←  Выдающиеся личности

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Киевский князь Владимир: Святой или Красно...

Фотография Alisa Alisa 30.07 2008

Образ князя Владимира Красно Солнышко русских былин, столь часто и поспешно отождествляемый с крестителем Руси, несет целый ряд архаичнейших черт. Это черты не дружинного вождя летописных времен. Это черты сакрального, священного правителя, живого кумира первобытности.

Особенно много параллелей между былинным Владимиром и «царем русов» у Ибн-Фадлана: «В его очень высоком замке постоянно находятся четыреста мужей из числа его богатырей, его сподвижников… Эти четыреста человек сидят под его престолом… На престоле с ним сорок девушек-наложниц, и иногда он сочетается с одной из них в присутствии сподвижников. Он же не сходит с престола… Царь русов не имеет никакого другого дела, кроме как сочетаться с девушками, пить и предаваться развлечениям. У него есть еще заместитель, командующий войском, который нападает на врагов.»[6, c 51] .

Здесь прежде всего бросается в глаза кратность четырем окружения «царя» - его наложниц и дружинников, В былинах, вопреки привычной по иллюстрациям и фильмам картине длинной палаты со столами, стоящими «покоем», говорится :

…Поклонился на все четыре стороны,

А князю с княгиней на особицу.[1, cc 106, 206, 218 и др. ]

Точно так же, в центре квадратной залы, пировали короли древней Ирландии. В Индии идеальный город представлял квадрат с царским дворцом в центре[7, cc 148-149, 168].

Правитель является воплощением сакральной идеи Центра, и как таковой, должен быть неподвижен. Еще в шестидесятые В.В. Чердынцев писал: Владимир «никогда… не участвует в сражениях, сидит в Киеве и, по сути дела, является основным «сиднем» нашей народной поэзии»[10, c 26]. На то же обратили внимание И.Я. Фроянов и Ю.И. Юдин, связав это с ритуальной неподвижностью священного царя Фрезера [8, c 45;9, c 165-172]. Соответственно, и «царь русов» никогда «не сходит с престола» и «не имеет другого дела, как сочетаться с девушками и пить». Действительно, писать о Владимире, как «организаторе обороны», можно, лишь закрыв глаза на сами былины. В тех редчайших случаях, когда Владимир пытается как-то вмешаться в военные дела, он получает резкую отповедь Ильи Муромца:

А ты Владимер-князь да Святослаевич,

Убирайсе ты ко своей княгины Апрексеньи-то

И ты ей же да все распоряжайся же

А до нас-то тебе да все же дела нет[1, c 316]

Это отнюдь не грубость в адрес нелюбимого правителя, а простое подчеркивание его функций. Апраксея былин - женское воплощение Власти и Земли, т.е. Волости, Страны Владимира. Ее образ находит множество индоевропейских аналогов, от Индии до Ирландии[7, cc 84-85]. Особенно ярки и многочисленны кельтские героини этого ряда: Медб из Коннахта и Медб из Лейнстера, женщина по имени Власть, ставшая супругой Ньяля Девяти Заложников, Гвиневера, супруга Артура и Гермутруда, королева пиктов[9, cc 152-154]. Апраксея может стать предметом особого исследования, пока же отметим, что и ирландским королевам-тезкам, и Гвиневере, и Гермутруде приписывают тот же, мягко говоря, легкомысленный характер, который былины придают Апраксее. Сакральный брак с женским воплощением Страны действительно есть обязанность правителя. Верховный же правитель многих земель мог иметь нескольких таких супруг, воспринятых мусульманином как наложницы.

С «питьем» тоже не все просто - ижевский исследователь С. Козловский показал, что хмельной напиток был воплощением удачи, благодати, и Владимир Красно Солнышко, обладая монопольным правом «подносить чашу», становился их распределителем, выступая как жрец [4, c 123]. С жречеством правителя Р.С. Липец связывает былинные приказы князя привезти ему того или иного зверя или птицу «живу, не кровавлену»[5, c 220-221]

Как воплощение Священного Центра, супруг женского воплощения Страны и жрец, князь был неприкосновенен - «а и вас-то, царей-князей, не бьют, не казнят». У Саксона Грамматика находим эпизод, когда Яромир, правитель Рюгена, атакует двух воинов другого славянского племени. Он убивает одного, другой замахивается, но видит, что поднял руку на князя и падает ниц, отбросив копье. «Столь велико уважение этого народа к людям, облеченным высоким саном» - заключает Саксон[2, c124]. У поморян двор князя священен, неприкосновенен каждый вступивший на него[2, c 212] - так и в былинах. Алеша Попович не убивает на княжьем дворе поднявшего на него руку Тугарина, «не кровавит палат белокаменных», а вызывает того «в поле». «В поле» увозит с княжьего двора и Муромец Соловья-разбойника для казни[1, cc 108, 220, 226].

Военными же делами Киева ведает не князь Владимир, не имеющий никаких воинских функций, а Илья Муромец - тот самый «заместитель» Ибн Фадлана.. Он «командует войском» и «нападает на врагов» - былинных «татар».

Бросается в глаза, что описываемый былинами и Ибн Фадланом образ князя уже для времен последнего чересчур архаичен. Из современных греческих источников мы знаем, что современник Ибн Фадлана Игорь Рюрикович сам ходил на врагов во главе войска, и, судя по его смерти, отнюдь не считался у соседей-славян неприкосновенным [3, c 57]. Скорее всего, источником Ибн Фадлану послужили услышанные от русов эпические песни. Сходство их данных с былинами позволяет - наряду с многим другим - рассматривать последние, как остатки племенного эпоса варягов-руси, что существенно сдвигает вглубь историческую основу былин. Отраженная ими картина общественных отношений архаична уже для середины Х в., и ярким, хоть и не единственным доказательством этого служит фигура былинного Владимира - не вождя дружины, как его летописный тезка со своими отцом и дедом, а священного царя первобытной эпохи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Былины. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.

2. Гильфердинг А. Ф. История Балтийских славян. М. : ВНИИОНЭГ,1997.

3. Диакон, Лев. История. М.: Наука, 1988.

4. Козловский С. В. Хвастовство в социальной практике Древней Руси IX-XIII вв. // Исследования по русской истории. Сборник статей к 65-летию профессора И. Я. Фроянова. СПб-Ижевск: Изд-во УдГУ, 2001.

5. Липец Р. С. Эпос и древняя Русь. М.: Наука, 1969.

6. Путешествие Ахмеда Ибн Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама. М.: Мифи-сервис, 1992.

7. Рис Алвин, Рис Бринли. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе. М. : Энигма, 1999.

8. Фрэзер Дж. Золотая ветвь М.: Политиздат, 1984

9. Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Былинная история. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997.

10 Чердынцев В.В. Где, когда и как возникла былина? Посмертный сборник. М.: Эдиториал УРСС, 1998.


Автор: Озар

Ответить

Фотография Егорка Егорка 03.11 2008

Отче, благослови!

Павел, святой апостол, церковный учитель и светило всего мира, посылая к Тимофею писание, говорил: «Чадо Тимофей, то, что слышал от меня при многих свидетелях, передай верным людям, которые будут способны и других научить». И блаженный апостол Лука евангелист к Феофилу писал, говоря: «Так как многие начали повествовать о известных событиях, случившихся с нами, захотелось и мне описать тебе, достопочтенный Феофил, исследовав все сначала и по порядку, чтобы уяснил ты, как начал Иисус творить и учить». Для того же Феофила написал Деяния апостольские и Евангелие святой апостол Лука, а после жития и мучения многих святых начали описывать. Так и я, ничтожный монах Иаков, слышавший от многих о благоверном князе всей Русской земли сыне Святослава Владимире, и собрав из многого немногое, написал о добродетелях его, а также о двух сыновьях его, святых славных мучениках Борисе и Глебе. И написал, как благодать божия просветила сердце князя русского Владимира, сына Святослава, внука Игорева, и как, «желающий всякого человека спасти и к познанию истины привести», возлюбил его человеколюбивый бог — и возжаждал князь святого крещения.

«Как жаждет олень водного источника», так возжаждал благоверный князь Владимир святого крещения, и исполнил бог желание его. Ибо пишется: «Волю боящихся его исполнит, и молитву их услышит, и спасет их». И сам господь сказал: «Просите и получите, ищите и найдете, стучите и откроется вам. Всякий просящий получит, ищущий найдет, стучащему откроется». И еще сказал: «Кто уверует и крестится, тот спасен будет, а кто не уверует и не крестится, тот осужден будет». Он искал спасения и узнал о бабке своей Ольге, как, пойдя в Царьград, приняла она святое крещение, и жила, как следует по-божески, всеми добрыми делами украсившись, и почила с миром о Иисусе Христе и в благой вере. То все услышав о бабке своей Ольге, нареченной в святом крещении Еленой, князь Владимир и в жизни ей стал подражать, как и святой царице Елене, матери великого царя Константина, следуя во всем. И разгорелось Святым Духом сердце его, желая святого крещения. Видя желание сердца его, бог, зная о доброте его, снизошел с небес на князя Владимира милостью своею и щедротами. И бог Отец, и Сын, и Святой Дух в Троице славимый, «проникающий в сердце и существо» бог праведный, все предвидящий, просветил сердце князю Русской земли Владимиру, чтобы принял он святое крещение.

Крестился сам князь Владимир, и детей своих, и весь дом свой святым крещением просветил, и освободил каждую душу, и мужского пола, и женского, крещением святым. И возвеселился, как Давид, и возрадовался богу князь Владимир, и «веселился, и господу радовался», как святой пророк дивный Аввакум, богу Спасу своему. О, блаженное время и день добрый, исполненный всякого блага, в который крестился Владимир князь и назван был в святом крещении Василий! И дар божий осенил его, и благодать Святого Духа осветила сердце его, и научился по заповеди божьей поступать, и жить добродетельно по-божьи, и веру соблюдал твердо и непоколебимо. Он крестил всю Русскую землю из конца в конец — и отверг нечестивое наваждение, и языческих богов, а вернее бесов, Перуна и Хорса, и других многих попрал, и сокрушил идолов. И церковь построил каменную во имя пресвятой Богородицы, прибежище и спасение душам верным, и десятину ей дал, чтобы о попах заботиться, и о сиротах, и о вдовицах, и о нищих. И потом всю землю Русскую и города все украсил святыми церквами. И отверг весь дьявольский обман, и пришел от тьмы дьявольской на свет с детьми своими, пришел к богу, крещение приняв, и всю землю Русскую вырвал из пасти дьявола и к богу привел, и к свету истинному. Ведь сказал господь устами пророка: «Отводящий от нечестия нечестивого, ты — как уста мои». И был князь Владимир как уста божии и людей от обмана дьявольского к богу привел. О, сколько радости и веселия было на земле! Ангелы возрадовались и архангелы, и души святых воспряли. Сам господь сказал: «Какая радость бывает на небесах, если хоть один грешник раскается». Бесчисленны души, приведенные к богу святым крещением по всей земле Русской, исполнено дело, похвалы всякой достойное и радости духовной полное.

О блаженный и трижды блаженный князь Владимир, благоверный, и христолюбивый, и гостеприимный, велика награда твоя от бога! То же блаженный Давид говорил: «Блажен человек, которого ты наставишь, господи, и закону твоему научишь его, и сохранишь его в горькие дни». Блаженный князь Владимир, отказавшись от службы дьяволу, пришел к Христу богу, своему владыке, и людей своих привел, и научил их богу служить. Ибо сам господь сказал: «Тот, кто совершит и научит, тот великим назван будет в царстве небесном». А ты, блаженный князь Владимир, был апостолом в князьях, всю землю Русскую приведя к богу святым крещением, научил людей своих поклоняться богу и славить и петь Отца, и Сына, и Святого Духа. И все люди Русской земли через тебя познали бога, божественный князь Владимир. Возрадовались ангельские чины, агнцы славные, теперь радуются верные, и воспели, и восхвалили! Как дети еврейские с ветвями встретили Христа, возглашая: «Осанна Христу богу, победителю смерти!», так и новоизбранные люди Русской земли восхвалили владыку Христа с Отцом и Святым Духом. И к богу святым крещением приблизившись, и дьявола отвергнув, и службы его поругав, и бесов оплевав, истинного бога познали, творца и создателя всего сущего. И поют во всякий день и час своей жизни песнь чудную, хвалу архангельскую: «Слава в вышних богу, и на земле мир, и в человецех благоволение!» И ты, блаженный князь Владимир, подобно Константину Великому, дело совершил, как он, верой великой и любовию к богу подвигнут был. Утвердил Константин всю вселенную любовью и верою, и святым крещением просветил весь мир, и закон божий по всей вселенной заповедал. И разрушил храмы идольские с ложно возвеличенными богами, а церкви святые по всей вселенной поставил во славу бога, в Троице славимого, Отца, и Сына, и Святого Духа, и крест обрел, всего мира спасение. С блаженной и богомудрой матерью своей святой Еленой и с детьми многими привел к богу святым крещением людей бесчисленное множество. И жертвенники бесовские истребил, и храмы идольские разрушил, и украсил церквами и города, и всю вселенную, и повелел пением и молитвами в церквах память святым совершать и праздники праздновать во славу и хвалу богу. То же блаженный князь Владимир и бабка его Ольга совершили.

Блаженный князь Владимир, внук Ольгин, крестившись сам, и детей своих, и всю землю Русскую крестил из конца в конец. Храмы и жертвенники идольские всюду раскопал и посек, и идолов сокрушил, города и всю землю Русскую церквами украсил, и память святым в церквах совершал пением и молитвами, и праздновал светло праздники господни. Три стола накрывал: первый митрополиту с епископами и монахами, и с попами; второй нищим и убогим; третий себе, и боярам, и мужам всем своим. Подражал царям святым блаженный князь Владимир, пророку Давиду, царю Иезекии, и трижды блаженному Иосии, и великому Константину, которые избрали и предпочли закон божий всего превыше, и послужили богу всем сердцем, и получили милость божию, и наследовали рай, и приняли царство небесное, и почили со всеми святыми, угодившими богу. Подобен же им блаженный князь Владимир, послуживший Богу всем сердцем и всей душой. Не станем удивляться, возлюбленные, что чудес он не творит после смерти, потому что многие святые праведные не сотворили чудес, но святы они. Как сказано об этом где-то у святого Иоанна Златоуста: «Как узнаем и понимаем человека святого, по чудесам или по делам?» И сказал: «По делам узнаем, а не по чудесам, потому что и волхвы много чудес сотворили бесовским наваждением». И были святые апостолы и были лжеапостолы, и были святые пророки и были лжепророки, слуги дьявола, и еще чудо — сам сатана превращается в светлого ангела. По делам узнаем святого, как апостол сказал: «Плод духовный — любовь, радость, терпение, благоверие, благость, кротость и воздержание. На таковых нет закона». Блаженный князь Владимир, возлюбя всем сердцем и всей душой бога, заповеди его познал и соблюдал. И все страны боялись его и дары ему приносили. И возвеселился, и возрадовался богу и святому крещению, и благодарил, и славил бога за все то князь Владимир. И так в радости со смирением в сердце говорил: «Господи владыка благой, помянул ты меня и привел на свет, и познал я тебя, творца всего сущего. Слава тебе, боже всех, отец господа нашего Иисуса Христа! Слава тебе с Сыном и Святым Духом за то, что меня помиловал. Во тьме я был, дьяволу служа и бесам, но ты меня святым крещением просветил. Как зверь был, в язычестве много зла творил и жил, как скотина, но ты меня благодатью своей укротил и научил. Слава тебе, боже, в Троице славимый, Отец, и Сын, и Дух Святой! Троица Святая, помилуй меня, наставь на путь истинный и научи меня исполнять волю твою, так как ты — бог мой!» Князь Владимир следовал делу святых мужей и жизни их, и восхитился жизнью Авраама и подражал гостеприимству его, возлюбил Иаковлеву истину, Моисееву кротость, Давидово беззлобие, более же всего Константину, царю великому, первому царю христианскому, подражая в правоверии, милостыню творил князь Владимир. Если немощные и старые не могли дойти до княжеского двора и взять необходимое, то блаженный князь Владимир к ним домой посылал и все, что нужно, давал. Не могу описать многие его милости — милосердие проявлял не только в доме своем, но и по всему городу, не только в Киеве одном, но и по всей земле Русской. И в городах, и в селах, везде оказывал милосердие, нагих одевая, голодных кормя, жаждущих поя, странствующим покой давая; церковников чтя, и любя, и милуя, подавал им нужное, нищих и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и страждущих, всех миловал, и одевал, и кормил, и поил.

Когда князь Владимир добрые дела совершал, то божья благодать освещала сердце его и рука господня помогала ему, и побеждал всех врагов своих, и боялись его все. На кого шел, одолевал: радимичей победил и дань на них положил, вятичей победил и дань на них положил, ятвягов взял, и серебряных болгар победил; и хазар, пойдя на них, победил и дань на них положил.

Замыслив поход на город греческий Корсунь, так молился князь Владимир богу: «Господи боже, владыка всех, одного у тебя прошу: дай мне город, чтобы взял и привел людей христиан и попов на всю землю, и пусть учат людей закону христианскому». И услышал бог молитву его. и взял он город Корсунь, и сосуды церковные, и иконы, и мощи священномученика Климента и других святых.

И в те дни были два царя в Царьграде: Константин и Василий. И послал к ним Владимир, прося у них сестру себе в жены — да укрепится он еще больше в законе христианском. И дали они ему сестру свою, и дары многие прислали ему, и мощи святых дали ему.

И так добродетельно прожил благоверный князь Владимир, и окончил жизнь свою в правоверной вере о Христе Иисусе господе нашем, как и благоверная Ольга. Она прежде него, пойдя в Царьград, приняла святое крещение, и много сделав добра в этой жизни пред Богом, кончила жизнь свою в истинной вере, и почила с миром, в руки божий душу предав. И когда была война с печенегами, еще был жив Владимир князь, но болен, и от этой болезни предал душу свою в руки божий.

М о л и т в а святого князя Владимира. Владимир князь, отходя от света сего, так молился, говоря: «Господи боже мой, не познал я тебя, но помиловал ты меня и святым крещением просветил меня,— и познал я тебя, боже всех, святой творец всего сущего, Отец господа нашего Иисуса Христа, слава тебе с Сыном и Святым Духом! Владыка боже, не помяни моего зла, не знал я тебя в язычестве, теперь же знаю тебя и ведаю. Господи боже мой, помилуй меня. Если хочешь меня казнить и мучить за грехи мои, казни сам, господи, не предавай меня бесам!» И так богу молясь, предал душу свою с миром ангелам господним и умер. «Праведных души в руках божьих», «и награда им от господа, и воздаяние им от вышнего, и примут они венец красоты из руки господней».

После святого крещения прожил блаженный князь Владимир двадцать восемь лет. На другой год после крещения к порогам ходил, на третий год Корсунь город взял, на четвертый год церковь каменную святой Богородицы заложил, а на пятый год Переяславль заложил, в девятый год десятину блаженный христолюбивый князь Владимир дал церкви святой Богородицы из достояния своего. Об этом и сам господь сказал: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». А блаженный князь Владимир сокровище свое на небесах милосердием и добрыми делами скрыл, там и сердце его было в царстве небесном. И бог помог ему, и сел в Киеве на месте отца своего Святослава и деда своего Игоря. А Святослава князя печенеги убили, а Ярополк сел в Киеве на месте отца своего Святослава. И когда Олег шел с воинами у Овруча города, обломился мост с воинами, и задавили Олега во рву, а Ярополка убили в Киеве люди Владимира. И сел в Киеве князь Владимир в восьмой год после смерти отца своего Святослава, 11 июня, в год 6486 (978). Крестился князь Владимир в десятый год после убийства брата своего Ярополка. Каялся и оплакивал блаженный князь Владимир все то, что совершил в язычестве, не зная бога. Познав же бога истинного, творца неба и земли, покаявшись во всем и отвергнув бесов и дьявола и служение ему, послужил богу добрыми своими делами и милосердием. Преставился с миром 15 июля 6523 (1015) года о Христе Иисусе господе нашем.
Ответить

Фотография p_genosse p_genosse 05.09 2009

Это кто написал? Вы, Егорка?
Если нет, то не сочтёте ли за труд пометить, откуда это?
Ответить

Фотография Alisa Alisa 05.09 2009

Я поясню ))

http://lib.pushkinsk...aspx?tabid=4870

«Память и похвала князю русскому Владимиру» — одно из древнейших произведений русской литературы, созданное в XI в. В нем сохранились сведения из летописи, предшествовавшей не только «Повести временных лет», но и Начальному своду (ок. 1095 г.). Именно в «Памяти и похвале», а не в позднейших летописях содержатся правильные даты (датировки не цифровые, хронология событий отсчитывается от вокняжения и смерти Владимира): вокняжение Владимира в Киеве в 978 г., а не в 980, как сказано в «Повести временных лет»; крещение Владимира в 987 г., а не в 988, взятие Корсуня после крещения в 989 г., а не в 988 г. и др. (См.: Шахматов А. А. Разыскания о древнейших летописных сводах. СПб., 1908. С. 13—28, 131—161).

Старший список произведения датируется XV в., отстоя от протографа на четыре столетия. А. И. Соболевский, А. А. Шахматов, С. А. Бугославский выделяли в нем три части: собственно Память и похвалу Владимиру, Похвалу Ольге (только в некоторых списках) и Древнее житие. Выделение Соболевским Древнего жития условно и опиралось только на существование части «Памяти и похвалы» от слов «Блаженый же князь Володимеръ... крестився самъ, и чяда своя, и всю землю Рускую крести» в отдельном виде. А. А. Шахматов первым указал, что вступительная часть так называемого Древнего жития — это продолжение сравнения Владимира с Константином Великим, которое иначе обрывается на описании деяний римского императора и не имеет завершения (Разыскания... С. 13—28). Несомненной вставкой является Похвала Ольге, разрывающая связный текст сравнения после слов «Тако же и блаженый князь Володимеръ сътвори съ бабою своею Олгою» (с. 320). А. А. Шахматову принадлежит наиболее полное исследование «Памяти и похвалы» (корректура книги «Жития князя Владимира», Архив РАН, ф. 154, оп. 1, № 112), но ученый не успел его завершить.

Для стиля автора памятника, монаха Иакова, характерны сложные синтаксические периоды и ритмическая организация текста. Он широко использует ассонансы, текст строится не только на созвучиях отдельных звуков и рифмовке окончаний, но и на звучании сходных приставок (пра-, при-, пре-, про-), созвучии корней в словах, относящихся к разным частям речи (глагол, существительное, прилагательное, наречие). Все характерные литературные приемы Иакова есть и в той части, которую А. И. Соболевский когда-то предложил считать Древним житием. Некоторую разностильность «Памяти и похвалы» создают вкрапленные в нее фрагменты летописного характера. Они располагаются не в хронологическом порядке, а в последовательности, избранной автором, и служат подтверждением его тезиса об изначальной богоизбранности Владимира. «Память и похвала» является единым авторским произведением, а не компиляцией нескольких разных текстов.

О самом Иакове, авторе «Памяти и похвалы», ничего не известно. Архиепископ Макарий (Булгаков) считал его тем монахом Киево-Печерского монастыря, которому Феодосий хотел передать игуменство после своей смерти.
Сообщение отредактировал Alisa: 05.09.2009 - 14:20 PM
Ответить

Фотография porf porf 17.09 2009

Очередные сказки . Нет ничего похожего на подлининк, и столько ляля про слог Мниха и т.д...

Даже не смешно.
\
Ответить

Фотография gaa-1969 gaa-1969 01.10 2009

Очередные сказки . Нет ничего похожего на подлининк, и столько ляля про слог Мниха и т.д...

Даже не смешно.
\

http://izbornyk.org.ua/index.html
Ответить

Фотография ddd ddd 29.07 2015

Киевский князь Владимир: Святой или Красное Солнышко?
150728105441_vladimir_624x351_rianovosti
некоторые украинские историки считают что в молодости Владимир ходил с чубом и бритым лицом, но, приняв христианство, первым из киевских князей отпустил бороду

Тысячу лет назад умер киевский князь Владимир, вошедший в историю как Владимир Креститель и Владимир Святой.

Рюрик создал государство восточных славян, Владимир дал ему религию и культуру и поставил в один ряд с державами того времени.
Русь-Россия за тысячу с лишним лет знала четырех реформаторов, кардинально изменивших страну, как бы ни относиться к содержанию их реформ: Владимира, Петра I, Ленина и Ельцина.

Князь Владимир - личность исторического масштаба, а из-за нынешнего российско-украинского конфликта обретшая и политическую злободневность.

Жестокие нравы
Владимир не унаследовал престол, а взял его в кровавой междоусобице (на которые была впоследствии столь богата история Руси).

Понятия монархической легитимности тогда еще не закостенели, происхождение не делало Владимира бесправным бастардом, но и шансов на власть не повышало.
Он был младшим сыном князя Святослава, к тому же рожденным не знатной женщиной, а ключницей Малушей. Его называли "робичичем", то есть сыном работницы.

Святослава в 972 году сменил в Киеве старший сын Ярополк. Владимир еще при жизни отца был посажен в Новгород. Год его рождения неизвестен, но, судя по всему, было ему тогда около двадцати.

Пять лет Владимир копил силы и деньги, потом заручился поддержкой скандинавских конунгов, собрал дружину из наемных варягов и новгородских добровольцев и пошел войной на сводного брата (кстати, новгородцы в X-XI веках пять раз брали Киев и сажали там угодных им князей, киевляне же не захватывали Новгород ни разу).

По пути сделал остановку в Полоцке и посватался к дочери тамошнего князя Рогнеде. Девушка не захотела замуж за "робичича", чей поход еще неизвестно чем закончится, семья ее поддержала. Тогда Владимир убил отца и братьев Рогнеды, а ее взял в жены силой. Она стала матерью его сыновей, в том числе Ярослава Мудрого, а что при этом чувствовала, можно лишь догадываться.

Согласно преданию, однажды ночью она пыталась зарезать мужа, и Владимира спасло только то, что он вовремя проснулся.

Подойдя к Киеву, Владимир переманил на свою сторону главного советника Ярополка воеводу Блуда, тот убедил господина отправиться на переговоры, где два варяга-наемника "вздели его мечами под пазухи".

Одни исследователи объясняют это тем, что Русь уже усвоила христианские ценности, когда произошло убийство Бориса и Глеба. Другие утверждают, что во время возвращения Святослава из неудачного похода на Византию Ярополк устроил в Киеве переворот, часть Святославовой дружины бросила своего князя и ушла к новому повелителю, Святослав не мог немедленно отправиться в ставшую враждебной столицу и вынужден был зазимовать с малым числом людей в районе днепровских порогов. Там его убили печенеги кагана Кури, который сделал из черепа Святослава чашу для вина. Историки гадают, отчего, судя по тому, что нам известно, общество не сильно осуждало Владимира за вероломное убийство брата, тогда как случившаяся в следующем поколении Рюриковичей расправа Святополка Окаянного над Борисом и Глебом была воспринята как неслыханное злодейство.

Если все так и было, то Владимир отомстил Ярополку за то, что тот предал отца.

Судьба варягов, помогших ему прийти к власти, характеризует молодого Владимира как ловкого политика. Столкнувшись со своеволием и ненасытными материальными претензиями наемников, он удачно сплавил их на службу в Византию, а императору отправил письмо с дружеским советом распределить буйную ватагу по разным гарнизонам.

Цивилизационный выбор

Владимир княжил 37 лет - очень долго по меркам того времени.

Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что он был толковым и энергичным правителем: отражал вражеские набеги, сам ходил в походы, основывал города.

Владимир умел быть популярным: щедро награждал дружину (однажды велел перелить на жалованье "отрокам" личное столовое серебро), постоянно устраивал многолюдные пиры - в общем, вел себя так, как по тогдашним понятиям подобало правильному князю или королю. За что в народных былинах его называли Владимиром Красное Солнышко.

Но главным его деянием стало крещение Руси в 988 году.

Русь могла повторить путь Индии, оставшейся страной многобожия. Первые 10 лет правления Владимир, по примеру отца, был ярым приверженцем язычества и пытался превратить его из набора народных верований в официальный государственный культ: кодифицировал и упорядочил древнеславянский пантеон и обряды, провозгласил верховным божеством Перуна, построил над Днепром большой храм, устройство которого отражало установленную им иерархию богов.

Причина решения о крещении очевидна: принятие христианства вводило страну в тогдашнее "мировое сообщество". Сторонником изоляционизма и самобытности Владимир не был, другое дело, что, видя Русь в Европе, хотел присутствовать там на равных.

"Кастинг богов"
"Повесть временных лет" рассказывает, что Владимир, выбирая религию для себя и народа, призвал представителей иудаизма, ислама, Ватикана и Константинопольского патриархата, дабы уяснить, во что, собственно, они верят и чья вера истинная.

"Великая схизма" 1054 года случилась через 66 лет, так что говорить о католиках и православных в эпоху Владимира не вполне корректно, но политические и богословские разногласия между Римом и Константинополем обозначились задолго до него, и имело колоссальное значение, кто назначит епископа в новообращенную землю.

Историки единодушно считают все это легендой. Хотя бы потому, что Владимир не был неотесанным варваром и о мировых религиях знал не понаслышке. В Киеве имелся еврейский квартал, и одни из ворот города именовались Жидовскими, в Новгороде немецкий квартал, мусульманские купцы и дипломаты тоже были не в диковину. За два года до крещения Руси Владимир направлял посольство в Хорезм. Иудеев Владимир якобы отослал прочь, заявив, что Всевышний разгневался на них, рассеяв по миру и лишив отечества, следовательно, учиться у них нечему. Мусульманам сказал: "Руси есть веселие пити, не можем без того быти", западным христианам - что "наши деды того не принимали", и выбрал греческое православие на том основании, что в тамошних церквях красиво поют.

Византия являлась единственной сверхдержавой того времени, центром цивилизации и культуры, своего рода наследницей великого Рима. Ее упадок был впереди, принадлежать к Западной Европе сделалось интереснее и престижнее только лет через двести.

Предтечи

К тому же Владимир ничего нового не выдумал. Крестился еще Аскольд, военачальник Рюрика, ушедший от него со своими людьми, некоторое время правивший в Киеве и впоследствии убитый Вещим Олегом. В 867 году патриарх Фотий писал, что "народ Рос переменил языческую и безбожную веру", хотя, как оказалось, несколько поторопился.
Была христианкой бабушка Владимира княгиня Ольга, также причисленная церковью к лику святых.

В 957 году она отправилась за крещением в Константинополь, но базилевс Роман повел себя высокомерно: заставил долго ждать аудиенции, преподнес жалкий подарок в 700 золотых монет и называл не "сестрой", а "дочерью".

Ольга крестилась, но затаила обиду. Когда на следующий год в Киев прибыло византийское посольство просить военной помощи против болгар, она отказала, заявив: "Пусть император явится сюда и подождет у киевской пристани столько, сколько я его ждала в Золотом Роге".

Спустя два года крестить Русь прибыл епископ Адальберт с клириками, но получил от ворот поворот. Ватиканские хронисты сильно возмущались "обманом русов". В 959 году Ольга решила обратиться за духовным окормлением к Ватикану. Факт, замалчиваемый официальными российскими историками, но подтвержденный многочисленными европейскими анналами.

Вероятно, дело было в том, что Адальберт долго раскачивался. За это время вошел в возраст и взял бразды правления сын Ольги Святослав, не желавший слышать о христианстве ни в какой версии.

"Повесть временных лет" цитирует слова Святослава, что дружина-де станет над ним смеяться. Однако в дружине к тому времени хватало христиан, а Святослав был не тот человек, над кем могут издеваться подчиненные. Приказал бы - все крестились бы как миленькие.

Скорее, мироощущению отважного рубаки, не любившего ничего сложного, были ближе воинственные боги предков. Почитать Того, Кто позволил бичевать и распять себя, вместо того, чтобы разразить врагов молниями, он находил странным.

Ярополк также проявлял интерес к христианству, а по некоторым данным, и принял крещение. Не исключено, что Владимир первое время культивировал язычество в пику свергнутому брату.

Разговор на равных

Первым делом он взял греческий город Херсонес, находившийся на месте нынешнего Севастополя, и отписал базилевсу Василию II, что крещение Руси пройдет только "в пакете" с его женитьбой на сестре императора Анне. Решив креститься, Владимир учел опыт Ольги, да и соотношение сил несколько изменилось.

Долго спорить Василию не пришлось. Его трон шатался из-за мятежа, поднятого военачальником Вардом Фокой.
Брак с ромейской принцессой считался неслыханной честью, в которой отказали германскому императору Оттону II и французскому королю Гуго Капетингу.

Получив желаемое, Владимир направил войско и вместе с новым родственником разбил Варда Фоку.
Это было уже не челобитье вождя варваров просветить и взять под высокую руку, а как минимум равноправная сделка.

Двоеверие

Не то было с подданными Владимира. Став христианином, Владимир, судя по всему, уверовал искренне: будучи большим женолюбом, распустил свой вышгородский гарем и даже первым в мире на какое-то время отменил смертную казнь, объяснив: "Боюсь греха". Византийские священники облегчили его колебания, сказав, что князь - не простой смертный и не всегда должен следовать заповедям буквально.

Как практически все реформы на Руси, обращение в христианство осуществлялось сверху и насильственно.

Катехизации населения не проводилось. Первые священники из местных появились только при сыне Владимира Ярославе. Греческие церковнослужители творили обряды, смысла которых новообращенные христиане не понимали.

Крестить Новгород Владимир послал своего дядю по матери Добрыню и воеводу Путяту. Даже расположенный к Рюриковичам неизвестный автор "Повести временных лет" отметил, что "Добрыня крестил огнем, а Путята мечом". Даже в Киеве, где княжеская власть была наиболее сильна, жители толпой бежали за сброшенным с кручи в реку Перуном, крича: "Выдыбай [выплывай], Боже!". В конце концов, отягощенный золотыми и серебряными украшениями деревянный идол утонул, что было представлено как доказательство его слабости и ложности.

Языческие волхвы ушли в леса. Контролировать, как жили и во что верили люди за пределами городов, власть не могла.

Владимир стал в крещении Василием, но остался для всех Владимиром. Его сыновья и внуки имели по два имени: христианское и традиционное.
Окончательному торжеству православия способствовало монгольское нашествие. В годину бедствий церковь осталась единственным объединяющим общество институтом и духовной опорой. По оценкам историков, на Руси примерно 200 лет сохранялось двоеверие.

Археологи указывают, что языческий обычай класть в могилы еду и утварь ушел только в XIV веке. Другие традиции, например, празднование Масленицы, прыжки через костер на Ивана Купалу и девичьи гадания на суженого в бане, оказались еще более живучими.

Колыбель трех народов

В канун 1000-летия смерти Владимира Святого в Москве озаботились возведением ему памятника, да чтобы непременно больше, чем тот, что с 1853 года стоит над Днепром.

150728105908_vladimir_624x351_rianovosti
Символ Киева и самый старый в городе памятник конкретному лицу

По мнению наблюдателей, дело не столько в памятной дате, сколько в обострении отношений между Россией и Украиной. Посыл ясен: не присваивайте!
С тем, что Древней Русью надо гордиться, согласны все. Спор о том, кого считать прямыми наследниками славных предков и отцов-основателей, а кого побочной ветвью.

Украинская сторона выдвигает два аргумента.
Во-первых, Владимир, что ни говори, княжил в Киеве, а не в Москве, которой тогда и в проекте не было.
Политическая культура Великороссии, утверждают украинские историки, восходит не к Руси Владимира и Ярослава, а к Золотой Орде, там и ищите своих предтеч!
 
Во-вторых, Древней Руси были чужды холопство и подобострастное отношение к власти. Князь, как все европейские правители раннего средневековья, не был самодержцем, бояре и дружинники обладали большими личными правами, в городах имелись веча.

С российской точки зрения, основным, если не единственно важным элементом национального существования является государственность. Кто сумел ее сохранить и приумножить, те и главные, а кто утратил на столетия - младшие братья, которым надлежит старших почитать и слушаться.

В лондонском районе Бэйсуотер стоит отлитый на средства общественников-энтузиастов маленький памятник Владимиру. В надписи на постаменте он назван "украинским князем".
Звучит достаточно юмористически, учитывая, что "Украина" как географическое понятие впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1187 годом, а нация сформировалась и того позже.

Восточные славяне вообще не имели родового имени. Были племена полян, древлян и так далее.
С другой стороны, и к современным русским подданные Владимира относятся примерно так же, как галлы к французам.

Происхождение слов "Русь" и "русский" точно не известно, и вряд ли когда-нибудь в данном вопросе появится абсолютная ясность.
Многие исследователи возводят его к древнескандинавскому ruotsi - гребцы. Русы - народ гребцов.

150728110340_vladimir_624x351_rianovosti
Для 24-метрового московского "Владимира" сейчас ищут подходящее место

Если гипотеза верна, то так изначально называли викингов, передвигавшихся по рекам и морям на своих драккарах. Славянин становился русом, поступив на княжью службу. Впоследствии имя касты завоевателей распространилось на все население.

Вероятно, правильнее всего называть Владимира так, как называл себя он сам и как называли современники: князем киевским. А применительно к последующим событиям признать наиболее взвешенной и научно выверенной советскую позицию: Киевская Русь - колыбель трех народов, русского, украинского и белорусского, близких, но не тождественных, и одинаково заслуживающих уважения.

Спекуляции о том, кто главнее и истиннее, кто "ополячился", а кто "сбежал в леса и болота и оторвался от цивилизации", хорошим отношениям не способствуют. Особенно если ведутся не в академическом ключе, а с желанием уязвить друг друга.

Ответить

Фотография Jim Jim 29.07 2015

Очередной бред от BBC Russia.

Ответить

Фотография shutoff shutoff 29.07 2015

Г-н ddd, а почему Вас не устраивает каноническая версия, что князь Владимир был одновременно и "Красное солнышко" и "Святой"? Ведь разночтений в том, что он был до 26 лет язычником, но потом крестился и стал ревнителем христианства нет... Или у Вас другие сведения?
Ответить

Фотография ddd ddd 29.07 2015

ббс как раз в этом не сомневается, это я заголовок изменил, ибо святые так с рогнедами не поступают...
Ответить

Фотография Jim Jim 29.07 2015

ббс как раз в этом не сомневается, это я заголовок изменил, ибо святые так с рогнедами не поступают...

В христианстве главное искреннее раскаяние. Воры и убийцы становились святыми-Моисей Мурин, Варвар Луканский. Преподобный Варлаам Керетский убил собственную жену.

Ответить

Фотография shutoff shutoff 30.07 2015

Собственное творчество очень часто искажает историческую истину. С нашей современной т.з. может казаться, что наличие у него нескольких сот рабынь/наложниц свидетельствует о его глубокой порочности, но с т.з. современников это был лишь факт подтверждаюший его богатство.
Ответить

Фотография FGH123 FGH123 30.07 2015

 

В христианстве главное искреннее раскаяние. Воры и убийцы становились святыми-Моисей Мурин, Варвар Луканский. Преподобный Варлаам Керетский убил собственную жену.

 

 

Судя по Иуде, не главное. Или нет?


Сообщение отредактировал FGH123: 30.07.2015 - 04:51 AM
Ответить

Фотография Jim Jim 30.07 2015

Судя по Иуде, не главное. Или нет?

Судя по словам Иисуса "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное", путь к прощению через раскаяние.А простят грехи, или нет...
Что касается Иуды, то согласно Матвею он раскаялся, но после этого совершил новый грех-самоубийство.
Ответить

Фотография FGH123 FGH123 30.07 2015


Что касается Иуды, то согласно Матвею он раскаялся, но после этого совершил новый грех-самоубийство.

 

 

Его самоубийство следствие его раскаяния.

 

Если бы он не раскаялся, он бы самоубийство не совершил. Спокойно просадил бы деньги в кабаке и рассказывал, что он герой, потому что сдал властям опасного смутьяна.

 

Правильно?


Сообщение отредактировал FGH123: 30.07.2015 - 12:33 PM
Ответить

Фотография Виталич Виталич 30.07 2015

Очередной бред от BBC Russia.

Можно поконкретнее? Пару бредовых цитат.

Ответить

Фотография Jim Jim 30.07 2015

Его самоубийство следствие его раскаяния.
Если бы он не раскаялся, он бы самоубийство не совершил. Спокойно просадил бы деньги в кабаке и рассказывал, что он герой, потому что сдал властям опасного смутьяна.
Правильно?

Это надо у Матвея спрашивать. У Матвея так (27:3-5) : "Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам,  говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.  И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился".   Я так понимаю, что первосвященники отказали Иуде в исповеди, сказав, что им нет дела до его поступка.

Т.е. Иуда раскаялся, но не исповедовался.

Ответить

Фотография Jim Jim 30.07 2015

Можно поконкретнее? Пару бредовых цитат.

Рюрик создал государство восточных славян.
По пути сделал остановку в Полоцке и посватался к дочери тамошнего князя Рогнеде.
Там его убили печенеги кагана Кури.
провозгласил верховным божеством Перуна, построил над Днепром большой храм
Крестился еще Аскольд, военачальник Рюрика,
Однако в дружине к тому времени хватало христиан, а Святослав был не тот человек, над кем могут издеваться подчиненные. Приказал бы - все крестились бы как миленькие.
Древней Руси были чужды холопство и подобострастное отношение к власти.
Вероятно, правильнее всего называть Владимира так, как называл себя он сам и как называли современники: князем киевским.

Ответить

Фотография FGH123 FGH123 30.07 2015

Приказал бы - все крестились бы как миленькие.
Древней Руси были чужды холопство и подобострастное отношение к власти.

 

Эм...

 

 

 

 Я так понимаю, что первосвященники отказали Иуде в исповеди, сказав, что им нет дела до его поступка.

Т.е. Иуда раскаялся, но не исповедовался.

 

 

Хотите сказать, что Иуде надо было исповедоваться у тех, кто и дал заказ на Христа?

 

Это надо у Матвея спрашивать.

 

 

Так он и написал, что человек раскаялся, причем сам, в течении ближайших суток фактически.

 

Иуда конечно трагический персонаж, довольно странно у христиан такое негативное отношение к нему. Могли бы посочувствовать ему.


Сообщение отредактировал FGH123: 30.07.2015 - 19:01 PM
Ответить

Фотография Jim Jim 30.07 2015

Хотите сказать, что Иуде надо было исповедоваться у тех, кто и дал заказ на Христа?

Не обязательно именно у них, но исповедоваться надо как в иудаизме, так и в христианстве. А исповедовать может только священник.

Ответить