←  История древнего мира

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Лабиринт и спираль: воплощение идеи смерти...

Фотография Darius Darius 25.08 2022

Круговой лабиринт, основанный на обычной спирали, появляется только в позднеклассическую эпоху на кносских монетах IVв до н.э, и даже там сначала в виде четырехугольника. Круглый «лабиринт для процессий» мы встречаем на кносских монетах в поздний эллинистический период (IIв до н.э), в то время как на территории Италии в изображении этрусской «труйской (троянской)» игры – уже в VIIв до н.э. Более старые изображения на греческой территории – это меандровые узоры. Такой лабиринт обнаружен уже на фресках кносского дворца. Если его возраст равен возрасту кносского дворца, то он относится к IIIСМП. 

 

Не исключено, что лабиринт мог быть танцем, и этот танец изобрел Дедал, создавший также танцевальную площадку для Ариадны. Возможно, что именно очертания не минойского дворца, а созданной Дедалом танцплощадки на «белом камне» показывали в Кноссе. О рисунке делосского танца можно судить потому, что его танцевали вокруг алтаря, построенного из левых рогов. Налево – в сторону смерти. Можно предположить, что геронос изначально был не только «танцем журавлей», но танцем времени полета журавлей, т.е его танцевали осенью, во время траурной церемонии в память об Ариадне (стр. 76) К. Кериньи. Исследования лабиринта. Евразия, 2020

 

Возможно, что подземные каменоломни в Гортине еще много лет спустя отождествлялись с со знаменитым Лабиринтом. Это толкование подкреплено этимологией слова «лабиринт» от «лабрис». Связь между этими двумя понятиями можно объяснить тем, что слово «лабиринт» изначально обозначало каменоломню сл множеством шахт, гротов и пещер, т.е Лабиринт - это подземное сооружение, подземный мир

 

В Египте спираль выступает в роли чужеродного элемента, обычно не связанного с местными памятниками и появляется только на гиксосских скарабеях. Совершенно иную ситуацию мы видим на Крите и в неолитической культуре Киклад: там спираль украшает значимые культовые памятники (саркофаг из Агиа-Триады, топор из Маллии, урну из Мелоса). В Египте эпохи XII династии минойское влияние впервые становится заметным, и именно тогда спираль появляется на скарабеях и получает определенное смысловое наполнение. Вопрос о происхождении и путях распространения этого орнамента еще более усложняет Мальта, где неолитические религиозные памятники украшены спиралями (стр. 103) К. Кериньи. Исследования лабиринта. Евразия, 2020

 

Простая спираль в эпоху палеолита была распространена и в Южной Европе, палеолитические корни прослеживаются у меандра – но не в Средиземноморье, а на Украине. Гипотеза о распространении этого орнамента с юга на север и с запада на восток – лишь одна из возможных. Противоположный вариант – северное и восточное направление – основывается на том, что крито-микенская культура на материке соприкасалась с областью распространения неолитической спирали – культурой меандровой керамики. Эта область простирается от Бельгии через южную Германию, Богемию и Венгрию до севера Балканского пол-ва; здесь самые известные находки сделаны в Бутмире в Боснии. Культура меандровой керамики в большей или меньшей степени связана с той, которая существовала в неолитической Фессалии и о-вах Эгейского моря и памятниками которой являются известные идолы (стр. 110)

 

Большинство доисторических спиральных орнаментов украшали гробницы, саркофаги или погребальный инвентарь. Здесь господствовала идея смерти, которая в целых доисторических культурах находила обрамление в форме спиральной линии, изгибы которой указывали на возрождение и следующую жизнь (стр. 115) К. Кериньи. Исследования лабиринта. Евразия, 2020

Ответить