. Иногда эти смотры проводились прямо на поле отгремевшей битвы, как тот, что он провел после боя при Валу-тиной горе, иногда в более мирной обстановке: «Каждое воскресенье после мессы и дипломатического приема проводился парад, где ему представляли вновь сформированные части, - вспоминал генерал Роге, - он проходил вдоль рядов войск, находя в строю солдат, ветеранов своих первых походов, приветливо беседовал с ними, вспоминал бои, где они отличились, и всегда оставлял их глубоко растроганными. Иногда он спрашивал полковника или капитана, иногда прямо у солдат, кто из них самый храбрый, и всегда окружал храбреца своим вниманием, повышал его в чине или награждал. Иногда какой-нибудь из солдат сам испрашивал у него милость. Тогда Император обращался к его товарищам, и, если те подтверждали, что проситель заслуживает поощрения, он приказывал сопровождающему его офицеру занести фамилию просителя в блокнот, чтобы наградить или повысить в звании. Однажды он забыл сказать офицеру, чтобы тот записал сведения в блокнот. Солдат, просивший его о награде, не отстал от него и подходил еще несколько раз. Император ответил наконец несколько раздраженно: "Ты просишь крест - он у тебя будет, что тебе нужно?" - "Да, Сир, но пока этот господин, -солдат показал на Бертье, - не запишет меня в свою тетрадку, я буду дураком, отстав от Вас". Император рассмеялся и сказал: "Бертье, сделайте, о чем Вас просят". Эти моменты были очень важны. Они трогали сердца солдат, оставались в их памяти, о них говорили на биваках, они были той нитью, которая связывала Императора и его бесстрашных "ворчунов"».
    Огромное впечатление на солдат и офицеров производило и военное красноречие их вождя. Император умел так говорить с войсками, что самые холодные и скептически настроенные люди невольно воодушевлялись. «Его слова были простыми, но какое неповторимое красноречие было вложено в них, как много было в этом пламенном взгляде, в этом взволнованном, проникающем в самую душу голосе! - вспоминал пехотный лейтенант. - Никогда не забуду, как в конце речи он приподнялся в стременах и, протянув руку к нам, бросил слова: "Вы клянетесь?!" Я почувствовал тогда вместе со всеми моими товарищами, как он словно из глубины груди вырвал крик: "Клянемся! Да здравствует Император!" Какая чудодейственная сила в этом человеке! У нас были почти что слезы на глазах и, конечно, непоколебимая решимость в сердце».
    Поистине шедевром являются и прокламации Наполеона, которые «при чтении в не боевой обстановке казались нам болтливыми и хвастливыми, но волновали души его солдат и делали их непобедимыми». При внешней импровизированности наполеоновские воззвания представляют собой строгое и классическое произведение. Здесь нет ничего лишнего, каждая фраза, словно спонтанно выгоывающаяся из-под пера, на самом деле подчинена глубокому внутреннему ритму. Начало сразу захватывает слушателя: «Солдаты! Война третьей коалиции началась...», «Солдаты! Мы не побеждены...» или «Солдаты! Я доволен вами!» Затем несколько энергичных, литых фраз и яркая концовка: «Они и мы, разве уже не аустерлицкие солдаты!», «Вперед же, и пусть, завидев вас, враг узнает своих победителей!», «Для каждого француза, у которого есть сердце, настал момент победить или умереть!»
    И армия всегда отвечала на этот призыв: она шла за ним, верила ему и обожала его...
    Честь, отвага, преданность Императору и способность не унывать в самых тяжелых условиях — вот, собственно, и все главные моральные характеристики, свойственные наполеоновской армии в целом. Не случайно Гейне, мальчишкой видевший эту великую эпоху, в замечательном произведении «Das Buch Le Grand» дал короткое, но такое блистательное по точности, почти исчерпывающее описание солдат Наполеона: «Я вышел из дома и увидел вступающие в город французские войска, этот ликующий народ -дитя Славы, с пением и музыкой прошедшие весь мир, радостно-серьезные лица гренадеров, медвежьи шапки, трехцветные кокарды, штыки вольтижеров, полных веселья и point d'honneur...»
    Тем не менее описание морального облика наполеоновской армии будет неполным, если не затронуть одного очень важного для любого воинского организма вопроса, а именно дисциплины.
    Насколько прочными были узы дисциплины и субординации, связывающие французские войска эпохи Первой Империи, и на чем прежде всего держалась дисциплина? Собственно говоря, рассказывая об отваге наполеоновской армии, мы уже отвечали на вторую часть этого вопроса. Де Брак со своей воинской лаконичностью так формулирует принципы, на которых строилась дисциплина:
    «Вопрос: Что есть основа дисциплины?
    Ответ: Честь».
    Действительно, материальные стимулы, страх наказания играли, конечно, свою роль, но они не были единственной базой дисциплины и субординации. «Страх как основа для порядка был практически не­известен большинству наших солдат, - писал генерал Фуа. - В большинстве полков с ними обращались с крайней мягкостью. Телесные наказания не употреблялись, ибо их отвергало общественное мнение; подобные наказания вообще могут существовать как об­думанная мера лишь в тех странах, где бьющие считают себя существами высшего порядка по сравнению с теми, кого бьют...
    Однако субординация царила в нашей армии, быть может, в большей степени, чем в любой другой армии Европы...»
    Конечно, картина, написанная Фуа, не свободна от идеализации. Порядок в наполеоновских войсках имел свои лимиты, а дисциплина, как и в любой армии, давала сбои, подчас весьма значительные, но об этом несколько позднее.
    
[<<--Пред.] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [След.-->>]
Другие статьи на эту тему:
Тактика артиллерии
Подобно пехоте и кавалерии, артиллерия не получила каких-либо принципиально новых уставов в эпоху Революции и Империи. Более того, этот род войск вообще не имел никакого тактического устава в современном...
читать главу

Кавалерия
В эпоху Революционных войн кавалерия переживала если не упадок, то, по крайней мере, явно играла в армии второстепенную роль. В отличие от пехоты, ряды которой пополнялись за счет создания волонтерских батальонов, а позже вследствие принудительных наборов,. ...
читать главу
Битва при Каннах: позор римлян
Ганнибал с его непримиримой ненавистью к римлянам был постоянным раздражителем и угрозой для Римской Республики. Именно поэтому в 216 г. до н. э. на битву с ним отправились оба новых консула (Теренций Варрон и Эмилий Павел). Силы римлян превосходили Карфаген: по сведениям историков, в римской армии было около 80000 пехотинцев и 7000 конников, в то время как у Ганнибала – 40000 пехоты и 10000 кавалерии.
Сражение должно было состояться вблизи городка Канны, где римляне оборудовали большое хранилище провианта. Предусмотрительный Ганнибал, умело используя данные разведчиков, сумел захватить всю провизию, оставив римлян на голодном пайке.
читать статью

Конец 2-й Пунической войны: Карфаген должен быть разрушен!
На первый взгляд, Ганнибалу только и оставалось, что триумфально войти в Рим. Но он не спешил. Уставшие и поредевшие после 3-летней войны войска, тщетные ожидания восстания итальянских народов против Рима, борьба за власть в самом Карфагене… Все эти факторы усугубило сражение при Ноле, состоявшееся в 215 г. до н. э., где римские войска впервые оттеснили карфагенян. Это не самое яркое с точки зрения военного искусства сражение подняло боевой дух римлян, заставив поверить их в то, что они могут противостоять Ганнибалу, «великому и ужасному».
читать статью