Наши проекты
Обсуждения
Реклама
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2009 года по истории
«УТВЕРЖДАЮ» Директор Федерального института педагогических измерений
|
«СОГЛАСОВАНО» Председатель Научно-методического совета ФИПИ по истории
|
||
|
|||
|
|||
Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ РОССИИ
|
|||
|
|||
Демонстрационный вариант КИМ 2009 г.
|
|||
|
|||
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
|
|||
|
|||
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
|
|||
|
|||
|
|||
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2009 г.
|
ИСТОРИЯ РОССИИ, 11 класс. (2009 - 2 )
|
||
|
|||
Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ РОССИИ
|
|||
|
|||
Пояснения к демонстрационному варианту
При ознакомлении с Демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2009 году. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2009 года, приведен в кодификаторе, помещённом на сайте www.fipi.ru .
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности: базовом, повышенном и высоком. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (тип «С»), включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.
Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки и сдачи ЕГЭ в соответствии с целями, которые они ставят перед собой.
|
|||
Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ РОССИИ
Демонстрационный вариант 2009 г.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.
Часть 1 состоит из 32 заданий (А1-А32). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный.
Часть 2 состоит из 11 заданий (В1-В11), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).
Часть 3 состоит из 7 заданий с развернутым ответом (С1-С7).
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
|
||
Часть 1
|
|||
|
|||
A1
|
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А32) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа._
В каком году князь Юрий Долгорукий послал приглашение своему союзнику: «Прииди ко мне, брате, в Москов», считающееся первым упоминанием о Москве в письменных источниках?
1) 988 г. 2) 1147 г. 3) 1242 г. 4) 1325 г.
Создание фресковой росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, Спасского собора Андронникова монастыря, написание иконы «Троица» связано с именем
1) Дионисия
2) Симона Ушакова
3) Феофана Грека
4) Андрея Рублева
Какой из перечисленных терминов обозначал категорию зависимого населения Древней Руси в X - XII вв.?
1) казаки 2) рекруты 3) наместники 4) рядовичи
Чем завершилось в конце XV в. соперничество двух центров СевероВосточной Руси - Москвы и Твери?
1) сохранением независимости Тверского княжества
2) присоединением Твери к Москве
3) присоединением Твери к Великому княжеству Литовскому
4) заключением Тверью союза с польским королем
Законодательный акт, окончательно закрепостивший крестьян, был принят в
1) 1613 г. 2) 1649 г. 3) 1654 г. 4) 1670 г.
|
||
A2
|
|||
A3
|
|||
A4
|
|||
A5
|
|||
|
|||
A6
|
Какой из перечисленных архитектурных памятников относится к XVIII в.?
1) Успенский собор Московского Кремля
2) церковь Покрова на Нерли
3) Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
4) Царский дворец в Коломенском
|
||
A7
|
Что из названного характеризует внутреннюю политику Екатерины II?
A) принятие указа об обязательной службе для дворян Б) проведение губернской реформы
B) учреждение министерств
Г) учреждение Государственного совета
Д) созыв Уложенной комиссии
Е) проведение секуляризации церковных земель
Укажите верный ответ.
1) АБВ 2) БВГ 3) БДЕ 4) ВГД
|
||
|
|||
A8
|
Какое из приведённых положений относится к церковной реформе патриарха Никона?
1) замена двоеперстного крестного знамения троеперстным
2) открытие славяно-греко-латинской академии
3) учреждение Святейшего Синода
4) отделение церкви от государства
|
||
|
|||
A9
|
Итогом заключения «Вечного мира» с Польшей (1686 г.) было то, что
1) Россия получила Левобережную Украину и Киев
2) Россия получила выход к Балтийскому морю
3) Речь Посполитая отказалась от Правобережной Украины
4) Речь Посполитая вернула России Новгород
|
||
|
|||
A10
|
Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, с чьим правлением связаны описанные изменения при дворе великого князя.
«В то же время в Кремле при дворе стал заводиться тот сложный и строгий церемониал, который сообщал такую чопорность и натянутость придворной московской жизни. Точно так же, как у себя дома, в Кремле, среди придворных слуг своих, князь начал выступать более торжественной поступью и во внешних сношениях...
... Почуяв себя и по политическому могуществу, и по православному христианству, наконец, и по брачному родству преемником павшего дома византийских императоров, московский государь нашел и наглядное выражение своей династической связи с ними: с конца XV в. на его печатях появляется . двуглавый орел.»
1) Ивана IV
2) Ивана Калиты
3) Ивана III
4) Дмитрия Донского
|
||
A11
|
Заграничный поход русской армии состоялся в
1) 1811 - 1812 гг.
2) 1813 - 1814 гг.
3) 1853 - 1856 гг.
4) 1857 - 1864 гг.
В конце XIX - начале XX вв. Гучковы, Морозовы, Рябушинские были
1) владельцами крупных предприятий
2) художниками-передвижниками
3) представителями столбового дворянства
4) представителями актерских династий
Как назывались представители возникшей в 1810 г. социальной группы, в разряд которой наряду с солдатами переводили казённых крестьян, совмещавших строевую службу с ведением сельскохозяйственных работ?
1) военные поселяне
2) казаки
3) стрельцы
4) крепостные крестьяне
Что характеризовало политику Александра I в Царстве Польском?
1) дарование Конституции
2) подавление революционных выступлений в Варшаве
3) упразднение Сейма
4) массовые конфискации имений польских помещиков
В 1861 г. в результате проведения Крестьянской реформы помещичьи крестьяне получили
1) право выхода из общины с землей
2) полное освобождение от барщины и оброка
3) землю бесплатно
4) свободу от крепостной зависимости
Кто из перечисленных лиц были архитекторами?
A) Ф.Ф. Беллинсгаузен
Б) К.А. Тон
B) Д.И. Жилярди Г) И.И. Левитан
Д) О.И. Бове
Е) М. П. Мусоргский Укажите верный ответ.
1) АВГ 2) БВД 3) БГЕ 4) ГДЕ
|
||
A12
|
|||
A13
|
|||
A14
|
|||
A15
|
|||
A16
|
|||
A17 Прочтите отрывок из биографии полководца и укажите его фамилию.
«<Он> является на балканский театр военных действий очень молодым генералом, хотя и оказавшим большие заслуги, но попавшим в положение полуопального. Постепенно предубеждение против него уступает уважению к его военному таланту, и ему дают все более и более серьезные и ответственные поручения. 18 июля, при второй атаке Плевны, и 22 августа под Ловчею он дает выдающиеся образцы искусства, насколько он мог их проявить в качестве частного начальника.
При третьей атаке Плевны во время ее обложения и при переходе через Балканы <он> проявляет также замечательное искусство. Неудивительно, что <он> именно в эту войну приобрел чуть ли не всесветную известность».
1) М. И. Кутузов
2) А.П. Ермолов
3) М.Д. Скобелев
4) П.И. Багратион
|
|||
A18
|
Какое из названных событий произошло раньше остальных?
1) заключение Брестского мира
2) роспуск II Государственной Думы
3) созыв Учредительного собрания
4) заключение Портсмутского мира
|
||
A19
|
План ГОЭЛРО - это план
1) перехода к политике «военного коммунизма»
2) пятилетнего развития народного хозяйства
3) электрификации страны
4) коллективизации сельского хозяйства
|
||
A20
|
К требованиям участников Кронштадтского восстания 1921 г. относится
1) восстановление монархии
2) ликвидация продразверстки и продотрядов
3) отмена декретов о национализации крупной промышленности
4) введение монополии внешней торговли
|
||
A21
|
Что из названного стало причиной окончательного отказа руководства СССР летом 1939 г. от продолжения политики создания системы коллективной безопасности в Европе?
1) заключение франко-германского соглашения о противодействии распространению коммунистической идеологии
2) отказ Германии от планов нападения на Польшу
3) заключение СССР и США союза против Японии, приоритетность дальневосточного направления внешней политики для СССР
4) срыв переговоров с Англией и Францией о совместной защите стран Восточной и Центральной Европы
|
||
A22 Кто из перечисленных исторических деятелей принимал участие в событиях февраля - октября 1917 г.?
A) А. Ф. Керенский Б) С. Л. Перовская
B) П.А. Столыпин Г) Л. Д. Троцкий
Д) М.М. Сперанский Е) П. Н. Милюков
Укажите верный ответ.
1) АБВ 2) АГЕ 3) БДЕ 4) ВГЕ
|
|||
A23
|
Прочтите отрывок из письма императора и укажите, в каком году происходили описанные в нем события.
«Представлялось избрать один из двух путей - назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться подавить крамолу. И другой путь - предоставление гражданских прав населению, свободы слова, печати, собраний, союзов и т. д. Кроме того, обязательство проводить всякие законопроекты через Государственную думу... Это, в сущности, и есть конституция. Витте горячо отстаивал этот путь. И все, к кому я обращался, отвечали мне так же, как и Витте. Манифест был составлен им и Алексеем Оболенским.
Мы обсуждали его два дня, и, наконец, помолившись, я его подписал». 1) 1905 г. 2) 1907 г. 3) 1914 г. 4) 1918 г.
Выход советских войск к западной государственной границе СССР в ходе Великой Отечественной войны произошел в
1) феврале 1943 г.
2) июле 1943 г.
3) марте 1944 г.
4) январе 1945 г.
|
||
A24
|
|||
A25
|
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите сражение Великой Отечественной войны, к которому относятся описанные события. «С первых же минут сражения две мощных лавины танков в глубоком построении, поднимая тучи пыли и дыма, двинулись навстречу друг другу. Со стороны противника здесь, на прохоровском плацдарме, участвовало до 700 тяжелых, средних и легких танков в сопровождении значительного количества самоходной артиллерии... Первый эшелон наших танков на полном ходу врезался в боевые порядки немецко-фашистских войск. Сквозная танковая атака была настолько стремительна, что передовые ряды наших танков пронизали весь строй противника, нарушив и перемешав его боевые порядки. Сражение длилось до позднего вечера. Сцепившиеся в один гигантский клубок танки уже не могли разойтись».
1) Сталинградская битва
2) битва на Курской дуге
3) оборона Севастополя
4) Берлинская операция
|
||
A26
|
Какой ряд дат связан с созданием международных организаций социалистических стран во главе с СССР?
1) 1946 г., 1960 г.
2) 1949 г., 1955 г.
3) 1953 г., 1965 г.
4) 1961 г., 1967 г.
|
||
A27
|
Концепция развернутого построения коммунистического общества за 20 лет, принятая в период «оттепели», была заменена руководством СССР в 1970-е гг. на концепцию
1) совершенствования «развитого социализма»
2) окончательной победы социализма в СССР
3) «нового политического мышления»
4) построения социалистического общества «с человеческим лицом»
|
||
A28
|
Что было одним из проявлений «оттепели» в духовно-культурной жизни
СССР?
1) прекращение идеологического давления на деятелей культуры
2) отмена государственной цензуры
3) возможность развития всех направлений искусства
4) публикация произведений о заключенных ГУЛАГа
|
||
A29
|
Что было одним из последствий реформы политической системы СССР в период перестройки?
1) учреждение нового органа власти - Государственного Совета
2) урегулирование межнациональных отношений
3) укрепление КПСС
4) становление многопартийности
|
||
|
|||
A30
|
Какие черты характеризовали общественно-политическую жизнь СССР в 1970-х - середине 1980-х гг.?
A) сокращение численности партийно-государственного аппарата Б) усиление борьбы с инакомыслием
B) возобновление критики культа личности И. В. Сталина Г) стабильность внутриполитической обстановки Д) проведение альтернативных выборов Е) усиление роли партноменклатуры
Укажите верный ответ.
1) АВД 2) БГЕ 3) ВГД 4) ГДЕ
|
||
A31
|
Прочтите отрывок из выступления Генерального секретаря ЦК КПСС на заседании Политбюро и укажите его фамилию.
«. Мы на заседании Политбюро определили линию на урегулирование афганского вопроса. Цель, которую мы поставили, заключалась в том, чтобы ускорить вывод наших войск из Афганистана и в то же время обеспечить дружественный нам Афганистан. Но ни в одном из этих направлений продвижения нет. Надо действовать активнее., осуществить вывод наших войск из Афганистана».
1) Н.С. Хрущев
2) Л. И. Брежнев
3) Ю.В. Андропов
4) М.С. Горбачев
|
||
A32
|
Какое событие произошло 12 декабря 1993 г.?
1) начало радикальной рыночной реформы
2) политический кризис, вызванный действиями ГКЧП
3) принятие Конституции Российской Федерации
4) принятие программы реформ «500 дней»
|
||
B1
|
Часть 2
Задания В1-В11 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать сначала в текст экзаменационной работы, а затем перенести в бланк ответов № 1 справа от соответствующего номера задания (В1-В11), начиная с первой клеточки, без пробелов и других символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый)._
Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
A) Семилетняя война Б) Смоленская война
B) Крымская война Г) Ливонская войнаПолучившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).
|
||||||||||||||||||||||
B2
|
Установите соответствие между именами правителей и событиями, связанными с их княжением.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ИМЕНА СОБЫТИЯ
A) Святослав 1) разгром половцев Б) Владимир Мономах 2) крещение Руси
B) княгиня Ольга 3) принятие «Русской правды» Г) Владимир Святославович 4) дунайские походы
5) установление новой формы сбора дани
|
||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).
|
|||||||||||||||||||||||
B3
|
Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.
«В своем несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твердость духа. Отчужденный от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю.
В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 г. он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей ХVIII столетия».
Ответ: .
|
|||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
B4
|
Установите соответствие между фамилиями ученых и их достижениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
|||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
УЧЕНЫЕ
A) К. Э. Циолковский Б) Д.И. Менделеев
B) П.Л. Капица
Г) Н. И. Лобачевский
|
ДОСТИЖЕНИЯ
1) работы в области физики низких температур
2) создание неевклидовой геометрии
3) обоснование возможности использования ракет для межпланетных сообщений
|
|||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
4) открытия в области биологии
5) создание периодической системы химических элементов
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
B5
|
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).
Прочтите отрывки из официальных телеграмм и назовите правившего во второй половине XIX в. императора, о гибели которого идет речь. «Государь Император, возвращаясь из манежа, где изволил присутствовать при разводе, на набережной Екатерининского канала <в Санкт-Петербурге>, не доезжая Конюшенного моста, опасно ранен, с раздроблением обеих ног ниже колена, посредством подброшенных под экипаж разрывных бомб. Один из двух преступников схвачен. Состояние Его Величества, вследствие потери крови, безнадежно». «По возвращению в Зимний Дворец Его Величество сподобился приобщиться св. Тайн и <1 марта> в Бозе почил».
|
|||||||||||||||||||||||
Ответ:
|
||||||||||||||||||||||||
B6
|
Установите соответствие между событиями Гражданской войны и их датами.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
СОБЫТИЯ ДАТЫ
A) поход на Москву Добровольческой армии А.И. Деникина 1) 1917 г. Б) мятеж Чехословацкого корпуса 2) 1918 г.
B) разгром войск П.Н. Врангеля в Крыму 3) 1919 г. Г) завершение Гражданской войны на Дальнем Востоке 4) 1920 г.
5) 1922 г.
|
||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).
|
|||||||||||||||||||||||
B7
|
Прочтите отрывок из донесения царю Николаю II и напишите название крейсера, о котором идет речь.
«Крейсер... и канонерская лодка "Кореец" выдержали сильный бой с эскадрой из 6 больших крейсеров и 8 миноносцев. Крейсер..., лишенный возможности продолжать бой, вернулся соединенно с "Корейцем" на рейд Чемульпо, где, свезя команды на иностранные крейсера, пустили свои ко дну, чтобы не дать японцам».
Ответ: .
|
||||||||||||||||||||||
B8
|
Установите соответствие между приведенными понятиями и их признаками.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ПРИЗНАКИ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
другому государству
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лиц, оказавшихся за ее пределами
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
отдельным чертам единовластия тоталитарного типа
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
B9
|
Прочтите отрывок из документа МИД СССР 1949 г. и напишите сокращенное название военно-политической группировки, об образовании которой идет речь.
«Так же, как проведение плана Маршалла не направлено на действительное возрождение европейских государств, а является средством приспособления (их) политики и экономики. к узкокорыстным. планам англо-американского господства в Европе, точно так же образование новой группировки затеяно отнюдь не в целях взаимопомощи и коллективной обороны участников Западного Союза., а преследует цели укрепления и дальнейшего расширения господствующего влияния англо-американских правящих кругов в Европе. Вдохновители. пакта с самого начала исключили возможность участия в этом пакте всех стран народной демократии и Советского Союза.»
Ответ: .
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
B10
|
Какие три из перечисленных событий произошли в период перестройки? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) учреждение должности Президента СССР
2) отказ государства от оплаты внешних и внутренних долгов (дефолт)
3) принятие новой Конституции
4) провозглашение суверенитета России
5) проведение приватизации
6) выступление ГКЧП
|
||
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).
|
|||
|
|||
B11 Расположите фамилии исторических личностей, чья деятельность относится к XIX - началу XX вв., в хронологической последовательности их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу.
A) П. И. Пестель Б) А.И. Желябов
B) В.И. Ленин Г) А.С. Хомяков
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).
|
|||
Часть 3
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода._
|
|||
|
|||
C1
|
Из стенограммы первого заседания конференции глав правительств СССР, США и Великобритании.
«Рузвельт. ...Я хочу заверить... собравшихся за этим столом членов настоящей конференции... в том, что мы все собрались здесь с одной целью, с целью выиграть войну как можно скорее. ...Я думаю что три нации, объединившиеся в процессе нынешней войны, укрепят связи между собой и создадут предпосылки для тесного сотрудничества будущих поколений.
Черчилль. Это - величайшая концентрация мировых сил, которая когда-либо была в истории человечества.
Сталин. ...Я надеюсь, что мы примем все меры к тому, чтобы... использовать ту силу и власть, которые нам вручили наши народы.
Рузвельт. ... Переходя к более важному и более интересующему Советский Союз вопросу - операции через Канал <Ла-Манш>, я хочу сказать, что мы составляли наши планы в течение последних полутора лет, но из-за недостатка тоннажа мы не смогли определить срока этой операции... Если мы будем проводить крупные десантные операции в Средиземном море, то экспедицию через Канал, возможно, придется отложить на 2 или 3 месяца. Поэтому мы хотели бы получить совет от наших советских коллег в этом вопросе. Мы очень хотели бы помочь Советскому Союзу и оттянуть часть германских войск с советского фронта».
Назовите год и место проведения данной конференции. В ходе какой войны она проводилась?
|
||
C2
|
На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех основных вопросов, обсуждавшихся на конференции.
|
||
C3
|
Какие причины задержки намечаемой операции через Ла-Манш упомянул в своем выступлении Ф. Рузвельт? Какие причины можете дополнительно указать вы? Укажите всего не менее трех причин.
|
||
C4
|
Задания С4-С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса._
Укажите не менее двух задач внешней политики России в царствование Александра II.
Приведите не менее трех примеров событий, относящихся к одной из указанных задач (обязательно указав, к какой задаче приводятся примеры).
|
||
C5
|
Ниже приведены две из существующих точек зрения на период 1964-1982 гг.:
1. Период, когда руководителем СССР был Л.И. Брежнев, стал одним из самых спокойных, стабильных этапов развития СССР, был отмечен отсутствием экономических, социальных, политических потрясений.
2. Период 1964-1982 гг. был временем развития и проявления системного кризиса общества, «эпохой застоя», в итоге приведшей страну к изменению общественно-политической системы в СССР.
Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.
|
||
C6
|
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В 1598 г. Земским собором был избран на царство Борис Годунов. Новый царь зарекомендовал себя как талантливый государственный деятель. Он задумал целый ряд реформ, призванных обеспечить развитие России. Почему же самозванцу Лжедмитрию I удалось столь легко склонить на свою сторону широкие круги населения? Укажите не менее двух причин. Однако уже через год, в 1606 г., Лжедмитрий был убит. Какие особенности политики и поведения предопределили падение Лжедмитрия I? Назовите не менее трех особенностей.
|
||
C7
|
Сравните характерные черты развития советской культуры во второй половине 1920-х гг. и во второй половине 1930-х гг. (задачи, взаимоотношения творческой интеллигенции и власти, состояние системы образования и др.).
Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по истории России
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЧАСТЬ 1
Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал код правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЧАСТЬ 2
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов - букв или цифр.
За полный правильный ответ на задания В2, В4, В6, В8 ставится 2 балла, за правильный неполный - 1 балл, за неверный ответ - 0 баллов.
За правильный ответ на задания В1, В3, В5, В7, В9, В10, В11 ставится 1 балл, за неверный ответ - 0 баллов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что, если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0». При использовании технологии «КРОК» в подобной ситуации используется знак «-», а не «Х».
ЧАСТЬ 3
Из стенограммы первого заседания конференции глав правительств СССР, США и Великобритании.
«Рузвельт. ...Я хочу заверить... собравшихся за этим столом членов настоящей конференции... в том, что мы все собрались здесь с одной целью, с целью выиграть войну как можно скорее. . Я думаю., что три нации, объединившиеся в процессе нынешней войны, укрепят связи между собой и создадут предпосылки для тесного сотрудничества будущих поколений.
Черчилль. Это - величайшая концентрация мировых сил, которая когда-либо была в истории человечества.
Сталин. ...Я надеюсь, что мы примем все меры к тому, чтобы... использовать ту силу и власть, которые нам вручили наши народы.
Рузвельт. . Переходя к более важному и более интересующему Советский Союз вопросу - операции через Канал <Ла-Манш>, я хочу сказать, что мы составляли наши планы в течение последних полутора лет, но из-за недостатка тоннажа мы не смогли определить срока этой операции... Если мы будем проводить крупные десантные операции в Средиземном море, то экспедицию через Канал, возможно, придется отложить на 2 или 3 месяца. Поэтому мы хотели бы получить совет от наших советских коллег в этом вопросе. Мы очень хотели бы помочь Советскому Союзу и оттянуть часть германских войск с советского фронта».
C1 Назовите год и место проведения данной конференции. В ходе какой войны она проводилась?
|
||||||||||||||||||
Ответ:
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
C3
|
Какие причины задержки намечаемой операции через Ла-Манш упомянул в своем выступлении Ф. Рузвельт? Какие причины можете дополнительно указать вы? Укажите всего не менее трех причин.
Ответ:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Могут быть указаны следующие причины:
упомянутые Ф. Рузвельтом
- недостаток специальных судов (тоннажа) для высадки
- планируемые операции в Средиземном море указываемые дополнительно
- хорошо укрепленный немцами берег в зоне предполагаемой высадки, опасения союзников понести большие потери при высадке
- сложные погодные условия в зоне Канала
- желание союзников дождаться максимального ослабления Германии в результате наступления советских войск
- желание Черчилля осуществить высадку на Балканах, чтобы не допустить наступающие советские войска в Европу
- желание союзников достичь ослабления военной мощи СССР к
|
Баллы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
C4
|
Укажите не менее двух задач внешней политики России в царствование Александра II.
Приведите не менее трех примеров событий, относящихся к одной из указанных задач (обязательно указав, к какой задаче приводятся примеры). Ответ:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Элементы ответа
_(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)_
1. Могут быть указаны следующие задачи внешней политики России в царствование Александра II:
- усиление позиций России в Европе
- решение Восточного вопроса (попытки решения Восточного вопроса)
- закрепление России в Средней Азии
- усиление позиций на Дальнем Востоке_
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Могут быть приведены следующие примеры:
укрепление позиций России в Европе
- участие России в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
- подписание Сан-Стефанского мирного договора (1878 г.)
- подписание Берлинского трактата (1878 г.)
- заключение Союза трех императоров (между Российской империей, Германией и Австро-Венгрией в 1873 г.)
- начало оформления Тройственного союза (1878-1882 гг.) Восточный вопрос во внешней политике России
- участие России в Крымской войне (1853-1856 гг.)
- заключение Парижского трактата (1856 г.)
- отмена ограничительных статей Парижского трактата (на Лондонской конференции держав в 1871 г.)
- завершение Кавказской войны
- участие России в русско-турецкой войне (1877-1878 гг.)
- подписание Сан-Стефанского мирного договора (1878 г.)
- подписание Берлинского трактата (1878 г.) закрепление России в Средней Азии поражение в войнах с Россией
- Кокандского ханства
- Хивинского ханства
- Бухарского эмирата
усиление позиций России на Дальнем Востоке
- заключение договора России с Японией (о «мире и дружбе» в 1855 г.)
- заключение Пекинского договора России с Китаем (1860 г.)
- подписание трактата России и Японии о разделе владений на Курильских островах и острове Сахалин (1875 г.)__
_Указания к оцениванию_Баллы
|
|||
|
|||
Названы 2 задачи внешней политики России в царствование Александра II и приведены 3 примера событий с указанием, к какой
задаче они относятся_
Названы 2 задачи и 1-2 примера с указанием, к какой задаче они
|
4
3
|
||
|
|||
относятся
ИЛИ
названы 1 задача и 2-3 примера с указанием, к какой задаче они
относятся_
Названы 2 задачи, примеры не указаны или не указано, к какой
|
2
|
||
|
|||
задаче относятся приведенные примеры ИЛИ
названа 1 задача, приведен 1 пример с указанием, к какой задаче он
относится__
Названа 1 задача, примеры не указаны или не указано, к какой задаче 1
относятся приведенные примеры__
Задачи не названы или названы неверно__0_
|
|||
Максимальный балл 4
|
||
C5
|
||
|
||
Ниже приведены две из существующих точек зрения на период 1964-1982 гг.:
1. Период, когда руководителем СССР был Л.И. Брежнев, стал одним из самых спокойных, стабильных этапов развития СССР, был отмечен отсутствием экономических, социальных, политических потрясений.
2. Период 1964-1982 гг. был временем развития и проявления системного кризиса общества, «эпохой застоя», в итоге приведшей страну к изменению общественно-политической системы в СССР.
Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.
Ответ:
Элементы ответа
_(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)_
Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:
При выборе первой точки зрения:
- экономика СССР в 1970-е - первой половине 1980-х гг., развиваясь экстенсивно, все еще могла вовлечь в производство значительные материальные и трудовые ресурсы (строительство ряда крупных промышленных объектов, вложений в сельское хозяйство)
- сказывались позитивные результаты экономической реформы 1965 г.
- делались попытки нового технического оснащения промышленности
- использование природных богатств, вновь отгрытых нефтяных месторождений позволяло получать «нефтедоллары», создавало возможность обеспечения основных потребностей общества
- существовали небольшие, но гарантированные зарплаты, пенсии, льготы, а также бесплатные образование и медицина
- велось строительство бесплатного жилья для населения, происходило предоставление отдельных квартир для семей
- в обществе господствовала официальная концепция построения «развитого социализма», при котором решен национальный вопрос, создана единая общность - советский народ
- во внешней политике был период разрядки напряженности международных отношений, снижение остроты в «холодной войне»
При выборе второй точки зрения:
- к концу 1970-х гг. стали проявляться серьезные диспропорции в
|
||
структуре промышленности
- тяжелая промышленность, ВПК занимали приоритетные позиции, что обрекало на отставание все другие отрасли
- возрастала доля ручного и малоквалифицированного труда в производстве
- в сельском хозяйстве возрастало число убыточных хозяйств, зерно и мясо закупались за границей
- усиливалась власть партийного аппарата, его контроль над всеми сферами жизни общества, преследование инакомыслящих
- развивалось диссидентское движение
- роль КПСС как политического ядра общества была законодательно закреплена в Конституции СССР 1977 г.
- с вводом войск СССР в Афганистан в 1979 г. закончился период разрядки напряженности международных отношений, начался новый
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
C6
|
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В 1598 г. Земским собором был избран на царство Борис Годунов. Новый царь зарекомендовал себя как талантливый государственный деятель. Он задумал целый ряд реформ, призванных обеспечить развитие России. Почему же самозванцу Лжедмитрию I удалось столь легко склонить на свою сторону широкие круги населения? Укажите не менее двух причин. Однако уже через год, в 1606 г., Лжедмитрий был убит. Какие особенности политики и поведения предопределили падение Лжедмитрия I? Назовите не менее трех особенностей. Ответ:
|
|||
|
||||
Элементы ответа
_(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)_
1. Могут быть указаны причины легкой победы Лжедмитрия I:
- Борис Годунов был царем, занявшим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе
- самозванцу Лжедмитрию I оказали поддержку различные слои общества, так как считали его законным наследником престола, «природным» царем
- резкое ухудшение экономического положения в стране вызвало недовольство правлением Б. Годунова
- низы общества надеялись получить от Лжедмитрия I облегчение своего положения, а служилые люди, казачество - привилегии
2. Могут быть названы особенности политики и поведения Лжедмитрия I:
- отказавшись выполнять обещания, данные польскому королю и католической церкви, он лишился поддержки Речи Посполитой
- самозванец не нашел опоры среди духовенства и дворянства
- не получили ожидаемого многие служилые люди
- особенно острыми были противоречия с московскими боярами во главе с В.И. Шуйским
- своим поведением в быту Лжедмитрий I вызвал неприязнь у москвичей
_Указания к оцениванию_Баллы
Названы 2 причины легкой победы Лжедмитрия I и 3 особенности__4
|
||||
|
||||
Названы 2 причины победы и 2 особенности
ИЛИ
названа 1 причина победы и 3 особенности_
Названы 2 причины победы и 1 особенность
ИЛИ
названа 1 причина победы и 2 особенности
ИЛИ
причины победы не названы, названы 3 особенности Названы 2 любых элемента ответа_
|
3 2
|
|||
Назван 1 любой элемент ответа,
ИЛИ все элементы ответа названы неверно
|
0
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Максимальный балл
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
C7
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сравните характерные черты развития советской культуры во второй половине 1920-х гг. и во второй половине 1930-х гг. (задачи, взаимоотношения творческой интеллигенции и власти, состояние системы образования и др.).
Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответ:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Элементы ответа об общих характеристиках (С7.1) и элементы ответа о различиях (С7.2) оцениваются раздельно - в 2 балла.__
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С7.2 Различия:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Названы 2 различия__2
Названо 1 различие__1_
Все различия названы неверно__0
_Максимальный балл_2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Файлы в формате pdf:
Демонстрационный вариант экзаменаКодификатор элементов содержания по истории России (полный список возможных вопросов)
Спецификация экзаменационной работы по истории России
единого государственного экзамена 2008 г.