. Мятежники разгромили рижскую церковь и убили несколько муниципальных служащих. Справиться с «календарными беспорядками» удалось только летом 1589 года.
В некоторых странах, перешедших на григорианский календарь, впоследствии возобновлялось юлианское летосчисление в результате их присоединения к другим государствам.
В Британии, перешедшей по решению короля Георга II на григорианский календарь 2 сентября 1752 года пришлось сдвигать дату вперёд уже не на 10, а на 11 дней, поскольку с момента вступления в силу нового календаря в континентальной Европе миновал уже целый век и накопился ещё один лишний день. После 2-го сразу наступило 14 сентября. Подданные остались недовольны решением, сделавшим их старше. В стране были замечены протесты под лозунгом: «Верните нам наши одиннадцать дней!», который присутствует в частности на одной из гравюр серии «Выборы», созданной Уильямом Хогартом. Временами вспыхивали бунты, иногда приводившие к жертвам, например, в Бристоле.
Гравюра Уильяма Хогарта с лозунгом «Верните нам наши одиннадцать дней!», 1755.
Введение нового календаря имело также и серьёзные финансовые последствия. В 1753 году — первом полном году по григорианскому календарю, банкиры отказались платить налоги, дожидаясь положенных 11 дней после привычной даты окончания сборов — 25 марта. В результате "новый финансовый год" в Великобритании начался лишь 6 апреля. Эта дата сохранилась и до сегодняшних дней, как символ больших перемен, произошедших 250 лет назад.
В Швеции решили переходить на новый календарь постепенно, отменяя високосные дни с 1700 по 1740 годы. В 1700 году был отменён первый високосный день. Потом началась война и про перевод забыли. Таким образом, страна жила по своему собственному шведскому календарю. В 1711 году Карл XII признал это непрактичным и решил вернуться к старому стилю и добавить в феврале 2 дня. Поэтому в Швеции было 30 февраля 1712 года. Лишь в 1753 году был введён новый стиль. При этом после 17 февраля последовало сразу 1 марта.
Разница, дней | Период (по юлианскому календарю) | Период (по григорианскому календарю) |
---|---|---|
10 | 5 октября 1582 — 29 февраля 1700 | 15 октября 1582 — 11 марта 1700 |
11 | 1 марта 1700 — 29 февраля 1800 | 12 марта 1700 — 12 марта 1800 |
12 | 1 марта 1800 — 29 февраля 1900 | 13 марта 1800 — 13 марта 1900 |
13 | 1 марта 1900 — 29 февраля 2100 | 14 марта 1900 — 14 марта 2100 |
14 | 1 марта 2100 — 29 февраля 2200 | 15 марта 2100 — 15 марта 2200 |
15 | 1 марта 2200 — 29 февраля 2300 | 16 марта 2200 — 16 марта 2300 |
Некоторые страны переходили на новый стиль частями, например различные кантоны Швейцарии принимали реформу календаря на протяжении почти 120 лет!
Революционная Франция вводила свой календарь, "республиканский" с летоисчислением от революции 1792 года. Он также был на основе григорианского, но со своими особенностями. В этом календаре недели стали декадами, по 10 дней в декаде. Месяц состоял из трех декад. Год состоял из 12 месяцев и 5 внемесячных праздничных дней (6 в високосный год).
Необычным был переход на григорианский календарь на Аляске после её продажи Россией, так как там он сочетался с переносом линии перемены даты. Поэтому после пятницы 5 октября 1867 года по старому стилю следовала ещё одна пятница 18 октября 1867 года по новому стилю.
В 1872 году решение о переходе с традиционного (лунно-солнечного) календаря на григорианский приняла Япония, так что следующим днём после «второго дня двенадцатого месяца пятого года Мэйдзи» стало 1 января 1873 года, в результате чего календарь Японии был приведён в соответствие с календарём основных западных держав (за исключением России). Тем не менее, в официальных документах одновременно продолжает использоваться система нэнго. Например, год 1868 может быть записан как первый год Мэйдзи, 1912 — Тайсё 1, 1926 — Сёва 1, 1989 — Хэйсэй 1, и так далее. В обычной практике, однако, применяется летосчисление от Рождества Христова по «западному календарю» (seireki), ставший в течение XX века в Японии основным.
Корея приняла григорианский календарь 1 января 1896 года. Хотя согласно принятому календарю установилась верная нумерация месяцев и дней, но ещё в продолжении 1895—1897 годов продолжилась старая нумерация лет по первому году правления династии Чосон, по которой 1896 год григорианского календаря соответствовал 1392 году Чосон. Затем применялись отсчеты лет от различных исторических событий, пока с 1962 года не установился отсчет лет идентичный григорианскому календарю. В Северной Корее с 8 июля 1997 года принято новое «летосчисление чучхе», в основе которого лежат правила григорианского календаря, но началом которого является 1912 год — год рождения Ким Ир Сена.
Китайская Республика официально приняла григорианский календарь при своём провозглашении с 1 января 1912 года. С объединением Китая под властью Гоминьдана в октябре 1928 года Национальное правительство постановило, что с 1 января 1929 года будет использоваться григорианский календарь. Тем не менее, Китай сохранил китайскую традицию нумерации месяцев, а началом летосчисления был назначен первый год провозглашения Китайской Республики — 1912 год. Эта система всё ещё используется на Тайване, считающий себя преемником Китайской Республики. После провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики, континентальный Китай продолжил использовать григорианский календарь, но была отменена нумерация и летосчисление, введённое прежним правительством, и установлено соответствие с летосчислением от Рождества Христова, принятым как в дружественном Китаю СССР, так и на Западе.
В России (на территории, находившейся под контролем Советов) григорианский календарь введён декретом от 26 января 1918 года Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января последует 14 февраля. На территориях бывшей Российской империи, находившихся под контролем других государственных образований, возникших после падения Временного правительства, даты официального введения нового стиля отличаются. Так, Временное Сибирское правительство ввело новый стиль декретом от 31 августа 1918 года, постановив считать день 1 октября 1918 днём 14 октября 1918 года.
Позднее в СССР установилась практика вести летоисчисление от революции 1917 года (к примеру 1987 год был "70-й год ВОСР"), но основным календарем оставался григорианский, словосочетание "от рождества Христова" было заменено на "нашей эры" или "до нашей эры".
Одними из последних на григорианский календарь перешли Греция в 1924 году, Турция в 1926 году и Египет в 1928 году. До сих пор не перешли на григорианский календарь лишь Эфиопия и Таиланд.
Религии
С 1923 года большинство поместных православных церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской и Сербской, приняло похожий на григорианский "новоюлианский" календарь, более точный и совпадающий с григорианским до 2800 года.
Также григорианский календарь был введён патриархом Тихоном для употребления в Русской православной церкви 15 октября 1923 года.
Патриарх Тихон
Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми приходами, вызвало смятение у многих иерархов церкви, что было излишне в это сложное время, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в РПЦ только 24 дня.
В 1948 году на Московском совещании Православных церквей постановлено, что Пасха, так же, как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие — по тому календарю, по которому живёт Поместная церковь.
Как пересчитывать прошлые даты?
Если бы историки всего мира не договорились о том как и какой календарь использовать для датировки исторических событий, это привело бы к разнобою и сумятице в определении дат.
Какие бывают ошибки пересчета дат?
- В связи с разновременным переходом стран на григорианский календарь могут возникать фактические ошибки восприятия: например, иногда говорится, что Инка Гарсиласо де ла Вега, Мигель де Сервантес и Уильям Шекспир умерли в один день — 23 апреля 1616 года. На самом деле Шекспир умер на 10 дней позже, чем Инка Гарсиласо, так как в католической Испании новый стиль действовал с самого введения его папой, а Великобритания перешла на новый календарь только в 1752 году, и на 11 дней позже чем Сервантес (который умер 22 апреля, но был похоронен 23 апреля).
- Есть и другого рода ошибки, когда для получения даты исторического события по григорианскому календарю зачем-то добавляют число дней, составлявших разницу между календарями на момент перехода страны на новый стиль календаря. То есть распространяют разницу числа дней календарей в глубь веков.
Такую ошибку продемонстрировала наша госдума, назначив государственный праздник на 4 ноября - депутаты к дате взятия Китай-Города 22 октября 1612 года прибавили 13 дней, хотя разница между календарями тогда составляла лишь 10 дней. Это уже не говоря о том что собственно Кремль, а вернее кремлевский гарнизон польских войск сдался еще много позже и этой даты.
Кроме этого госдума также бесдумно назначила некоторые памятные воинские даты:
• Ледовое побоище произошло 5 апреля 1242 года, памятную дату назначили на 28 апреля (разница опять 13 дней);
• День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве; произошло 8 сентября 1380 года, дату зачем-то назначили на на 21 сентября (13 дней);
Причем эти ошибки выборочные, большая часть дат верно подсчитаны, что особенно подчеркивает небрежность пересчета ранее упомянутых дат:
• День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении; произошло 27 июня 1709 года, дату справедливо назначили на 8 июля (11 дней);
• День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией; произошло 26 августа 1812 года, дату правильно назначили на 5—7 июля (12 дней);
- Если в историческом событии участвовали две страны в разные века перешедшие на новый стиль, небрежные историки обоих стран могут внести еще большую сумятицу, по незнанию пересчитывая старинную дату каждый по своему. Те же шведы дату невской битвы (15 июля 1240 по юлианскому календарю) могли бы неправильно пересчитать в 26 июля по григорианскому календарю (+11 дней), а наши такие же горе-историки пересчитали бы в 28 июля (+13 дней).
Во избежание подобной путаницы приняты правила перевода дат:
- Для обозначения всех дат до 1582г н.э. чаще всего используется юлианский календарь, введённый с 1 января 45 года до н.э.
- Даты до введения юлианского календаря 1 января 45 года до н. э. обозначаются по т.н. пролептическому юлианскому календарю. Пролептический (от греч. "предвосхищающий") календарь - календарь, расширенный на период до его введения. Проще говоря, даты считают по юлианскому календарю, несмотря на то что календарь еще не был даже придуман.
- Для пересчета дат после 1582г в тех странах где на момент исторического события продолжал действовать юлианский календарь, дату пересчитывают в григорианский календарь добавляя то число дней, на которое отличались календари на момент совершения события.
- В регионах, где вообще не использовался юлианский календарь, датировка всех событий производится по пролептическому григорианскому календарю (определяющему датировку событий по правилам григорианского календаря до его появления 15 октября 1582 года).