←  Белоруссия

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Почему убили Янку Купалу?

Фотография Alisa Alisa 29.01 2016

Янка Купала - это один из духовных символов Беларуси. Белорусская литература в своём становлении очень многим ему обязана. Как и все классики, Янка Купала является вечно актуальным, он всегда будет входить в ряд выдающихся людей Беларуси. Он относится к той плеяде деятелей национальной культуры, которая вначале двадцатого века, когда белорусский язык был в очень тяжёлых условиях и стоял вопрос о выживании белорусской нации как народа, сделала очень много, чтобы белорусы почувствовали себя полноценным народом.

До сих пор у всех вызывает интерес странная гибель поэта в гостинице «Москва» в 1942 году. По официальной версии, Янка Купала случайно упал в лестничный пролет и разбился, пролетев более десяти метров. Однако высота перил и то, что поэт не просто скатился по лестнице, а упал в шахту между пролетами, по мнению минских ученых, говорит о возможном убийстве. Так считает Елена Бурбовская, замдиректора минского Музея имени Янки Купалы. По ее словам, писатель при необычных обстоятельствах был вызван из номера, где находился с большой компанией, а непосредственных свидетелей его смерти разыскать так и не удалось. Когда постояльцы гостиницы выбежали из своих номеров на раздавшийся на лестнице шум, вверх по ступеням убегала неизвестная женщина, а на площадке между этажами лежала туфля писателя… Хранители минского Музея имени Янки Купалы уверены, что в архивах ФСБ есть секретные документы, которые могут пролить свет на это, возможно, заказное убийство.

Вот мнение директора музея Я.Купалы Сергея Вечера, которое он изложил белорусским журналистам в интервью 10 июля 2006 года:

«История интересна своими загадками. Если бы всё было разложено по полочкам - было бы даже скучно. В истории очень часто случается так, что невозможно установить достоверность того или иного события. Что касается смерти Янки Купалы, никаких документов и свидетельств на этот счёт не осталось, есть только заключение, что он упал и прочее, прочее, прочее….

В архивах НКВД и КГБ пока ничего не найдено, хотя запросы туда были. Если и была команда «убрать», то это могло документально и не оформляться. Скорее всего, это надолго останется загадкой. Хотя с точки зрения логики, на мой взгляд, он умер не своей смертью. У нас есть информация о расписании тех дней, когда он был в Москве. Не было у него такого настроения, чтобы желать покончить с собой. На следующий день ему надо было выступать по радио на территорию Беларуси с воззванием к своим землякам (шла война), также на следующий день ему надо было получать гонорар за свою книгу…

Есть версия, что он был выпившим и случайно выпал, она мне также кажется неправдоподобной и даже глупой. Врачи в это время запрещали ему употреблять алкоголь по состоянию здоровья.

Кстати, когда разбирали гостиницу «Москва», наша работница забрала и привезла в Минский музей те самые перила, через которые упал Янка Купала. Также у нас в музее имеются и ступеньки этой злополучной гостиницы. На следующий год мы собираемся создать экспозицию. Можно будет оценить вероятность, возможно ли было через такие перила перевалиться самому.

Тем не менее, факт остаётся фактом. Янка Купала до конца своей жизни, даже несмотря на то, что у него есть немало стихотворений, которые восхваляют советскую власть, находился во внутренней эмиграции. Даже своим присутствием он показывал, что белорусский народ и белорусская литература жива. До конца власть советов так и не смогла сделать из него писателя подходящего им образца, поэтому его присутствие было им не угодно, а мотив в то время можно было подобрать любой».



РАССЛЕДОВАНИЕ

Белорусский журналист Виктор Мартинович в статье «Дело №1269. Оно не засекречено, но его запрещено исследовать» пишет:

«Осенью 1938-го года руководство Союза советских писателей ожидало своего ареста со дня на день. Создатели мифа о благополучной социалистической Беларуси, сами они прекрасно понимали, в каком государстве живут. По словам Веры Даниловны Мицкевич, внучки Якуба Коласа, в 1938-м году ее дед спал, не раздеваясь. Рядом с кроватью он ставил чемоданчик со сменой белья, провиантом и бритвенными принадлежностями. У «главных персонажей» нашей истории - Янки Купалы и Якуба Коласа уже был опыт общения с органами НКВД и ОГПУ. В 1930-м году они были арестованы за участие в мифическом «Союзе освобождения Беларуси», якобы возглавляемом академиком Вацлавом Ластовским. Всего по этому делу было арестовано 108 человек. Тогда для столпов белорусской литературы все обошлось более-менее благополучно. На допросе в октябре 1930 года Янку Купалу обвинили в идейном руководстве «Союзом». В ответ на это, 20 октября он попытался покончить с собой. Перед неудавшимся самоубийством Купала направил письмо главе ЦИК БССР Александру Червякову. «Товарищ председатель! - говорилось в письме, - Еще раз, перед смертью, заявляю о том, что я ни в какой контрреволюционной организации не был и не собираюсь быть». Неизвестно, что спасло писателей, - то ли интерес общественности, привлеченной неожиданной попыткой суицида, то ли более чем принципиальная позиция обоих писателей на допросах. Обвинение, грозившее высшей мерой наказания, сняли.

Намерения госбезопасности в 1938-м году были значительно более серьезными. «Охота» на писателей началась с уничтожения их ближайшего окружения. Осенней ночью 1938-го года без всяких объяснений был арестован брат жены Якуба Коласа Александр Каменский, «дядя Саша» - для семьи писателя. Больше ни Колас, ни кто бы то ни было другой, этого человека не видел. Впоследствии, уже после получения Ленинской премии, писатель попытался выяснить, где находится «дядя Саша» и в чем его обвиняют. Однако, все, кто мог быть причастен к этому делу, хранили гробовое молчание. В 1990-м году «дело Каменского» попыталась найти внучка писателя, Вера Мицкевич. В многочисленных инстанциях, куда она обратилась, ей объясняли, что дело то ли утеряно, то ли уничтожено. Родственники подозревают, что одно из тех 30-ти свидетельских показаний на Коласа, о которых писал Пономаренко [первый секретарь белорусской компартии в своем доносе на наших писателей] Сталину, было «выбито» из «дяди Саши». О настроениях, царивших в среде белорусских писателей в это время, можно судить из слов Якуба Коласа, приведенных в неизданной до сих пор книге «Любить и помнить. Вспоминает сын Я. Коласа». Авторство книги принадлежит умершему в 1996-м году Даниле Мицкевичу. «Отец как-то в семье сказал: что же делать? Может быть мне в знак протеста отказаться от пенсии?... А что это даст, никто про это широко не узнает, это будет расценено как контрреволюционный выбрык, будет поклеп».

В напряженном ожидании ареста прошло два месяца. А в январе 1939-го года случилось чудо. Я. Коласа и Я. Купалу представили к первым орденам Ленина. Дело писателей, почти уже завершенное, внезапно закрыли, как когда-то было и с делом врачей. Есть несколько версий о том, что же побудило Сталина и Пономаренко «помиловать» Коласа и Купалу. По версии доктора исторических наук Ростислава Платонова, на этом настоял Сталин. По другой версии, которой, в частности, придерживается внучатая племянница Купалы Жанна Казимировна Допкюнас, сам Пономаренко побоялся уничтожения столпов белорусской культуры. Дело в том, что на посту первого секретаря он пребывал всего несколько месяцев и репрессии против писателей могли вызвать резко негативное отношение к нему. Так или иначе, по словам Веры Мицкевич, Якуб Колас не поверил в то, что «вожди» помиловали его и даже после награждения продолжал спать в одежде...»

Выскажу еще одно предположение, почему Сталин приказал закрыть дело белорусских писателей. В конце 1938 - начале 1939 гг. Сталин уже разрабатывал план завладеть Западной Беларусью и Западной Украиной путем ввязывания Германии в войну с Польшей. План был окончательно оформлен к лету, а в августе реализовался в виде подписания советско-германского пакта и секретного протокола о разделе Восточной Европы. На фоне ожидаемого захвата Западной Беларуси уничтожение белорусских писателей показывало бы СССР в глазах западных белорусов в неприглядном виде. Скорее всего, именно поэтому Сталин приказал не просто повременить с казнью писателей, но и наградил их орденами - это был акт пропаганды, адресованный прежде всего для населения Западной Беларуси.

Замечу также, что версия о «руке Москвы» (то есть ГПУ-НКВД) до сих пор активно обсуждается российскими историками, пишущими о смерти Есенина. Эта версия и в смерти Есенина, и в смерти Купалы, и в смерти других писателей и деятелей культуры СССР потому и является ведущей, что режим Сталина вел активную войну против интеллигенции. Это только в период гласности стали известны обстоятельства убийства органами НКВД Мейерхольда - это убийство в СССР пытались выдать за «смерть от несчастного случая».

Особенность ситуации в том и состоит, что малоизвестных деятелей культуры можно было просто репрессировать. Виктор Мартинович пишет в своей статье: «К 1938-му году уже были репрессированы: Платон Головач, Максим Горецкий, Язеп Пушча, Цишка Гартный, Владислав Голубок, Алесь Гурло, Алесь Звонак. 17 сентября 1936-го года первый секретарь ЦК КП(б)Б Николай Гикало сообщал главе НКВД СССР Ежову, что в результате выявления классово враждебных элементов от работы освобождено огромное количество работников печати, что создало исключительную в них потребность. В БССР не хватало около 70 руководящих работников печати. Даже в Главлите (главное цензурное ведомство) из 12 ответственных работников осталось только 2. Но несмотря на такой «широкий» подход к делу ликвидации классово чуждых писателей и публицистов, ничего подобного тому, что могло произойти в 1938-м году, наша литература не знала. Репрессировать планировалось ни много, ни мало все руководство Союза писателей, успевшего просуществовать всего четыре года».

Белорусский писатель Леонид Матусевич в статье «Сталинизм в Беларуси» (№8, 2006 нашей газеты) писал, что «В 1930 органами ОГПУ была "раскрыта национально-демократическая, контрреволюционная антисоветская организация", которая получила название "Союз освобождения Белоруссии" (СОБ). По делу СОБ было арестовано 108 человек, среди них академики Белорусской Академии наук (БАН) В.Ластовский, Я.Лесик, С.Некрашевич, нарком земледелия БССР Д.Прищепов, нарком народного образования БССР А.Балицкий, писатели М.Гарецкий, В.Дубовка, Е.Пуща и другие. (Всего в Беларуси в 20-50 гг. было арестовано 238 литераторов. Только около 20 из них вернулись из лагерей. Неоднократно подвергались аресту Г.Березкин, С.Граховский, А.Александрович, С.Шушкевич и другие.) (П.Г. Чигринов "Очерки истории Беларуси", Минск, "Вышэйшая школа", 2004, стр. 403).

...Руководящая верхушка не доверяла партийным комитетам и организациям. Время от времени в партии проводились так называемые чистки. Во время партийной чистки 1933 г. численность КП(б)Б сократилась с 65040 до 37909 человек. В результате массовых чисток и террора КП(б)Б потеряла к 1938 году 40% своего состава.

В первом квартале 1933 г. в БССР к высшей мере наказания и к 10 годам тюремного заключения были приговорены более 5,5 тысяч человек. Только "тройки" НКВД БССР в 1935 году осудили 8074 человек, а в 1936 - 12371. «Агенты вражеских разведок», «отрабатывающие западные деньги», были везде, от колхозов до ЦК КП(б)Б.

Сталин не щадил и своих палачей - работников ОГПУ-НКВД. В 1939 году был осужден к высшей мере наказания ряд ответственных работников Наркомата внутренних дел БССР, в том числе пять председателей ОГПУ-НКВД Белоруссии, которые занимали этот пост в БССР в разное время: Б.Берман, Л.Заковский, И.Леплевский, А.Наседкин, Р.Рапопорт, некоторые их заместители.

В июне 1937 года состоялся 16-ый съезд КП(б)Б. Доведенный на этом съезде до отчаяния надуманными, безжалостными нападками Председатель Центрального Исполнительного Комитета БССР с 1920 года А.Червяков застрелился в своем кабинете.

29 июня 1937 состоялся III Пленум ЦК КП(б)Б, который сыграл в истории Беларуси роль своеобразного детонатора. В республике начались повальные репрессии. С середины 1937 года и до июля 1938 года было арестовано 2570 "врагов народа" разных мастей. Из них: 40 наркомов и их заместителей, 179 руководящих работников советского и хозяйственного аппарата, 1 академик, 25 ученых, 49 преподавателей ВУЗов БССР, 23 работника ЦК КП(б)Б, 16 работников Совнаркома, в том числе был арестован в Москве и председатель СНК БССР Н.Голодед, который во время следствия покончил с собой, выбросился из окна здания НКВД БССР».

Вся эта вакханалия арестов и массовых самоубийств, конечно, создавала определенный «мотив Эпохи». И нельзя отделять Я. Купалу от этой вакханалии, тем более что ранее, 20 октября 1930 года, он тоже попытался покончить с собой, когда был арестован по липовому делу «Союза освобождения Беларуси», под предлогом которого Москва истребляла белорусское национальное самосознание. Массовые самоубийства известных белорусских людей тогда объяснялись вовсе не «личными причинами», а политическими. Однако обстоятельства гибели Янки Купалы в московской гостинице бесспорно показывают, что это не было самоубийством: у поэта не было для этого ни личных мотивов - абсолютно никаких, ни политических - аналогичных мотивам Голодеда или Червякова.

Полагаю, что такие люди, как Колас, Купала, Мейерхольд были такими знаковыми фигурами для национальной культуры, что их арест означал бы открыто удушение всего национального в белорусском, еврейском и пр. самосознании окраин СССР. Поэтому их ликвидация должна была осуществляться иначе: НКВД убивает Мейерхольда, но его, якобы погибшего от несчастного случая, хоронят с огромными почестями. Что точно так произошло и в случае с Я. Купалой. О причастности НКВД к убийству Мейерхольда нам стало известно из рассекреченных документов. Но о причастности НКВД к смерти Я. Купалы пока нет сведений, ибо ФСБ России пока не передала Беларуси даже само дело о его смерти, хотя запрос с нашей стороны был подан в ФСБ еще несколько лет назад, как сообщает директор музея Я.Купалы.

Мнения криминалистов

А теперь давайте вместе подумаем, взглянем логически на обстоятельства смерти поэта.

Официальная версия СССР (которая и поныне массово распространяется в Беларуси) говорит, что Янка Купала покончил свою жизнь самоубийством, сбросившись в пролет гостиницы «Москва». Однако любой криминалист эту назойливо навязываемую (что уже подозрительно) «версию» опровергнет на хотя бы трех основаниях:

1. Янка Купала в веселом и бодром настроении сказал своим товарищам в номере, что «надо кое с кем переговорить», и что «он через минуту вернется». Так самоубийцы себя не ведут. Причем, на следующий день ему надо было выступать по радио на территорию Беларуси с воззванием к оккупированным белорусам, и на следующий день ему надо было получать гонорар за свою книгу.

Кто этот «кое-кто», с кем хотел за дверями поговорить Купала - загадка по сей день. Очевидно, это и есть его убийца.

2. Самоубийцы оставляют записки, в которых раскрывают смысл своего акта. Как это сделал, например, Сергей Есенин (хотя его предсмертная записка и оспаривается рядом российских историков). Для поэта самоубийство является поэтическим актом, и без посмертной записки в стихах не кончал счеты с жизнью НИ ОДИН ПОЭТ. В случае с Янкой Купалой не только никаких таких посмертных записок не было, но он даже своим друзьям в номере не намекнул, что «будет кончать с жизнью». В том числе тут не может быть и политического самоубийства - перечисленные выше обстоятельства этому противоречат.

Существенно, что когда 20 октября 1930 года Купала якобы хотел покончить собой, он перед этим выслал письмо главе ЦИК БССР Александру Червякову, в котором доказывал: «Еще раз, перед смертью, заявляю о том, что я ни в какой контрреволюционной организации не был и не собираюсь быть». А в данном случае никакого подобного письма не было, как не было и политической угрозы со стороны властей, которую бы ощущал писатель.

3. Наконец, самое главное. На площадке лежала туфля писателя. Дико предположить, что Янка Купала, задумав самоубийство, вдруг снял одну туфлю и положил ее на площадку, и в одной туфле решил собой покончить. Так самоубийцы не поступают. Если бы он был самоубийцей, то как раз с обеими туфлями на ногах аккуратно преодолел бы перила и падал вниз. Эта туфля на площадке говорит о борьбе Янки Купалы с кем-то («кое-кем»), ибо слететь с ноги она может только при активном сопротивлении.

Сопротивлении с кем? Елена Бурбовская, замдиректора минского Музея имени Янки Купалы, говорит: «Когда постояльцы гостиницы выбежали из своих номеров на раздавшийся на лестнице шум, вверх по ступеням убегала неизвестная женщина, а на площадке между этажами лежала туфля писателя». Вряд ли женщина могла скинуть в лестничный проем сильного и здорового мужчину. Скорее всего, она была просто свидетелем случившегося и в шоке от увиденного убегала, а тут кто-то другой «помог», мощными ударами оглоушив поэта и перекинув его за парапет.

Обстоятельства смерти Янки Купалы я обсудил с двумя весьма опытными белорусскими криминалистами, которые попросили не упоминать их имен в этой статье. Непредвзято они высказали общее мнение: если бы такую смерть расследовали наши органы правопорядка сегодня, то версия о самоубийстве или несчастном случае была бы сразу следствием отброшена, так как туфля Янки Купалы на лестничной площадке прямо указывает на борьбу с кем-то - и противостоянию попытке сбросить его в проем. В самоубийствах и несчастных случаях обувь жертвы не остается на месте, откуда жертва летит вниз. Тем более речь идет об одной туфле, а вторая осталась на упавшем и плотно сидела на его ноге. То есть, чтобы ее сорвать - были какие-то сильные внешние усилия.

Какие? Сорвать плотно сидящую туфлю на ноге (вторая осталась на упавшем) мог только удар пяткой по парапету. От этого удара пяткой туфля и слетела, по своей траектории оказавшись на площадке между этажами, это элементарная физика. Что означает - человек падал в пролет спиной. А не лицом. Так самоубийцы не падают, поэтому самоубийство абсолютно исключается. Это с точки зрения криминалистики - факт.

Эксперты высказали такое мнение (выражаемое ими профессионально для аналогичных сегодняшних случаев): самоубийством это быть никак не могло, на 20% это несчастный случай, на 80% - убийство, и такой случай ими бы расследовался сегодня как именно убийство - как предварительная версия следствия. Недостаток подробностей не позволяет судить более точно. А все подробности - до сих пор хранятся в тайне в России, где ФСБ до сих пор не желает рассекретить это дело, даже после многочисленных наших запросов. Тайна смерти поэта по-прежнему скрывается, и если бы в ней не было «ничего крамольного» - то зачем ее тогда скрывать? Видимо, что-то «крамольное» все-таки было.

В любом случае самоубийство поэта нужно вычеркнуть из возможных версий трагедии. Янка Купала упал в лестничный пролет гостиницы «Москва» не по своей воле и падал спиной вниз. То есть, его скинули. Хотя бы это мы знаем сегодня точно.

ЕЩЕ ОДНА ВЕРСИЯ

Народ часто склонен подозревать власти в убийстве поэта, и даже вполне «бытовая» гибель Пушкина иными трактуется как «заговор царизма» (в том числе эта версия была популярна у идеологов СССР). Но в данном случае все-таки «бытовая» версия (что, мол, Купалу столкнул в пролет некий личный враг) кажется крайне маловероятной, так как в Москве в 1942 году у такой знаковой фигуры, как Купала, было на порядок больше шансов стать жертвой именно такой «ликвидации» со стороны тиранического режима.

Позже, после войны, органы НКВД-МГБ (отдел Павла Судоплатова) уничтожали глав Униатской РПЦ Киева в Западной Украине «интеллигентно»: делали инъекцию яда кураре и констатировали «инфаркт». Об этом много пишет в своих мемуарах Судоплатов. Но в 1942 году было не до таких «вычурностей». Проще было просто скинуть в пролет.

Интересные сведения, касающиеся смерти Купалы, были опубликованы в 1992 году в украинской газете «Час». Житель Киева А.С. Васильченко, сын украинского журналиста С.А. Васильченко, писал в газете: «В первые дни войны органы НКВД расстреляли в тюрьмах УССР и БССР всех заключенных, арестованных в Западной Украине и Западной Беларуси из-за их «неблагонадежности». Это и офицеры запаса, служившие в польской армии, и работники правоохранительных органов, и предприниматели, и священники. Но больше всего среди них было представителей интеллигенции, в том числе там были историки и писатели. Всего убито - несколько десятков тысяч, среди них и сын писателя Франко Петр Франко, ученый с мировым именем. Сейчас это стало общеизвестно, об этом пишет ваша газета, но тогда это было огромной тайной. Слухи об этой трагедии дошли до эвакуированной в Москву украинской интеллигенции только в 1942 году. Мой отец, тогда тоже живший в Москве, рассказывал мне в 80-е, что эту тему на своих встречах дома обсуждали тайком представители украинской и белорусской интеллигенции, некоторые сильно возмущались, предлагали что-то предпринять, кому-то писать. Все это быстро стало известно Органам, и последовали аресты, а входивший в этот кружок общения белорусский поэт Янка Купала погиб, выпав в пролет гостиницы «Москва». Связаны эти события между собой или нет - отец не знал, но обсуждение этой темы среди нашей эвакуированной интеллигенции мигом прекратилось».

Совпадение - или нет? Трагедия 23 июня 1941 года (о которой стало широко известно только после рассекречивания документов в 1991 году, о чем писала газета «Час» и в ответ в газету пришло письмо от А.С. Васильченко) - тщательно скрывалась в СССР. Малоизвестна и сегодня. Подробности недавно рассказал российский публицист Леонид Млечин в свой передаче «Особая папка» на канале ТВЦ: органами НКВД 23 июня 1941 года были расстреляны 120 тысяч жителей Западной Беларуси и Западной Украины - неугодных «классовых элементов», находившихся в момент начала войны в тюрьмах НКВД. Причем, это в основной массе - не что-то «политическое» (ибо судьбу таковых уже решили), а просто «неугодные идеологические элементы» в лице арестованных при оккупации Западной Беларуси униатских православных священников, рядовых депутатов парламента и органов самоуправления, учителей, писателей и художников, местных буржуа, всяких владельцев собственности, дворян и прочих, кто самим своим существованием «не вписывался» в устанавливаемый тут режим. Являлся носителем «чуждой западной идеологии», и таким носителем была в первую очередь национальная интеллигенция. До агрессии Гитлера НКВД так и не решило, что с ними делать, а с началом войны пришел приказ из Москвы всех расстрелять.

В советский период эти 120 тысяч мгновенно исчезнувших жителей Западной Беларуси и Западной Украины считались «жертвами немецкой оккупации» и «пропавшими без вести». Хотя они пропали в самые первые дни войны - до немецкой оккупации. «Куда они могли исчезнуть?» - задает вопрос белорусский историк И.Н. Кузнецов в книге «Неразгаданные тайны» (Минск, «Красико-принт», 2000). Он изучал этот вопрос на примере Вилейки, которая в те годы была областным центром. Одной из главных «достопримечательностей» города являлась внутренняя тюрьма НКВД с нормативной емкостью 210 заключенных (для размещения «врагов народа» из Западной Беларуси на территории области было создано 7 тюрем). Однако, согласно акту проверки от 14 мая 1940 года в вилейской тюрьме содержалось 910 (!) заключенных, из которых за НКВД числилось 854.

Историк пишет, что если учесть, что из числа арестованных, дела которых рассматривали несудебные органы, к высшей мере наказания в тогдашней БССР приговаривалось не менее 45 процентов, то можно предположить, что в Вилейке с сентября 1939 года по июнь 1941 года к расстрелу было приговорено не менее тысячи человек. 23 июня 1941 года в этой тюрьме за один день было расстреляно еще около тысячи человек, а всего по Вилейской области - около 7 тысяч. По БССР - около 50 тысяч.

Судьба «пропавших без вести» белорусов ясна из рассекреченного после 1991 года протокола заседания Бюро ЦК КП(б)Б от 22 июня 1941 года по выполнению приказа из Москвы: «Слушали: о заключенных, содержащихся в тюрьмах западных областей, приговоренных к ВМН. Постановили: поручить тт. Цанаве и Матвееву передать директиву об исполнении приговоров в отношении осужденных к ВМН, содержащихся в тюрьмах западных областей БССР». На самом деле, как единодушно пишут все историки, согласно этой директиве расстреливались не только приговоренные к высшей мере наказания, а ВООБЩЕ ВСЕ, задержанные по политическим статьям, предусматривающим ВМН. То есть - все «политические» арестованные, «нежелательные классовые элементы».

О том, как это реализовывалось, рассказывают известные российские историки Ю.Т. Темиров и А.С. Донец в книге «Война» (М., «ЭКСМО», 2005). Они приводят описание расправы над заключенными Луцкой тюрьмы 23 июня 1941 года, сделанное одним из немногих оставшихся в живых узников:

«Как только их (политических заключенных) увели на западный двор, там застучали пулеметы, раздались душераздирающие вопли, заглушаемые разрывами гранат. Под ногами задрожала земля. Оцепенев, мы наблюдали кошмарную картину: человеческие тела, куски одежды взрывной волной подбрасывало выше трехэтажного здания тюрьмы. «Боже, расстреливают, рвут гранатами! Варвары! Люди, спасайтесь, кто может!» - кричали в толпе. Ад продолжался около четверти часа».

Ю.Т. Темиров и А.С. Донец: «После экзекуции чекисты хладнокровно добивали раненных, даже тех, кто был легко ранен. Осужденным за бытовые преступления, которых минула чаша сия, было приказано сносить тела расстрелянных в воронки от авиационных бомб. Затем трупы засыпали негашеной известью и присыпали землей. По архивным данным, 23 июня 1941 года в Луцкой тюрьме было зверски убито около 3 тысяч ни в чем не повинных советских граждан.

Такая же картина наблюдалась и в других городах Украины и Белоруссии. Страшную своей бесчеловечной скрупулезностью статистику обнаруживаем в отчете начальника тюремного управления НКВД УССР «Об эвакуации тюрем западных областей УССР»: «С целью разгрузки тюрем… в тюрьмах Львова было расстреляно 2464 заключенных, освобождено 808 заключенных, в основном обвиненных в бытовых преступлениях. Все расстрелянные были закопаны в ямах, вырытых в подвалах тюрем, а в городе Золочеве - в саду… В двух тюрьмах Дрогобычской области, в городах Самбор и Стрый расстрелян 1101 заключенный… В Перемышльской тюрьме расстреляно 207 заключенных, в тюрьмах Станиславской области расстреляна 1 тыс. заключенных, города Луцка - 2 тыс., в Ковеле - 194, в Дубне - 260, с Черткова эвакуировано 954 заключенных, по дороге убито 123 заключенных…»»

И так далее. Всего по Украине убито в тюрьмах и следственных изоляторах НКВД 23 июня 1941 года - около 70 тысяч человек. В Беларуси - около 50 тысяч. Убиты на второй день войны СССР, не немцами. Убит сам цвет нации, лучшие представители народа - его душа и совесть, не «вписывающиеся» в формат московской хунты. Фактически это было уничтожение у нас Гражданского Общества в полном объеме - путем ликвидации всех людей, делегированных народом для этой функции. В Восточной Беларуси Гражданское Общество было уже давно уничтожено, в Западной Беларуси - его Москва расстреляла 23 июня 1941 года, держа в тюрьмах НКВД с сентября 1939 всех, кто, по мнению Москвы, это Гражданское Общество захваченной Западной Беларуси олицетворял.

Российские историки пишут: «Среди погибших от рук сталинских палачей было много представителей интеллигенции. В их числе оказались бывший председатель Народного собрания Западной Украины, принимавшего в 1939 году решение о воссоединении с УССР, академик К.Студинский, сын Ивана Франко профессор Петр Франко».

Это символично - председатель Народного собрания Западной Украины, ратовавший за вхождение в состав СССР, был этим самым СССР расстрелян через полтора года…

Связано ли обсуждение этой запретной темы в кружках белорусско-украинской эвакуированной интеллигенции в Москве - с гибелью Янки Купалы? Ведь все номера гостиниц «Россия» и «Москва», куда селили депутатов ВС СССР и представителей «советской интеллигенции», прослушивались НКВД. Не испугался ли Кремль, что в своем запланированном на следующий день обращении по радио на территорию Беларуси с воззванием к своим землякам в «прямом эфире» писатель может «взбрыкнуть» и сказать лишнее? Ведь отменить это широко анонсированное обращение было уже невозможно - его ждал весь белорусский народ. Не «подстраховалась» ли власть, вот таким путем решая все проблемы?

Увы, ответа нет до сих пор, есть только вопросы

Ответить

Фотография shutoff shutoff 29.01 2016

 Что Вас, ув-я г-жа Alisa, так увлекло в "творчестве" белорусских нациков? Интеллекта там не видно, один извечный стон - и отчего мы такие тупые и страдающие?

 Я прочёл выложенный Вами материал с белорусского интернетиздания о американской помощи РИ и СССР. Мало того, что у товарищей, которые его составляли ума не хватило осознать, что люди голодали не только в Поволжье, так и обсуждающие эту статью в ней в основном увидели только "русскую вату" и хороших и гуманных американцев.

 

 Я согласен - мы должны больше внимания обратить на то, что делается в этом бывшем осколке ВКЛ. Что-то эти ребята совсем в своих фантазиях забыли кем они были под властью монголов, татар, литовцев и поляков... Даже ход и итоги последней ВМВ им уже не известны, а именно Белоруссия была самой пострадавшей в этой катастрофе. Самое удивительное, что встречая белоруссов в УССР, в Л-де и СПб, в Сибири, проезжая через их города, я никогда не встречал русофобии, но последнее время на видео и в коментах там таких как хлопци становится всё больше. Неужели состояние образования при Лукашенко виновато?  Жаль их...

Ответить

Фотография Шторм Шторм 29.01 2016

Янка Купала - это один из духовных символов Беларуси. Белорусская литература в своём становлении очень многим ему обязана. Как и все классики, Янка Купала является вечно актуальным, он всегда будет входить в ряд выдающихся людей Беларуси. Он относится к той плеяде деятелей национальной культуры, которая вначале двадцатого века, когда белорусский язык был в очень тяжёлых условиях и стоял вопрос о выживании белорусской нации как народа, сделала очень много, чтобы белорусы почувствовали себя полноценным народом.

 

 А оно надо обязательно? От того, что белорусы перейдут с русского языка на белорусский, они станут лучше жить? Хотя бы немного лучше, а не намного лучше, чему соответствуют сии пафосные слова.

 Я понимаю, когда в 1941 г. сюда припёрлись немцы, и захотели всё сделать немецким. А тут? Параноик-интернационалист Ленин наплодил свядомщины в 20-е, и уже теперь нам русского языка стесняться? А дальше, как окраинцы, отречься от русского имени и литвинами назваться?

 

 Купала неплохой поэт, но Богданович мне куда интереснее.

Ответить

Фотография Шторм Шторм 29.01 2016

 Что Вас, ув-я г-жа Alisa, так увлекло в "творчестве" белорусских нациков? Интеллекта там не видно, один извечный стон - и отчего мы такие тупые и страдающие?

 

 Какие нацики, ну что Вы говорите? Купала буржуазный свядомый, если не ленинский свядомый. В отличие от наших коллаборационистов он во время войны наоборот агитировал против немцев.

 Тупыми они себя не считали.

 

 Что-то эти ребята совсем в своих фантазиях забыли кем они были под властью монголов, татар, литовцев и поляков...

 

Так при власти московских царей и генсеков тоже не очень-то хорошо было.

Ответить

Фотография shutoff shutoff 29.01 2016

 

 Что Вас, ув-я г-жа Alisa, так увлекло в "творчестве" белорусских нациков? Интеллекта там не видно, один извечный стон - и отчего мы такие тупые и страдающие?

 

1.  Какие нацики, ну что Вы говорите? Купала буржуазный свядомый, если не ленинский свядомый. В отличие от наших коллаборационистов он во время войны наоборот агитировал против немцев.

 Тупыми они себя не считали.

 

 Что-то эти ребята совсем в своих фантазиях забыли кем они были под властью монголов, татар, литовцев и поляков...

 

2. Так при власти московских царей и генсеков тоже не очень-то хорошо было.

 

 

1. Я отвечал сразу на обе публикации г-жи Алисы - эту о Я.Купале и о помощи американцев населению РИ и СССР во время бедствий и голода. Это белорусские публикации с общим русофобским настроением. О Я.Купале ничего сказать не могу - не читал. Мне украинских авторов хватило. Меня сама статья привлекла, где явный дилетант в следственных делах без всяких веских оснований пытается придумать свою версию гибели пьяного Купалы в гостинице в Москве. То, что он был пьян следует из текста статьи, где упоминается застолье в его номере с друзьями, с которого он "на минутку вышел" на площадку, где и перевалился через перила лестницы в проём.

 Честно сказать, я этих советских депутатов ненавижу даже больше чем наших современных. Правда, и ваши не лучше - слуги Лукашенко.

 

2. "Московские цари и генсеки" были наши, свои, понятные. Как Вы, г-н Шторм, помните, мы (в широком понятии) их иногда меняли. Притом, и нами правили монголы с татарами. Литовцы сами, и с татарами, и с поляками приходили и кое-что у нас забирали, но нам как-то удалось самим организоваться и освободиться от них, а белорусы поменяли руський язык на польскую мову и вернулись в единую страну только когда Россия окрепла и дала полякам с литовцами по зубам.

Ответить

Фотография Шторм Шторм 29.01 2016

shutoff

 



1. Я отвечал сразу на обе публикации г-жи Алисы - эту о Я.Купале и о помощи американцев населению РИ и СССР во время бедствий и голода.

 

 

 Да РИ не было. РСФСР была, руководитель которой Ленин своим классовым фанатизмом во многом и виноват в голоде.

 

Это белорусские публикации с общим русофобским настроением. 

 

Думаю публикация про АРА не русофобская, а коммунистофобская.

 

О Я.Купале ничего сказать не могу - не читал.

 

 

 Я читал несколько произведений, запомнилось только это:

 

http://knihi.com/Jan...ala/Kurhan.html

 

 Якуб Колас скажем для меня имеет большее значение, у него очень клёвый рассказ читал, как в Западной Беларуси в 20-е гг. наши мужики партизанили против польских панов да и подпанков.

 

 

Мне украинских авторов хватило.

 

А каких Вы читали? Расскажите вкратце - кто, про что.

 

 

 Честно сказать, я этих советских депутатов ненавижу даже больше чем наших современных. Правда, и ваши не лучше - слуги Лукашенко.

 

 

Так Вам не нравится Лукашенко?
 

 

2. "Московские цари и генсеки" были наши, свои, понятные. Как Вы, г-н Шторм, помните, мы (в широком понятии) их иногда меняли.

 

В смысле наши? Вы кстати Шутов по национальности кто - вроде великорус, но жили на Украине? У меня в свидетельстве о рождении написано, что отец белорус, а мать - русская. Хотя глядя на своих предков, чаще всего натыкаюсь на малорусов, да и фамилия у меня украинская (как бы она и белорусская, но в первой очередь считается украинской),а ещё там и поляки были, да и не только.

 Иногда меняли - это Вы про что?

 

 

Притом, и нами правили монголы с татарами. Литовцы сами, и с татарами, и с поляками приходили и кое-что у нас забирали, но нам как-то удалось самим организоваться и освободиться от них, а белорусы поменяли руський язык на польскую мову и вернулись в единую страну только когда Россия окрепла и дала полякам с литовцами по зубам.

 

 

 Так ведь князья ВКЛ управляли русскими землями как вассалы (или что-то в этом роде) ханов.

 

https://ru.wikipedia....BA.D0.B8.D0.BC

 

 А дань им платили не только города завоёванной Руси, но и самой Литвы, вплоть до самого Вильно.

 

http://great-litva.l....com/10682.html

 

Потому что поляки уже прошли период феодальной раздробленности. И потому что в силу религиозных,  расовых и прочих различий, татары не претендовали на ассимилирование великорусов.

 

 Вы знаете, кто такой Константин Острожский? Что можете сказать по этому поводу?

Ответить

Фотография Бобровский Бобровский 01.02 2016

Врачи запрещали Купале пить. Да они очень многим запрещают. И что, все их слушаются?


Чуть не забыл. Рядом с его одинокой обувью нашли трубку товарища Сталина. Она еще дымилась. 

Ответить

Фотография shutoff shutoff 01.02 2016

shutoff

 

1. Я отвечал сразу на обе публикации г-жи Алисы - эту о Я.Купале и о помощи американцев населению РИ и СССР во время бедствий и голода.

 

 

а)  Да РИ не было. РСФСР была, руководитель которой Ленин своим классовым фанатизмом во многом и виноват в голоде.

 

Это белорусские публикации с общим русофобским настроением. 

 

б) Думаю публикация про АРА не русофобская, а коммунистофобская...

Мне украинских авторов хватило.

 

в) А каких Вы читали? Расскажите вкратце - кто, про что.

 

 Честно сказать, я этих советских депутатов ненавижу даже больше чем наших современных. Правда, и ваши не лучше - слуги Лукашенко.

 

г) Так Вам не нравится Лукашенко?
 

 

2. "Московские цари и генсеки" были наши, свои, понятные. Как Вы, г-н Шторм, помните, мы (в широком понятии) их иногда меняли.

 

д) В смысле наши? Вы кстати Шутов по национальности кто - вроде великорус, но жили на Украине? У меня в свидетельстве о рождении написано, что отец белорус, а мать - русская. Хотя глядя на своих предков, чаще всего натыкаюсь на малорусов, да и фамилия у меня украинская (как бы она и белорусская, но в первой очередь считается украинской),а ещё там и поляки были, да и не только...

 

 

а) Вы, ув-й г-н Шторм, видимо не читали вторую публикацию г-жи Алисы - "Нахлебники Госдепа".

 

б) Это у меня "коммунистофобскоя" направленность при русофильском содержании.

 

в) Нет настроения - самые тяжелые воспоминания моей жизни.

 

г) Это Вас удивляет? Не люблю не только его, но и прочих "селюков". Я городской житель.

 

д) Я русский, который родился после ВОВ на территории теперешней "Крайыны" и теперь из-за ошибок и преступлений предыдущих правителей никак не может вернуться в состав своей Родины. Всякие Виталичи мешают. Моя мать с Кубани после освобождения Мариуполя перебралась туда, а отца из немецкого лагеря направили этапом в наш - на восстановление "Азовстали", под сенью которого я и родился.

 Ваши сложности с родословной мелочь - ни поляки, ни литовцы русским не чужие. У нас общая исходная - балты. Не берите в голову. Слушайте сердце.

Ответить

Фотография Шторм Шторм 09.02 2016


д) Я русский, который родился после ВОВ на территории теперешней "Крайыны" и теперь из-за ошибок и преступлений предыдущих правителей никак не может вернуться в состав своей Родины. Всякие Виталичи мешают. Моя мать с Кубани после освобождения Мариуполя перебралась туда, а отца из немецкого лагеря направили этапом в наш - на восстановление "Азовстали", под сенью которого я и родился.

 

 

На Кубани кстати по переписи 1897 было больше носителей малороссийского наречия, чем великорусского.

 А когда Вы уехали в Россию из Мариуполя?

 Мой прадед сидел 10 лет в ГУЛАГе после войны за то, что находился на оккупированной немцами территории. Так Ваша мать тоже в лагере была? А отец воевал, в каком лагере немецком находился?

 

 Ваши сложности с родословной мелочь - ни поляки, ни литовцы русским не чужие.

 

Так я не вижу в этом какой-то сложности, люди перемещаются по Европе, это нормально. Литовцы балты, великорусам чехи ближе, чем литовцы.

 

У нас общая исходная - балты. Не берите в голову. Слушайте сердце.

 

Да какие балты, ятвягов и пруссов тевтонцы вырезали. Только у белорусов субстрат балтский, у великорусов то финнский, а у малорусов - скифо-сарматский, арийский.

Ответить

Фотография shutoff shutoff 09.02 2016

 


д) Я русский, который родился после ВОВ на территории теперешней "Крайыны" и теперь из-за ошибок и преступлений предыдущих правителей никак не может вернуться в состав своей Родины. Всякие Виталичи мешают. Моя мать с Кубани после освобождения Мариуполя перебралась туда, а отца из немецкого лагеря направили этапом в наш - на восстановление "Азовстали", под сенью которого я и родился.

 

 

1. а) На Кубани кстати по переписи 1897 было больше носителей малороссийского наречия, чем великорусского. б) А когда Вы уехали в Россию из Мариуполя?

в)  Мой прадед сидел 10 лет в ГУЛАГе после войны за то, что находился на оккупированной немцами территории. г) Так Ваша мать тоже в лагере была? А отец воевал, в каком лагере немецком находился?

 

 Ваши сложности с родословной мелочь - ни поляки, ни литовцы русским не чужие.

 

2. Так я не вижу в этом какой-то сложности, люди перемещаются по Европе, это нормально. Литовцы балты, великорусам чехи ближе, чем литовцы.

 

У нас общая исходная - балты. Не берите в голову. Слушайте сердце.

 

3. Да какие балты, ятвягов и пруссов тевтонцы вырезали. Только у белорусов субстрат балтский, у великорусов то финнский, а у малорусов - скифо-сарматский, арийский.

 

 

1. а) Имею личный опыт контакта с "малороссийскм наречем" на Кубани в 1958 г. - в станицах тогда многие болтали на суржике, но в школе мои сверстники смеялись над моим украинским дневником. Наличие там южнорусской разговорной речи вполне объяснимо, т.к. Екатерина Великая в 1790 г. дала там землю 18 тысячам запорожских казаков, которые и переехали туда под руководством Дорошенко. Предок моей бабушки (матери моей матери) Евдокименко тоже.

б) Уезжал несколько раз в Москву и на Кубань в 50-х гг., потом - в Ростов-на-Дону и Л-д в 60-х. Даже окончательно перебравшись в Л-д в 1969 г. каждый год приезжал к матери в Мариуполь.

в) Вас обманули - вся семья моей матери жила на Кубани в оккупации и не только они. Никому никаких вопросов не задавали, но наш сосед в Мариуполе получил за службу полицаем на Зап.Украине 10 лет и отсидев их вернулся. Я дружил с его сыном.

г) Моя мать 1924 г. рождения и ни в каких лагерях не была. Она после войны работала на восстановлении з-да Азовсталь - там платили деньги. Отец сменил в Германии пять лагерей с 31.12.1941 г. по 1944 г. - Вас какой интересует?

 

2. И литовцы, и латыши, и славяне вышли из одной языковой общности - балты. То, что славяне-чехи ближе к русским это вполне естественно - наши предки позже разошлись.

 

3. Откуда у Вас эта чепуха? Даже неудобно повторять... "Субстрат" - что под ним имеете в виду?

Ответить

Фотография Шторм Шторм 10.02 2016


3. Откуда у Вас эта чепуха? Даже неудобно повторять... "Субстрат" - что под ним имеете в виду?

 

 

Умные книжки читал. Наберите в гугле "балтский субстрат" например.

 

 Есть такое явление, как многозначные слова.

 

https://ru.wikipedia...g/wiki/Субстрат

 

 До прихода славян на территорию Беларуси (например) тут жили балты, они естественно не улетели в космос, а были ассимилированы.

Ответить

Фотография Шторм Шторм 14.02 2016

 

 

1. а) Имею личный опыт контакта с "малороссийскм наречем" на Кубани в 1958 г. - в станицах тогда многие болтали на суржике, но в школе мои сверстники смеялись над моим украинским дневником.

 

Суржик - это не диалект малороссийского наречия. Суржик это смесь диалекта с русским языком.

 

 

Наличие там южнорусской разговорной речи вполне объяснимо, т.к. Екатерина Великая в 1790 г. дала там землю 18 тысячам запорожских казаков, которые и переехали туда под руководством Дорошенко. Предок моей бабушки (матери моей матери) Евдокименко тоже.

 

 

В смысле тоже? Ваша фамилия Евдокименко?

 


 

в) Вас обманули - вся семья моей матери жила на Кубани в оккупации и не только они. Никому никаких вопросов не задавали, но наш сосед в Мариуполе получил за службу полицаем на Зап.Украине 10 лет и отсидев их вернулся. Я дружил с его сыном.

 

 Нет, не обманули, просто бывало по всякому. Может семья Вашей матери держала язык за зубами. Мой прадед не был ни полицаем, ни даже хиви, но он работал при немцах - его назначили директором вот этого предприятия: https://ru.wikipedia...игарная_фабрика где он был до войны главным бухгалтером. При этом этот комбинат так и не заработал, разве что к концу оккупации он выпустил несколько ящиков сигарет. А кто этим воспользовался?

 

Фабрика работала и во время Великой Отечественной войны (в частности, известна легенда о поставке сигар для Черчилля во время Ялтинской конференции, для которой, якобы, с фронта даже специально отзывали рабочего-крутильщика).

 

При приближении КА прадеда с семьёй запихнули в эшелон и вывезли на работы в Германию. После капитуляции немцев ему предлагали переехать в Канаду или США (то бишь на готовое место), но он памятуя то, что написал один белоэмигрант, отказался.

 Из его мемуаров следует разве то, что он слишком прытко шёл на встречу с Гудерианом, который был там в 1941 г. но он защищал семью и односельчан.

 

 

г) Моя мать 1924 г. рождения и ни в каких лагерях не была. Она после войны работала на восстановлении з-да Азовсталь - там платили деньги.

 

 Так Вы написали, что они познакомились с отцом в советском лагере, хотя мне тоже непонятно, что это за лагерь в Мариуполе, мой прадед например сидел в Сибири.

 

Отец сменил в Германии пять лагерей с 31.12.1941 г. по 1944 г. - Вас какой интересует?

 

Все, перечислите просто их названия, место положения.

 

2. И литовцы, и латыши, и славяне вышли из одной языковой общности - балты. То, что славяне-чехи ближе к русским это вполне естественно - наши предки позже разошлись.

 

Да я  в курсе, хотя вообще это спорный вопрос. Но я и говорю, что ближе. Латыши на 1/3 финно-угры.


Сообщение отредактировал Шторм: 14.02.2016 - 15:35 PM
Ответить

Фотография shutoff shutoff 15.02 2016

 И что меняет Ваше, г-н Шторм, определение "суржика"?

 

 Разве Вы не в курсе, что у нас патриархат?

 

 История с Вашим дедом интересная и запутанная, а тогда всякое могло быть - следователями работали не всегда грамотные и честные люди. Из того, что Вы здесь упомянули Ваш дед по тем законам вполне справедливо заслужил свои 10 лет, которые и отсидел по звонку - показания 10 офицеров не приняли во внимание.

 

 Лагерь для фильтрации бывших заключённых немецких концлагерей находился на территории комбината "Азовсталь". Кроме них работали на восстановлении к-та и вольнонаёмные и вербованные. Условия содержания в лагере были либеральные - бывшие военнопленные (и мой отец тоже) были заинтересованы в получении документов для следования домой.

 

  К чему Вам? Ни отцу, ни мне те воспоминания не доставляли удовольствия. Да и не запомнил я названия всех тех лагерей... Кажется, среди них был "Дахау".

 

 Другой столь обоснованной версии пока нет. По всей видимости славяне пришли на восток Европы в составе "балтов", а потом уже разделились ассимилируя местное редкое население и в зависимости от преобладания в этой местности каких-то племён и получили свои различия и особенности.

 

 На каком основании Вы решили, что "латыши на 1/3 финно-угры"?

Ответить

Фотография Шторм Шторм 15.02 2016

 И что меняет Ваше, г-н Шторм, определение "суржика"?

 

Суржик - это мерзкий колхозный жаргон. В отличие от народно-диалектного языка великорусов, малорусов и белорусов.

 

 

 Разве Вы не в курсе, что у нас патриархат?

 

 

В курсе конечно, я спрашивал о другом, Вы лично такую же фамилию носите? Вы же говорили про предка, а не про отца. Фамилия у Вас тогда получается украинская, как и у меня.

 

 История с Вашим дедом интересная и запутанная, а тогда всякое могло быть - следователями работали не всегда грамотные и честные люди. Из того, что Вы здесь упомянули Ваш дед по тем законам вполне справедливо заслужил свои 10 лет, которые и отсидел по звонку - показания 10 офицеров не приняли во внимание.

 

 Показания как раз приняли, что показывает то, что сидел бы он ещё больше 10 лет, то есть беспредел. Что я упомянул? Приходят немцы, захватывают русскую территорию, и что дальше делать? Обязательно идти в партизаны? Или не работать, а лечь на печи, и сказать: ну вы это немцы, платите мне зарплату, так что ли? Не смешите.

 Если бы он был хиви и тем более полицаем/ "героем РОА", он бы никогда не поехал  в СССР обратно, при возможности хорошо устроиться в США. Например казаки, которых англичане и американцы при Лиенце выдали, молили взять их на Запад.

 А мой прадед, хоть и знал, что это за система, но решил рискнуть, ибо не хотел покидать родину. Заслужил за что - за то, что помог  немцам травануться несколькими пачками папирос, будучи в оккупации? :lol:

 

 Подробности можно почитать в его мемуарах:

 

 

Перед нами стоял вопрос: "Что делать сейчас? Немцы от Погара – в 1,5-2 километрах, обстрел усиливался". Я взял кусок фанеры и написал: "На фабрике – только женщины и дети, немедленно прекратите огонь!" Два мальчика по кювету вынесли щит на 200 метров за околицу, воткнули его на дороге в песок и тем же путём вернулись обратно. Немецкие наблюдатели доставили щит, куда следует, переводчики перевели, обстрел прекратился. 23 августа немецкие части вошли в Погар. Комбинат – первый объект, начался грабёж и бессмысленное уничтожение сигарных форм. В первую очередь ограбили мою квартиру, забрали всё cъecтнoe, в том числе два недавно закопченных окорока. Я срочно переселился в помещение пустовавшего детсада в 150 метрах от комбината. Кроме моей семьи на комбинате остались: парторг, комсорг, десятник Ильенко, сторож Аким Сиротко (моя правая рука), крошильщик, семья Прокопенко и ещё несколько людей, фамилии которых я забыл. Перед нами стояли очень сложные вопросы: "Что предпринять именно сейчас и что дальше, и что важнее всего и должно быть сделано в первую очередь?" Посовещались и решили: первая задача – обезопасить комбинат и его обитателей от произвола непрошенных гостей и уже начинавших хозяйничать полицаев.

 

Надо сказать, что самое омерзительное явление оккупации – это, безусловно, полицаи. Они были носителями самых позорных, самых низменных проявлений подлейших свойств предателей, утративших все добрые человеческие чувства, они были хуже немцев, хотя и казалось, что хуже – некуда. Среди немцев я встречал немало осуждавших нацизм и еврейские акции честных и здравомыслящих людей, но у полицаев не было ничего святого, они были поголовными мерзавцами. Мы решились на, казалось бы, безумно-рискованный шаг. Узнали, что Гудериан задерживается в Стародубе, и вдвоём с комсоргом Сорокиным отправились к нему с визитом. Пошли по дороге, это было намного безопаснее. Нас задерживали, но отпускали, узнав, что мы идём к генерал-полковнику по важному делу. Дошли, попросили приёма, а сами думаем, что из всего этого может получиться? Мы были убеждены, что нашему отступлению скоро придёт конец. Наполеон занял Москву, а чем кончилось? Его 600-тысячную армию разгромили, а сам он позорно сбежал и окончил свои дни на острове св. Елены – то же ждёт и Гитлера. Мы знали, что военная промышленность и оборудование срочно демонтируются, а оборонные предприятия перебазируются в тыл – за Волгу и Урал, в Сибирь и на Восток. Мы верили, что у нас достаточно талантов, чтобы создать нужное оружие и технику для изгнания немцев. Нас обманули и вожди, и печать, до войны прославлявшие нашу военную мощь и практически ничего не сделавшие, чтобы делом оправдать эту болтовню. Но ничто не могло поколебать нашу уверенность в конечном результате. Оккупацию мы считали временной, ну год, ну два, и здесь мы ошиблись ровно вдвое. Психологию немцев я довольно хорошо изучил, вращаясь среди колонистов ещё в Коммуне, и знал, что они крайне ревнивы, когда обращаются и апеллируют к их благородным рыцарским чувствам, и решил делать ставку именно на эту их слабость. Приёма ждали не долго, решили, что я пойду один.

 

Кабинет, за большим столом стоит Гудериан, против него стал я, сбоку – столик переводчика. Представляюсь: Яковенко Пётр Васильевич, исполняющий ныне обязанности директора Погарского сигарного комбината, в прошлом – офицер армии Колчака (главный козырь). Объяснил ему цель моего визита, рассказал, что делают солдаты вермахта с оборудованием комбината. Высказал ему мысль, что в войне 1914–1918 годов германская армия представляла более цивилизованное государство, что разбой и вандализм не способствуют поднятию престижа военачальников. Попросил дать мне возможность заняться восстановлением разбомбленного авиацией и растаскиваемого солдатами ценного оборудования сигарного производства и защитить персонал комбината от произвола русской полиции. Гудериан задал мне несколько вопросов, получил удовлетворившие его ответы и попросил подождать результата в приёмной. Я поблагодарил его за внимание, откланялся и вышел. Через час я получил на немецком языке 4 экземпляра приказа - "Бефель". Один – для военного коменданта, один – для сельхозкоменданта, один – наклеить на ворота Комбината и один – для меня лично. Приказ гласил: "На территорию сигарного комбината города Погар без разрешения русского директора Яковенко П.В. военнослужащим вермахта и полиции вход категорически воспрещён, за исключением лиц, уполномоченных военным комендантом". Я вернулся, выразил Гудериану в достойной форме свою признательность за рыцарский и достойный уважения приказ, и мы с Сорокиным отправились восвояси пешком. Всё сделали, как положено, и комбинат стал недоступен для произвола. Первая задача была успешно решена. Прибывает воинская часть, бегут к воротам – они заперты, на воротах – "Бефель", а сбоку стоит Аким Сиротко. Читают: "Где русский директор?" – "Налево по лестнице, второй этаж". Входит офицер, смущённо козыряет и спрашивает: "Можно ли у вас купить пачку сигар?" Иногда, когда есть расчёт, я бесплатно даю пачку, а большей частью говорю: "Видите сами, фабрику разбомбили, не работает, сигар нет".

 

 

 

 

 Лагерь для фильтрации бывших заключённых немецких концлагерей находился на территории комбината "Азовсталь". Кроме них работали на восстановлении к-та и вольнонаёмные и вербованные. Условия содержания в лагере были либеральные - бывшие военнопленные (и мой отец тоже) были заинтересованы в получении документов для следования домой.

 

 

 Лагерь для фильтрации - всё,  я теперь понял. Вы ещё скажите, что это тоже нормально, и Ваш отец действительно мог подозреваться в измене родине.

 Нашли кого оправдывать - большевиков и Сталина в частности. Там же и все военнопленные у него были предатели, не только все оказавшиеся на оккупированной территории.

 Моего прадеда в первый раз отправили в ссылку ещё при Ленине, когда отказался работать стукачём на ОГПУ/ГПУ, а это тогда не прощали.

 

 

  К чему Вам? Ни отцу, ни мне те воспоминания не доставляли удовольствия. Да и не запомнил я названия всех тех лагерей... Кажется, среди них был "Дахау".

 

 Ну Вы же сами предложили. :) Я не эгоист и не только про себя рассказываю, но и других слушаю. Дахау так Дахау, проехали. Повезло Вашему отцу что вернулся из плена! Намучался видать по полной.

 

 Другой столь обоснованной версии пока нет. По всей видимости славяне пришли на восток Европы в составе "балтов", а потом уже разделились ассимилируя местное редкое население и в зависимости от преобладания в этой местности каких-то племён и получили свои различия и особенности.

 

 Почему нет, может быть балты и славяне просто отдельно выделились из праиндоевропейцев, как все основные ИЕ народы - кельты, германцы, италики.

 

На каком основании Вы решили, что "латыши на 1/3 финно-угры"?

 

 

А кто такие ливы?

 

https://upload.wikim...v-7-8-obrez.png


Сообщение отредактировал Шторм: 15.02.2016 - 15:07 PM
Ответить

Фотография Gundir Gundir 15.02 2016

 

А кто такие ливы?

А теперь расскажите, и что все великороссы финно-угры, там таких карт для 10-го века пруд-пруди

Ответить

Фотография Шторм Шторм 15.02 2016

А что, балты ассимилировали ливов? Московская Русь же не назвалась Мерянией.

Ответить

Фотография Gundir Gundir 15.02 2016

А что, балты ассимилировали ливов?

А что нет? В Риге на финно-угорском болтают?

Ответить

Фотография Шторм Шторм 15.02 2016

А какая разница на чём "ботают"? По крови они финно-угры то всё равно. Схема этногенеза разная, русские ассимилировал весь и мерю, а в Ливонии немцы и шведы прессовали как и ливов, так и куршей с латгалами.

 

 Читайте из Деружинского.

 

 

Цитата:
«Финская гаплогруппа N3 представлена у народов Европы так [в алфавитном порядке]: 3% у армян, 10% у беларусов, 1% у венгров (что кажется просто фантастическим – и не могу найти никакого объяснения, кроме как считать, что венгры – чистые угры, а не финны), 38% у вепсов, 2% у датчан, 1% у калмыков, 36% у карелов, 29% у коми, 41% у латышей, 37% у летувисов, 17% у мордвы, 1% у немцев, 38% у ненцев, 5% у норвежцев, 4% у поляков, 19% у русских (что усредненное и неверное, об этом ранее мы подробно говорили), 46% у саамов, 3% у словаков, 1% у сорбов, 20% у татар, 1% у турок, 47% у удмуртов, 8% у украинцев (тоже усредненное), 59% у финнов (самый высокий показатель), 2% у чехов, 18% у чувашей, 9% у шведов, 34% у эстонцев.

Таким образом, самыми ФИНСКИМИ в мире по генам народами являются: финны (59%), удмурты (47%), саамы (46%) и латыши (41%), которые – обращаю внимание – «обогнали» даже эстонцев, которые только на 34% по генам финны».

Это результаты исследования генофонда, которые помещены на сайте Лаборатории популяционной генетики МГНЦ РАМН в разделе «70 народов Европы по гаплогруппам Y хромосомы».

Если брать ПРОПОРЦИЮ от «максимальной финнскости» (это 59% финского гена у самих финнов), то в сравнении с ней выходит, что: 1) латыши являются финнами на две трети; 2) летувисы – на более чем половину; 3) эстонцы – на примерно половину; 4) русские – на треть; 5) беларусы и украинцы – на шестую часть.

Ну а в рамках «Мир, Дружба, Жавчка» — можно сказать, что все мы в какой-то мере финны.» (С)

 

http://parafraz.net/...alichanina.html


Сообщение отредактировал Шторм: 15.02.2016 - 20:42 PM
Ответить

Фотография Gundir Gundir 15.02 2016

А какая разница на чём "ботают"? По крови они финно-угры то всё равно.

При чем тут "кровь"? Вы не первый раз путаете этнос с генами, его с языком и т.д. Может проще сумбур в голове убрать?

Ответить

Фотография shutoff shutoff 15.02 2016

 

А какая разница на чём "ботают"? По крови они финно-угры то всё равно.

При чем тут "кровь"? Вы не первый раз путаете этнос с генами, его с языком и т.д. Может проще сумбур в голове убрать?

 

 

 Поддержу г-на Gundir - ув-й г-н Шторм, Вам-бы не самообучением заниматься по Вике и "трудам" Деружинского, а почитать основы антропологии, этнологии и генетики, прежде чем выносить на форум свои или чужие фантазии.

 

 Замечание по ходу дискуссии - г-н Шторм, Вы если в чём-то себя убедили, то когда эти Ваши убеждения не выдерживают критики и Вы вынуждены согласится, что они ошибочны, то через некоторое время всё равно возвращаетесь к ним. 

 Честно сказать - становится уже лень опровергать. Это как с Вашим мнением о моей фамилии...

Ответить