ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович      ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926), русский живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины («С квартиры на квартиру», 1876), лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок («После побоища», 1880, «Аленушка», 1881, «Богатыри», 1881-98). Выступал как театральный художник («Снегурочка» А. Н. Островского, 1882, 1886) и живописец-монументалист (росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-96).
      ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович [3 (15) мая 1848, село Лопьял, ныне в Кировской области — 23 июля 1926, Москва), русский художник. Сыграл ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма 19 века к стилю модерн.
      Выходец из семьи сельского священника, первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-67), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-68 учился под руководством И. Н. Крамского. В 1868-75 совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 — член Товарищества передвижных художественных выставок.
      Творческая биография Васнецова отчетливо делится на два больших периода. В первом он следует принципам передвижнического социально-критического жанра. Среди героев картин — петербургская беднота, например, чета обнищавших стариков, меняющая жилище («С квартиры на квартиру», 1876, Третьяковская галерея). Добродушного юмора полна картина «Преферанс» (1879, там же), иронизирующая над унынием мещанской жизни. Ирония и сострадание сливаются здесь воедино, что близко поэтике Ф. М. Достоевского.
      Подъем общественного интереса к национальным древностям в последние десятилетия 19 века приводит к решительным сдвигам в творчестве художника. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он радикально реформирует русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен этого периода — картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам «Слова о полку Игореве», 1880), «Аленушка» (1881), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Наибольшую известность получила картина «Три богатыря» (1881-98; все четыре — в Третьяковской галерее) с фигурами конных витязей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, охраняющих границы отечества.
      На смену ранним психологическим новеллам приходит монументальный эпос. Ряд произведений (напр., «Три царевны подземного царства», 1881, Третьяковская галерея) уже несет в себе все характерные черты декоративной картины-панно стиля модерн, основанной на поэтике символизма, которая размывает границы между сказочной фантастикой и реальностью. У русских и зарубежных ценителей (напр., у А. А. Блока и Р. М. Рильке ) творчество нового, «эпического» Васнецова находит горячий отклик как выражение «нового русского стиля».
      Новаторский этап в сценографии составили васнецовские эскизы к постановке пьесы-сказки А. Н. Островского «Снегурочка» (акварель, 1881-82, музей-усадьба в Абрамцеве) на домашней сцене С. И. Мамонтова в Москве и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова (акварель, гуашь, 1885, Третьяковская галерея) в Московской частной русской опере того же мецената.
      Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно «Каменный век» (1883-85), написанном для московского Исторического музея, изобразив на нем древних предков славян. Но самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора (1885-96); стремясь по возможности обновить византийские каноны, художник вносит в религиозные образы лирическое, личностное начало, обрамляет их фольклорным орнаментом.
      Самобытен вклад Васнецова также в историю архитектуры и дизайна. В русском стиле он видел не просто предлог для подражания старине, но и почву для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества, как органическая, «растительная» целостность и декоративное богатство форм. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции (1881-82) и шутливо-сказочная «Избушка на курьих ножках» (1883). Им была также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы (св. Георгий, побеждающий дракона) в центре.
      Поздний период творчества художника исполнен мрачных переживаний. Ужасы революционного террора начала века толкают его в лагерь правых экстремистов национал-шовинистического толка. Он вступает в «Союз русского народа», оформляя своими славянскими орнаментами издания «союзников». Полны сложного аллегорического подтекста картины «Царевна-Лягушка» (1901-18) и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1913-18); общественность воспринимала их как выражение тревожных раздумий мастера по поводу назревавшей и свершившейся социальной катастрофы. После Революции он не принимает активного участия в художественной жизни, но продолжает работать, создав, в частности, ряд значительных портретов, в том числе неоконченный портрет художника М. В. Нестерова (1926; все три — Дом-музей В. М. Васнецова, Москва), испытавшего его глубокое влияние. В 1953 московский дом Васнецова (построенный по его эскизу в 1894 году) был превращен в Дом-музей. Музей имени братьев Васнецовых был открыт в 1988-м в Кирове (б. Вятка).

М. Н. Соколов (статья из «Большой Энциклопедии Кирилла и Мифодия»



   назад