Перейти к содержимому

 

Поиск

Рассылка
Рассылки Subscribe
Новости сайта "История Ру"
Подписаться письмом

Телеграм-канал
В избранное!

Реклама





Библиотека

Клавиатура


Похожие материалы

Реклама

Последнее

Реклама

Фотография

Происхождение скифов

скифы

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 33

#1 Кирилл

Кирилл

    Аспирант

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 151 сообщений
2
Обычный

Отправлено 01.09.2008 - 13:28 PM

Пока же, что касается скифов, исходной точкой их истории может, наверное, считаться приблизительно 1700 г. до н. э., когда первые индоевропейские племена достигли Енисея. Возможно, эти переселенцы откололись от индоевропейской группы племен, которые проникли в Грецию и Малую Азию на три века раньше. От Енисея они продвинулись к западу от Алтая до Кавказа, где, как считает Киселев, они развили у себя смешанный тип хозяйства, когда часть племени осела в плодородных долинах и стала земледельцами, в то время как остальные скитались по равнине как пастухи-кочевники и охотники. Поселенцы к тому времени овладели искусством литья и ковки меди, и некоторые их отливки были найдены в земле, причем литейные формы, которые они использовали для изготовления своих серпов, лежали поблизости. Они изготовляли коричневатую керамику, на которой царапали геометрические узоры, и использовали бронзовые орудия для рубки деревьев. Поначалу они хоронили своих мертвых в неглубоких могилах, отмеченных кругом из камней, но к 1200 г. до н. э. они начали возводить большие курганы. Киселев полагает, что различие в размерах курганов, насыпанных один возле другого на одном кладбище, зависело от богатства племени. Но так как под непохожими друг на друга могильными холмами находятся могилы, которые, видимо, принадлежали людям одного племени или рода, возникает искушение приписать различие в размерах курганов появлению классового общества, в котором состоятельные семьи, облеченные властью, могли ожидать, что к ним будут относиться с особым уважением после смерти, так же как и при жизни.

Почти в то же самое время племена на северо-востоке Сибири начали применять железо, а в районе Минусинска, расположенного в бассейне Енисея, появилась новая монголоидная раса, представители которой имели на вооружении ножи с загнутыми инутрь лезвиями, напоминающими ножи времен династии Чу в Китае. Наличие ножей такой формы служит отличительным признаком проникновения китайского влияния в регион, который до той поры подвергался влиянию главным образом веяний из Западной Азии или Восточной Европы. Эти люди либо кремировали своих мертвых и хоронили их прах под каменной плитой, либо — иногда — они клали в могилу тело в скорченном положении. При них не найдено ни одного конского скелета, и поэтому можно предположить, что, как и сами китайцы, эти люди, которые были одними из первых, кто принес ориентализм1 на запад, к тому времени еще не научились ездить на лошадях. Однако в этот период конные кочевники, в том числе скифы и мей-смирцы с Алтая, были известны в других частях азиатской степи. Наиболее выдающиеся из них были похоронены вместе со своими лошадьми. И хотя в Европе к 1000 г. до н. э. уже появились наездники и Венгрии, возможно принадлежавшие к племени фракийцев, не знавшие верховой езды киммерийцы продолжали контролировать южную часть России. Из всех племен, знакомых с верховой ездой, ко-горые связаны с Центральной Азией и Восточной Европой, скифы в конечном счете оказались самыми важными и для своего времени, и в Средние века, когда чувствовалось их влияние в искусстве Северной и Западной Европы. И все же спустя столько времени невозможно точно определить, к какой расе принадлежали скифы. Этот вопрос вызывал много разногласий. Одни авторитеты утверждали, что они были гуннами, другие — что они были турками или монголами. Однако в главном большинство ученых согласны: они принадлежали к индоевропейской группе народов, возможно, к иранской ветви или, как предполагает Геса Наджи и некоторые другие, к yrpo-алтайской. Единственным бесспорным фактом является то, что племена на всей территории равнины говорили на одном языке, как и многие современные кочевники в Азии говорят сейчас на тюркском диалекте турецкого языка. Язык кочевников был в своей основе иранским диалектом, но, возможно, он был ближе к авестскому, чем к древнеперсидскому языку.

Имеется очень мало антропологического материала, который может помочь пролить свет на эту проблему, но то, что есть, похоже, говорит в пользу индоевропейской версии, а это, в свою очередь, не исключает влияния Алтая. Изучение мужских черепов и мумифицированных голов, найденных в Пазырыке, подтверждает эту точку зрения, несмотря на то что вождь, похороненный в кургане № 2, и женщина из другого захоронения были оба монголоидного типа. К этому же типу принадлежал и старик, погребенный в несколько схожей могиле в Шибе на Алтае, которую раскопал Грязное в 1927 г. На самом деле нет ничего удивительного в случайном присутствии людей с монголоидными чертами среди племен, населяющих восточную часть азиатской степи, так как, вероятно, происходили смешанные браки между ними и местными жителями. Точно так же царские скифы временами заключали браки с греками или фракийцами из соседних западных регионов. Союз слабых и сильных племен, заключенный посредством брака, часто был единственным способом обеспечить безопасность более малочисленного клана.

В России ученые используют термин «скиф» в самом узком смысле слова, применяя его только в отношении сравнительно небольшого числа племен, обитавших по берегам Азовского и Черного морей, а также по берегам Кубани и Днепра. Но так как все конные кочевники скифской эры говорили на одном и том же иранском наречии независимо от того, прибыли ли они с берегов Днестра или с берегов Окса, похоже, есть причина полагать, что по крайней мере большинство из них были связаны между собой узами одной расы. На мысль об их определенном сходстве нас наводит характер их искусства, которое демонстрирует свои почти идентичные черты на территории всего этого достаточно обширного района. Присутствие «сибирских» элементов в западном искусстве оказывает поддержку точке зрения тех ученых, которые полагают, что скифы были родом из Западной Сибири, или, как дают понять Минне и Геса Наджи, именно с Алтая. Окончательное подтверждение этого мнения будет, однако, зависеть от того, предоставят ли последующие раскопки на Алтае более ранний материал о скифах, нежели находки, сделанные на юге России. Пока этого не случилось.

Таким образом, существует такое же несходство мнений относительно первоначального региона обитания скифов, какое есть и по вопросу их расового происхождения. И тем не менее, если принять версию об алтайском или западносибирском происхождении, которая кажется более приемлемой с этнической точки зрения, то это объясняет последующие миграции племен из этого региона. Более того, у этой точки зрения есть дополнительное преимущество, ибо она не противоречит утверждениям, встречающимся в древнеперсидских документах. Согласно этим источникам — а многие из них современны тем событиям, которые они описывают, — скифы появились внезапно, продвигаясь через Кавказские горы с северо-запада. Это утверждение разделяли греческие, иудейские и армянские авторы; оно представляет собой обоснованное мнение античного мира. К тому же оно совпадает с ходом определенных событий в истории Китая, подлинность которых установлена. О них повествуют летописи времен династии Чу. В них рассказывается о диком племени хиунг-ну, предшественниках, как полагают, самих гуннов, впоследствии опустошивших большую часть Европы, которые уже тогда тревожили мирных земледельцев западных приграничных земель Китая. К IX в. до н. э. они стали наносить такой существенный ущерб, что император Суань (827—781 гг. до н. э.) был вынужден предпринять против них военные действия. Его карательной экспедиции удалось отбросить племя хиунг-ну далеко на запад от границ Китая. Будучи исключительно оборонительной мерой, этой акции было суждено иметь неожиданно широкие последствия для территорий, расположенных на расстоянии многих сотен миль к западу от поля боя, так как отступающие неизбежно вытесняли своих западных соседей с их традиционных мест стоянок. Те в свою очередь столкнулись с другими племенами, которые в подходящее время внезапно напали на племя, обитавшее к западу от них, так что вскоре вся степь пришла в движение: каждое племя нападало на своего западного соседа, пытаясь овладеть новыми пастбищами. Важно еще отметить, что все это смятение совпадает с периодом тяжелейшей засухи, которую Элсворт Хантингтон приписывает приблизительно 800 г. до н. э., и она вполне могла послужить дополнительным фактором для передвижения народов в западном направлении.

Во всяком случае, массагеты, населявшие земли к северу от реки Оке, в конечном счете тоже оказались вовлеченными в борьбу за пастбища, и они в свою очередь напали на скифов, а те — на восточных киммерийцев. Между двумя последними произошло сражение, в котором конные скифы оказались сильнее пеших киммерийцев. Киммерийцы были отброшены к Дарьяльскому перевалу и были вынуждены отступить по нему. Он привел их в царства Ван и Урарту, которые были соперниками и врагами Ассирии. Другой отряд скифов, повернув в сторону от Дарьяльского перевала, направился к Дербентскому ущелью, прошел по нему и появился на берегу озера Урмия. Ассирийские документы датируют их появление там во время правления царя Саргона (722— 705 гг. до н. э.). В это время первая группа скифов упрочилась в южной части России. Поэтому можно считать, что этот период является заключительным этапом в перемещении на запад азиатских племен, которых привели в движение карательные меры, предпринятые императором Суанем против народа хиунг-ну. До сих пор в Армении обрушившиеся стены некоторых древних крепостей хранят в себе трехгранные наконечники скифских стрел, вмурованные в строительный раствор, как свидетельство жестоких сражений.

Дальнейшее продвижение скифов в Азию следует рассматривать как чисто военные предприятия, так как скифы могли бы поселиться на берегах озера Урмия, если бы захотели. Однако, воодушевленные успехом, они продолжали неуклонно оттеснять киммерийцев назад в Азию и через тридцать лет подошли к границам Ассирии. В то время скифы вступили в союз с царем Эсархадоном против ми-дийцев, но при помощи предателей-киммерийцев они сами собрали все силы против своего первоначального врага и стали теснить основные войска киммерийцев назад через всю Малую Азию, пока к 615 г. до н. э. они не сломили своего противника. Бегущие киммерийцы отступали через территорию Фригии, которая принадлежала царю Мидасу. Ее они совершенно разрушили, затем опустошили Лидию и разграбили греческие прибрежные города. После этого они исчезли из поля зрения.

Тем временем в районе, приблизительно соответствующем современному Азербайджану, пало царство Урарту. Скифы под предводительством своего царя Партатуа и его сына Мадия прочно утвердились в северной Персии, оккупировав царство Урарту, и, разместив свою столицу в Сакизе, взяли под контроль другие территории, расположенные к западу до Халиса. В то время их могущество казалось огромным, и в 626 г. до н. э. благодаря их помощи ассирийцы смогли разгромить мидийцев, осаждавших Ниневию. Опьяненные успехом, скифы пронеслись через Сирию и Иудею, пока не достигли Филистеи в Египте (611 г. до н. э.), где царь Пса-метек откупился от них, чтобы остановить их дальнейшее продвижение. Но тем временем мидийцы вступили в союз с вавилонянами. Соединившись, их армии выступили против ассирийцев, и на этот раз их объединенным силам удалось уничтожить эту когда-то могучую империю. Затем мидийцы быстро взяли власть в свои руки, поставив перед собой первоочередную задачу — изгнать скифов из своей земли, — и не остановились, пока постепенно не оттеснили кочевников назад через всю Азию до того места, откуда те когда-то начали свое вторжение в Персию. Ценой за милосердие было их мудрое требование, чтобы какая-то часть кочевников осталась и провинции Луристан на поселении для организации и обучения отрядов конников для мидийской армии.

В течение двадцати восьми лет скифы правили значительной частью Западной Азии. Теперь они вернулись в Урарту. Возможно, именно в этот период некоторые из них снова повернули на восток, чтобы занять полосу степи между Каспийским и Аральским морями.

В следующем веке западным скифам выпало быть вовлеченными в большую войну. Военные действия возглавил не какой-нибудь полководец, а сам могущественный Дарий. Он вознамерился завоевать и совершенно уничтожить Грецию, и в качестве первого шага на этом пути он выступил в поход, чтобы отрезать ее от жизненно важных ресурсов: перекрыть ей поставки древесины с Балкан и зерна из Скифии. Поставив перед собой такую цель, в 513-м или 516 г. до н. э. он начал войну в Европе, переправившись через Босфорский пролив по мосту, который специально для него построил искусный греческий инженер Мандрокл из Самоса. Затем через Фракию он подошел к Дунаю. Его он также преодолел по мосту из лодок, которые перегородили реку чуть ниже современного Галатца. Дарий оставил отряд ионийцев охранять мост в течение шестидесяти дней в ожидании своего возвращения. В случае невозможности выполнить приказ они должны были отступить по нему, уничтожив его за собой. Дарий же продолжил искать скифов. Но при первом же сигнале тревоги кочевники поняли, что в одиночку они не могут противостоять Дарию в открытом бою. Они обратились к соседним племенам за помощью, пытаясь убедить их вступить с ними в союз, аргументируя это тем, что Дарий может уничтожить их всех поодиночке, но ему будет трудно завоевать их, если они объединятся. Но северян не тронули такие уговоры, они предпочли надеяться на получение отсрочки, чем ввязываться в сражение с таким опытным полководцем. Поэтому, вынужденные полагаться на свои собственные силы, скифы приняли решение искать спасения в политике выжженной земли. Согласно обычаю они разделили свою армию на три части, каждой из которых командовал один из царских скифов: Идантирс, Скопас и Таксас. Они договорились, что, кого бы из них троих ни начал преследовать Дарий, будут отступать в глубь страны, разрушая колодцы и не оставляя противнику ни продовольствия, ни фуража. Дарий перешел в наступление, переправившись через Дон и направившись к Волге. Скифы постоянно отступали перед ним. Предельный срок в шестьдесят дней, который Дарий установил для ионийцев, охраняющих мост через Дунай, быстро истекал, его люди устали от безрезультатного преследования, животным стало не хватать фуража — и все же скифы продолжали отступать все дальше на восток. Их нежелание принять бой приводило Дария в ярость. Он решил положить этому конец и бросил такой вызов Идантирсу: «Ты, странный человек, — прокричал его посланец, — почему ты продолжаешь убегать от меня, когда есть две вещи, которые ты мог бы с легкостью сделать? Если ты считаешь, что способен противостоять моему войску, то перестань уклоняться и выходи: давай сразимся. А если ты понимаешь, что я сильнее, — в этом случае тоже тебе следует прекратить свое бегство, — тогда тебе не остается ничего, кроме как принести своему господину землю и воду и немедленно выйти ко мне навстречу». Но царь скифов ответил гордо: «Такие у меня привычки Я не поступал так раньше, и я не бегу от тебя сейчас. В том, что я делаю, нет ничего нового или необычного; я только следую своему образу жизни, обычному для мирных лет. А теперь я скажу тебе, почему я сразу не вступил с тобой в бой. У нас, скифов, нет ни городов, ни возделанных земель, страх потерять которые мог бы заставить нас скорее сразиться с тобой. Если же вдруг возникнет у тебя необходимость схватиться с нами, смотри: здесь могилы наших отцов, разыщи их и попробуй разрушить их — тогда ты увидишь, будем ли мы драться с тобой. Пока ты этого не сделаешь, будь уверен, что мы не вступим в бой, если не захотим. Это мой ответ на твой вызов».

Расстроенный, понимая, что дальнейшее преследование бесполезно, Дарий решил повернуть назад. Скифы доставляли беспокойство его отступающей армии, но персу удалось довести свои войска до моста и переправиться через Дунай в безопасное место. Экспедиция закончилась. Дарий избежал катастрофы, но больше никогда он не осмеливался прийти в Северную Европу.

Разъяренные скифы остались алкать мести. Теперь их возглавил Аристагор. Собрав свои силы, он двинулся к городу Абидосу и обратился к спартанскому царю Клеомену I с просьбой выступить против персов из Эфеса, в то время как он сам наступал на них из Фасиса. Но Дарию удалось сжечь Абидос, и Клеомен отказался втягиваться в военные действия. Аристагору пришлось волей-неволей оставить этот свой план. После разорения Фракии в 495 г. до н. э. он двинулся на Херсонес, вынудив деспота Мильтиада бежать, а затем отошел на свои земли, где его люди вернулись к своим мирным занятиям и мелким стычкам с другими племенами.

В следующем веке царские скифы узнали о новом племени, сарматах, которые появились на восточных границах их территории и начали вторгаться в их земли. Племя сарматов имело со скифами очень схожее происхождение. И те и другие говорили на одном и том же языке и вели почти одинаковый образ жизни, но сарматские женщины ездили верхом, охотились и воевали вместе со своими сородичами-мужчинами, в то время как скифские женщины вели очень уединенную жизнь и не принимали никакого участия в мужских делах. Действительно, ни одна сарматская девушка не могла выйти замуж, пока не убьет в бою врага. Может быть, именно из-за этого скифы называли этих девушек «повелительницами мужчин». А как только они убьют одного врага, их отдавали замуж, и они с той поры должны были полностью посвятить себя домашним обязанностям.

Хотя греки ассоциировали свои рассказы об амазонках со скифами, значительно более вероятным кажется, что они в действительности относились к сарматам. В этой связи значительный интерес представляет случайнаая находка, сделанная группой сельскохозяйственных рабочих в 1928 г., которые в 8 милях от Тифлиса, в местечке Земо-Ав-чала, обнаружили могилу женщины-воительницы. Эта женщина была похоронена в скрюченном положении, а ее оружие лежало рядом с ней. Ни одной скифской могилы, сопоставимой с этой, еще не было найдено в России, и Никорадзе, который опубликовал данные по этому захоронению, почти наверняка прав, датируя его III в. до н. э. Хотя он и не отнес его ни к какому конкретному племени, более чем вероятно, что в этой необычной могиле лежит сарматка-амазонка. Вполне возможно, что она погибла, сражаясь со скифами.

К 346 г. до н. э. агрессивные устремления сарма-то и привели их на правый берег Дона, и, возможно, именно желание обрести более безопасные земли вынудило скифского царя Аэрта повести своих людей через Дунай и аннексировать территорию Добруджи, которую классические авторы стали называть «Малой Скифией». К 339 г. до н. э. скифы продвинулись до рубежа, находившегося немного западнее современного Балчика, тем самым навлекая на себя гнев Филиппа II Македонского. Опасаясь их дальнейшего просачивания в глубь его владений, Филипп дал им бой в местечке недалеко от Дуная. Ему удалось убить Аэрта, которому в тот момент было более девяноста лет. Скифам пришлось согласиться на мирные условия, но они, вероятно, не полностью придерживались их, так как через три года Александр Македонский в свою очередь почувствовал необходимость послать против них карательную экспедицию. Сам он отправился к главному театру военных действий в Азии, а своего наместника во Фракии Цепириона послал разобраться со скифами, но этот неудачник оказался неподходящим для выполнения задачи. Его войска были разбиты наголову, сам он был убит в бою, а скифы, прежде чем вернуться на свои земли на юге России, установили на Балканах аванпосты, платившие им дань. Они бы предпочли остаться и продолжить борьбу с македонцами и даже обратились к Ольвии за помощью, но получили отказ. Осознавая свою слабость, они решили, что хватит уже воевать. Тем не менее вскоре скифы вновь собрались под боевые знамена. Их царь Скилур приблизительно в 110 г. до н. э. основал свою столицу в Неаполе Скифском и стал чеканить монету в Ольвии. Несмотря на серьезную угрозу, которую представляли в то время сарматы, он не мог удержаться и напал на Херсонес, хотя это была столица Понтийского царства Митридата Евпатора. Митридату, которому было суждено оставаться владыкой всей Малой Азии до 95 г. до н. э., не составило труда отразить нападение скифов, но прежде чем были достигнуты какие-либо окончательные результаты в боевых действиях, он обнаружил, что уже слишком глубоко увяз в своем соперничестве с Римом, и стал искать со скифами союза. Чтобы умилостивить Скилура, он отослал ему двух своих дочерей в жены, но еще до того, как несчастные девушки достигли пункта своего назначения, они были захвачены римлянами. А помощь, которую оказывали впоследствии скифы Митридату, была непостоянной и незначительной. На самом деле они и не могли в тот момент сделать больше, так как сарматы, как и сами скифы семью веками ранее, беспрестанно продвигались на запад через евразийскую степь. Так же как и до них скифам, сарматским воинам суждено было достичь полного успеха в своем предприятии по причине их нового вооружения. Потому что если скифы совершали свои завоевания благодаря тем преимуществам, которые им давало умение ездить верхом, то сарматам это удалось благодаря изобретенным ими металлическим стременам, что, в свою очередь, способствовало появлению в их армии подразделений тяжелой кавалерии. Скифам нанесла поражение более современная армия. Их остатки влачили жалкое существование до II в. н. э., когда большая их часть была сметена следующей волной, принесшей готов — народ, который двинулся через Южную Европу. Другие группы скифов, без сомнения, так хорошо ассимилировались с местным населением, что оставили после себя всего лишь небольшие следы, представляющие собой странную смесь неистовства и величия, которые были характерны для их жизни.

В пору своего процветания скифы большую часть своих богатств получали благодаря торговле, прежде нсего с Грецией, так как в те давние времена Эллада была уже не в состоянии прокормить население своей материковой территории, не ввозя товары первой необходимости издалека. Скифия была одной из греческих житниц, и зерно, выращенное на юге России оседлыми жителями, отправлялось владыками кочевников греческим колонистам Понтийского царства, которые в свою очередь выступали в роли посредников в перепродаже его в Грецию. С другой стороны, скифы, жившие на Кубани, торговали напрямую с владельцами судов, приходивших в их порты из Ионии. Помимо этого, скифы доставляли понтийским грекам ценные грузы с солью, осетрами и тунцом, а также мед, мясо и молоко, кожи и меха и, что немаловажно, рабов. Последние, хоть греки и называли их скифами, были скорее поверженными врагами или местными земледельцами, нежели свободными кочевниками. В обмен на эти товары скифы получали греческие ювелирные изделия, изделия из металла и посуду высшего качества.

Похоже, что в Европе каждая из основных групп скифов имела свой период расцвета. Кубанская группа одна из первых получила возможность потакать своей любви к роскоши и богатству в полной мере. Ее захоронения, самые лучшие из которых датируются началом VII — концом VI в. до н. э., содержат великолепные предметы из золота — многие из них являются образцами высочайшего мастерства, — а число коней, убитых в ознаменование смерти одного вождя, в этом регионе часто доходило до сотен голов. Хотя скифы этого региона жили по патриархальным законам, избирая себе вождя, как, без сомнения, было принято в Пазырыке, многие могилы настолько богаты, что, вполне вероятно, значительное число более состоятельных семей было почти так же богато, как и их вожди.

Политическая структура южной группы была несколько иной. Там скифы считали себя потомками родоначальника Таргитая, сына Бога Небес, и полуженщины-полузмеи, дочери реки Днепр. По преданию скифов, которое записал Геродот, золотой плуг, ярмо, боевой топор и чаша — символы власти над земледельцами и воинами — упали с неба. Сыновья Таргитая хотели поднять эти предметы, но как только двое старших братьев приблизились к ним, возгорелось пламя и заставило их отступить. Когда же вышел вперед самый младший брат, пламя улеглось. Тогда он взял эти символы власти и стал царем над племенем фалатов и народом сколо-тов. Этот человек по имени Колакс позднее разделил свое царство между своими троими сыновьями, и обычай делить боевые силы царства на три части сохранялся в течение веков, точно так же как и центром царства продолжал оставаться регион, простирающийся от нижнего течения Днепра до реки Токомак, притока реки Молочной.

Эта легенда, конечно, не более чем вариант иранского сказания об ореоле величия, который может снизойти только на праведного царя. Скифы также верили, что Таргитай жил за тысячу лет до 513 г. до н. э., то есть за много веков до того, как сами скифы достигли Днепра. Из-за этой легенды они располагали королевские могилы в пределах территории, которую связывали с Таргитаем, и продолжали молчаливо признавать право своих руководителей на власть, передаваемую по наследству, так как у них правитель был скорее царем, нежели вождем. Естественно, это привело к росту аристократии в этом регионе, а также вследствие этого выросло личное благосостояние царской семьи и семей знати. Об этом благосостоянии можно судить по захоронениям этого региона, так как царские могилы являются самыми богатыми из всех скифских захоронений. Они хранят в себе больше золотых и других драгоценных предметов, чем было найдено где-либо еще в евразийской степи.

Царские скифы были относительно немногочисленны, но они были такими умелыми правителями и такими бесстрашными воинами, что им не составляло труда управлять большой территорией и с легкостью контролировать население, состоявшее из их собственных земледельцев и из местных землепашцев, прочно пустивших корни в этих краях, которые значительно превосходили их числом. Несмотря на численное меньшинство, к VI в. до н. э., а возможно, и на сотню лет раньше, царские скифы уже прочно обосновались на этой территории, ограниченной Доном и Днепром, и практически держали под своим контролем степные просторы до Буга и плодородные земли в районе Полтавы. На этих землях они правили как деспоты. Человек, которому его владыка объявлял смертный приговор, умирал вместе со всеми своими родственниками мужского пола, так как существовал закон, по которому не должен был оставаться в живых ни один человек, который мог бы положить начало кровной мести. Более того, если царь вызывал неудовольствие своих телохранителей, они так же без колзабавний казнили его. Так, царь Скил, будучи мужем гречанки, заплатил жизнью за свои проэллинские настроения, так как восхищение греческой культурой привело его к участию в празднествах в честь бога Диониса, которые устраивались в одном из понтийских городов этого региона. Его войско было сильно рассержено его действиями, которые оно посчитали изменой. Они ворвались в город и убили незадачливого царя, когда тот вышел из храма.

И все же большая часть скифской знати тяготела к греческой культуре. Ее восхищали произведения искусства, греческое мышление и религия, красота городской архитектуры, а членов царской фамилии больше всего привлекал греческий образ жизни. Царь Скил был одним из первых кочевников, кто завел себе дом. Он выбрал его в Ольвии и украсил фасад эффектными фигурами сфинксов и грифонов, к которым скифы питали особую любовь. Рядовые скифы, однако, упрямо оставались консерваторами и националистами, и хотя царские скифы были признанными покровителями многих понтийских городов, все же, хотели они того или нет, цари продолжали жить по традиции в стойбищах в окружении своих князей и конников, охотников и скота.

Скифскую аристократию с готовностью приняли как местные оседлые жители этого региона, так и скифы-скотоводы и скифы-земледельцы. Чиновники и мелкие вожди вели почти такой же образ жизни, как и царь и вожди племен, хотя и не с таким размахом. Для административных целей Царская Скифия, или собственно Скифия, была разделена на четыре региона, во главе которых стояли правители, назначенные царем. Помимо других обязанностей, правители должны были собирать назначенную дань с земледельцев своего региона, а также с определенных понтийских городов, которые, подобмо Ольвии, были обложены данью.

В военное время войско, собранное со всех частей, на которые была тогда разделена страна, разбивалось на подразделения, у каждого из которых был свой военачальник. Раз в год они собирались у царя на пиру. Каждый человек, который либо убил своего врага на глазах у царя, либо выиграл суд в его присутствии, имел право на то, чтобы сохранить у себя череп своего мертвого противника. По словам Геродота, скифы часто скальпировали своих врагов, иногда делали салфетки из кожи и неизменно превращали черепа в кружки, оправляя их в золото или какой-нибудь другой ценный материал, и носили подвешенными у себя на поясе. Они использовали их, когда пили, давая клятву братской верности, или для скрепления принятой присяги, поднимая чашу, полную вина, смешанного с кровью, в которую сначала окунали конец своего меча.

Геродот ссылается на группу мятежных скифов, которая откололась от основного племени и мигрировала на северо-запад от озера Балхаш, поселившись в регионе, который он называл Сакия. Кажется вероятным, что горстки других независимо мыслящих скифов существовали и еще где-то на территории степи. Возможно даже, что это были раскольники, похожие на тех, что проникли в Пруссию, дав таким образом объяснение таким одиночным захоронениям воинов, какое было обнаружено в Феттерсфельде. Хотя большинство скифских поселений на Балканах следует, вероятно, рассматривать скорее как аванпосты, специально основанные царскими скифами, нежели как одиночные проникновения в глубь чужой территории вроде Феттерсфельда, некоторые из более ранних скифских захоронений, расположенные сейчас на территории Венгрии, кажутся, с другой стороны, связанными с группами деятельных, предприимчивых скифов, постоянно и настойчиво продвигавшихся все дальше на запад. Ситуация выглядит несколько иначе с учетом дошедших до нас более поздних захоронений в Румынии и Болгарии, так как они, возможно, принадлежали небольшим группам скифов, которые покинули свои пастбища на юге России, пытаясь спастись от сарматов, неуклонно наступающих с востока. Все эти далеко оторвавшиеся от своих сородичей группы придерживались обычаев и верований своих предков и в значительной степени сохранили первоначальную чистоту их художественных традиций.



Источник: Тамара Т. Райс «Скифы: строители степных пирамид»


  • 0

#2 sad-ko

sad-ko

    Ученик

  • Пользователи
  • Pip
  • 1 сообщений
0
Обычный

Отправлено 10.09.2008 - 22:39 PM

насчет происхождения тоже интересно. геродот не разделял скифов и сарматов как совершенно разные народы. некоторые теории допускают что скифы это те же киммерийцы вернувшиеся из почти векового похода в малую азию что подтверждает одна из их легенд ( о возвращении хозяев) и первые следы чисто скифской культуры на северном кавказе и кубани. редкие описания киммерийцев ( степняков по сути) делают это предположение похожим на правду.
  • 0

#3 Intmanager

Intmanager

    Аспирант

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 171 сообщений
1
Обычный

Отправлено 25.01.2010 - 00:26 AM

О походе мидян на ариев:
...Следующей жертвой Киаксара оказалась страна Гарайва (Арейя) —древняя область племен, называвших себя ариями («свободными людьми») и живших в оазисах бассейна р. Теджен-Герируд, в том числе в Гератском и Тедженском...

Можно ли доверять этому источнику?
http://discoveries.r...kiaksara-2.html
  • 0

#4 ayoe

ayoe

    Профессор

  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • 945 сообщений
190
Голос разума

Отправлено 25.01.2010 - 02:52 AM

Intmanager

О походе мидян на ариев:
...Следующей жертвой Киаксара оказалась страна Гарайва (Арейя) —древняя область племен, называвших себя ариями («свободными людьми») и живших в оазисах бассейна р. Теджен-Герируд, в том числе в Гератском и Тедженском...

Можно ли доверять этому источнику?
http://discoveries.r...kiaksara-2.html

Жили там арьи и что в этом удивительно? А от слова Ариана происходит нынешнее название Иран.
  • 0

#5 Гость_VMD._*

Гость_VMD._*
  • Гости

Отправлено 26.01.2010 - 16:23 PM

В учебнике Археологии России записано , что в период с 7-го века до н.э. т до начала новой эрй в степной полосе от Карпат до Ордоса в Манчжурии существовала одна археологическая культура под название скифо сибирский мир. На всей этой территории жили конные народы, кочевые, полукочевые и осёдлые. Все они имели в качестве оружия короткие мечи акинаки и луки с трёхлопастными наконечниками стрел У все у низ в качестве цкрашений оружия, украшений бытовых предметов и одежды были бронзовые украшения звериного стиля. При этои использовались накладные отливки из бронзы в большинстве своём стилизованые.олени и лоси. Эти народы греки называли скифами и сарматами, а персы саками. Отсюда саки это скифы, масагеты это большие саки геты, то есть тоже скифы. Таким образом выражение : Масагеты на пали на скифов должно пониматься что скифы напали на сами себя. По археологическим данным территории Казахстана в период с 10-го по 7-й век происходило переселение скифских народов с территолрии вокруг Аральского моря на юг.Частью в туркмению саки-парсы, частью в долину реки Или (около Алма-Аты). Переселений на запад в тот период не было. В долине реки Или раскопаны сотни скифских срубных курганов. До этого в районе 10=го века такие курганы и города были в низовьях Сыр-Дарьи у Аральского моря. ВМД

#6 Ярослав Стебко

Ярослав Стебко

    Лучший пользователь мая

  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 6066 сообщений
143
Голос разума

Отправлено 26.01.2010 - 17:34 PM

Это за какой год книжица? Вон Василий Ян тоже саков скифами называет, и он историк по образованию. И что? Локализация скифов известна, и ареал распространения скифской культуры значительно меньший, он ограничен Доном и Дунаем.
  • 0

#7 Гость_VMD._*

Гость_VMD._*
  • Гости

Отправлено 30.01.2010 - 15:16 PM

Ярославу Стебко! В.Ян по образованию историк, а по профессии писатель.Он может быть не точен в своих литературных произведениях, имеет на это право. А " книжицы" о скифах я прочитал внимательно несколько десятков, в том числе учебник археологии за 2000 год. Кроме того не литературные, а научные работы археологов по раскопкам вокруг Аральского моря, другого археолога с курганах в долине реки Или под Алма-Атой., далее о раскопках в южной Туркмении, На северном Алтае, На Саянах. Сводную работу по археологии Казахстана, О Позырковских курганов и ещё с десяток работ. Читал я их в бумажном варианте, многое конспектировал, поэтому ссылки на электроные носители дать не могу. Приведённый в данной теме " труд" Тамары Т.Райс у меня тоже есть в бумажном варианте. этот труд из серии нескольких сот книг по псевдоистории, выпущенных в России стараниями "благотворительного" фонда миллиардера Сороса, который вывез на запад из России около сотни тысяч наших учёных. Труд Т.Райс действительно книжица На ней даже написано на корочках: Это увлекателдьный экскурс в древнейшую историю загадочных скифов, которые появились неизвестно откуда и канули неизвестно куда. Заголовок в стиле журналистской сенсации: Скифы строители степных пирамид. Из текста видно, что эта книжица написана не историком, не археологом, а журналистом специалистом по газетным сенсациям, которые часто являются откровенной липой. ВМД

#8 ayoe

ayoe

    Профессор

  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • 945 сообщений
190
Голос разума

Отправлено 30.01.2010 - 16:30 PM

VMD.

Приведённый в данной теме " труд" Тамары Т.Райс у меня тоже есть в бумажном варианте. этот труд из серии нескольких сот книг по псевдоистории, выпущенных в России стараниями "благотворительного" фонда миллиардера Сороса, который вывез на запад из России около сотни тысяч наших учёных. Труд Т.Райс действительно книжица На ней даже написано на корочках: Это увлекателдьный экскурс в древнейшую историю загадочных скифов, которые появились неизвестно откуда и канули неизвестно куда. Заголовок в стиле журналистской сенсации: Скифы строители степных пирамид. Из текста видно, что эта книжица написана не историком, не археологом, а журналистом специалистом по газетным сенсациям, которые часто являются откровенной липой.

Вообще Tamara Talbot Rice известный византолог, но у вас как обычно свое сугубо профанское мнение . Книга в действительности неплохая, только грешит плохим переводов, да и написана она в 1957 году.
  • 0

#9 Гость_VMD._*

Гость_VMD._*
  • Гости

Отправлено 01.02.2010 - 10:08 AM

ауое! Речь шла по вопросу были ли скифы в Азии и я говорил об археологических работах и научных трудах по данному вопросу. Попутно сказал, что райс, судя по тексту не археолог и о скифах она написала в стиле журналистской сенсации. В ответ вы умолчали об археологии по скифам Азии. И гордо заявили, что райс известныё византолог и данную вещь написала ещё в 1957 году. Вы утверждаете, что Райс специалист по византийским историческим архивам и потому может точно судить хоть археологию скифов, хоть историю Китая. Очень уж у вас профессиональная логика. Вы не журналист случайно? ВМД

#10 ayoe

ayoe

    Профессор

  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • 945 сообщений
190
Голос разума

Отправлено 01.02.2010 - 13:16 PM

VMD.

Речь шла по вопросу были ли скифы в Азии и я говорил об археологических работах и научных трудах по данному вопросу. Попутно сказал, что райс, судя по тексту не археолог и о скифах она написала в стиле журналистской сенсации. В ответ вы умолчали об археологии по скифам Азии. И гордо заявили, что райс известныё византолог и данную вещь написала ещё в 1957 году. Вы утверждаете, что Райс специалист по византийским историческим архивам и потому может точно судить хоть археологию скифов, хоть историю Китая. Очень уж у вас профессиональная логика. Вы не журналист случайно?

Нет я не журналист, Райс, конечно, не специализировалось на скифах, ну и эта книга не являлась научной монографией, а всего лишь научно-популярное издание. Потом, нужно помнить, что к слову скифы этнический термин не применим, это вопрос географический. Т.к. кем были скифы, сарматы и саки, доподлинно не известно. Скорее всего, это было собирательное название разношерстных племен, которые вполне могли говорить на разных языках - от иранских и славянских до тюркских и адыгейских.
  • 0

#11 Гость_VMD._*

Гость_VMD._*
  • Гости

Отправлено 02.02.2010 - 10:37 AM

ауое! Ну вобщем о скифах всё ясно, что дело тёмное: то лт скифы, то ли тюрки и т.д. ВМД

#12 ayoe

ayoe

    Профессор

  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • 945 сообщений
190
Голос разума

Отправлено 02.02.2010 - 13:40 PM

VMD.

Ну вобщем о скифах всё ясно, что дело тёмное: то лт скифы, то ли тюрки и т.д. ВМД

Ясно, что основная масса их была ираноязычная.
  • 0

#13 Гость_VMD._*

Гость_VMD._*
  • Гости

Отправлено 06.02.2010 - 13:52 PM

Я уже по- моему, писал, что иранский язык является смесью языков скифов и народов проживающих в Передней Азии. В этом смысле можно сказать, что иранский язык в какой-то мере является скифским, но не наоборот. Иранский язык не может быть образующей основой для скифских языков. Я встречал много работ археологов и историков, которые заявляли, что народ чистой расы монголоидов выделился из метисной подрасы тюрков или финов. Такая же история со многими этническими языками. Из метисного языка невозможно выделить читую материнскую подоснову. ВМД

#14 konde

konde

    Аспирант

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 166 сообщений
0
Обычный

Отправлено 29.03.2010 - 23:11 PM

/Происхождение скифов. Пока же, что касается скифов, исходной точкой их истории может, наверное, считаться приблизительно 1700 г. до н. э., когда первые индоевропейские племена достигли Енисея./;

Происхождение вполне европейское - те же геты, то есть на сегодня уже... "древнеславянсйкий этнос". Можно и некоторые труды авторов древних привести в потверждение сему, хоть они прямо по имени и не называють нас интересующее. Что касается уже истории скифов то она на столько древнея на сколько древнея и история централизованого государства основаного Тракийским элементом_("гетами") а история Византии, а о ней родная как раз и речь, история ее без сомнения что на много древней чем дата вами даная. Ведь как никак но она же первое государство основаное на Земле. И самого начала ее существования в ее территории скифы и проживали. Вы извините уж за скромный мой и неясный вам ответ.

П.С. Индо-европейская языковая группа народов формировалась на территориях Северного Индостана, включая и территориях бассейнов рек Инд и Ганг. Представителя группы можно также назвать - "индо-европеец" или "индииец-европеец". Первое из именования уже указывает какими чертами лица обязан обладать индоевропеец. Одновремено с тем и формироватся индоевропейцы и восточнее и западнее индо-иранцев не могли. Я правельно говорю аль не так? Так что еврейских басней истинних вы по меньше слушайте. Относительно уже скифов, в европейской территории они говорили на языке гетов, в азиатских уже территориях они говорили не только на индо-иранском наречии. Имело значение в каком регионе дизлоцировались те сельские вольные военизированые поселения.
  • 0

#15 Ярослав Стебко

Ярослав Стебко

    Лучший пользователь мая

  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 6066 сообщений
143
Голос разума

Отправлено 30.03.2010 - 00:09 AM

ауое! Речь шла по вопросу были ли скифы в Азии и я говорил об археологических работах и научных трудах по данному вопросу.

Вот я вам конкретно и говорю, что крымские и украинские археологи чётко определяют ареал распространения историко-культурной общности, которую соотносят с народом. называемым греческими источниками как скифы.


Иранский язык не может быть образующей основой для скифских языков.

Почему?
А на каком языке трындели мидяне с персами? ;)
  • 0

#16 konde

konde

    Аспирант

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 166 сообщений
0
Обычный

Отправлено 30.03.2010 - 12:36 PM

1) /Речь шла по вопросу были ли скифы в Азии.../;

- Не могли не быть, и остались они там фактически часть их, после того как "арии" до и после года 2000 д.н.э. предпринимаи так именованые "нашествия".

2) /я говорил об археологических работах и научных трудах по данному вопросу/;

Тогда спомнить надо и об курганах дескать построеных скифами, а это уже бросает в Алтайскую группу народов всех скифов, что есть увы еррор. Археология ведь наука точная, коль каждый археолог даст свое личное мнение!

3) /крымские и украинские археологи чётко определяют ареал распространения историко-культурной общности, которую соотносят с народом. называемым греческими источниками как скифы/;

- "Скифами" их назвал Геродот. Который не понятно почему но не знал историю "народа который населял центральную, юго-восточную и восточную Европу, кроме того и Малую Азию". А так как древние греки не могли не знать кто такие были скифы по сему и вывод, что труд Геродота по всей вероятности искажен, преднамерено.


4) /Иранский язык не может быть образующей основой для скифских языков/;

Правельно вам ответили; Почему? Мидяне, персы, мезии_(но не мёозии юга Дуная), их предки ведь одни были из территориях из которых скифы-европейцы и ринулись в Азию под командованием "великого воеводы"_(титул ведь древний) Ария и прочих, что бы потом... Иордан говорит что после того как Таназаузис разгромил египтян остановившись на реке Нил, он вернулся обратно и привел к покорности все народы до Нила, обязав их платить дань_(налог) союзным его другам хетитат_(добавлю что и прочих ближневосточных федератам Комунидада которым он Таназаузис как гот и правил). Автор "Готики" добавляет, что; во время возвращения от Нила часть гетов_(среди них и скифы конечно) остались на азиатских территориях их Иордан и именуя - "парфянами", что на языке гетов переводилось как "предатель". Вы мою иронию извините но; читайте пожалуйста "Гетику", если хотите споритьпо теме "Скифы".
  • 0

#17 Ярослав Стебко

Ярослав Стебко

    Лучший пользователь мая

  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 6066 сообщений
143
Голос разума

Отправлено 30.03.2010 - 20:02 PM

"Скифами" их назвал Геродот. Который не понятно почему но не знал историю "народа который населял центральную, юго-восточную и восточную Европу, кроме того и Малую Азию

Геродот не знал, зато вы знаете, правильно? :rolleyes:
И куда вы так разбежались, аж до Богемии и Франконии? Как там на счёт привязки к археологии? Если туго, то вам в другую ветку, её специально и создали, дабы эфир не засорять.

. А так как древние греки не могли не знать кто такие были скифы по сему и вывод, что труд Геродота по всей вероятности искажен, преднамерено.

Клёво вы выводы делаете. А доказательства к этим выводам прилагаются?

Правельно вам ответили; Почему? Мидяне, персы, мезии

А где тут связь? А может мидяне и Мидгард основали? Ну город мидян, всё сходится...

Автор "Готики" добавляет, что; во время возвращения от Нила часть гетов_(среди них и скифы конечно) остались на азиатских территориях их Иордан и именуя - "парфянами", что на языке гетов переводилось как "предатель". Вы мою иронию извините но; читайте пожалуйста "Гетику", если хотите споритьпо теме "Скифы".

А вы изучайте археологию, а то в той же Илиаде и не то можно накопать. Для того, чтобы разбираться в скифах, нужно для начала ознакомиться с их материальной культурой, а у вас этот вопрос находится в стадии анабиоза.
  • 0

#18 konde

konde

    Аспирант

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 166 сообщений
0
Обычный

Отправлено 01.04.2010 - 18:36 PM

1) /Геродот не знал, зато вы знаете, правильно?/;

- Геродот жил на юге Балкан регион который не только вел торговлю с малоазиатцами или со скифами но еще и чтил своих "богов" их страну, "страну богов" греков, юго-балканцы свидетльствуя где-то около тех же скифов северного Понта. Значит греки знали и кто такие "скифы". Читайте древнегреческие мифы повнимательнее, географические описания которые даны в них, мне ли указать пальцем на абзацы что ли.

2) /Клёво вы выводы делаете. А доказательства к этим выводам прилагаются?/;

- Древние письменные ссылки, которых читать надо уметь.
  • 0

#19 Ярослав Стебко

Ярослав Стебко

    Лучший пользователь мая

  • Старожилы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 6066 сообщений
143
Голос разума

Отправлено 01.04.2010 - 20:53 PM

Ну как вам сказать.
Когда геродот жил на юге Балкан?

Читайте древнегреческие мифы повнимательнее, географические описания которые даны в них, мне ли указать пальцем на абзацы что ли.

Если вы пытаетесь доказать волшебное, то вам... :rolleyes:

/Клёво вы выводы делаете. А доказательства к этим выводам прилагаются?/;

- Древние письменные ссылки, которых читать надо уметь.

не умею...ей бох скифский в школе не учил.
Блесните знаниями...
  • 0

#20 konde

konde

    Аспирант

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 166 сообщений
0
Обычный

Отправлено 02.04.2010 - 16:27 PM

1) /Геродот не знал, зато вы знаете, правильно?/;

- По чему я один, и вам тоже. Кое что да известно вам же об так именованых "казаках", их быт, их история от Екатерины Великой до наших времен но, вот почему казаки оказались в опале перед той Великой вы себе вопрос не задавали. А недолюбливала немка их по той же причине по которой не долюбливали скифов и Геродот и прочие народы как на севере от "Тартора" так и на юге, которые страдали от вечных набегов оных "чертей". Екатерина их свободе и положила конец от "государыни-матушки" "черти"_(в древности "скифы") и став более смирными и тихими.

2) /Как там на счёт привязки к археологии?/;
- Она есть одна из ссылок историческогхо прошлого. Повторяю; одна из ссылок но, и не она одна. Почему на нее и можно ставить вопросительный знак, если утверждения археолога не совпадает с тем что утверждает письменная ссылка. Последнея тоже не лучше так как надо учесть ее удел тот же что и в мультике "Илья Муромец и Соловей Разбойник"; "...хорошо Аленушка написала ты только, тут, тут, и тут, вообщем везде Илью Муромца на князя киевского замени и ладно будет...". Вот так как то и ссылка иная до нас доходит, и сразу как за ноги Христа хватается за нее не следует.


3) /А доказательства к этим выводам прилагаются?/;

- Карамзин в своей "Истории" написал, что даное Геродотом тоже не лишено воображения. То есть содержит немало фантазии. Вы полагаю и Карамзина в группу подозреваемых в ерорах отнесете?


4) /А где тут связь? А может мидяне и Мидгард основали? Ну город мидян, всё сходится./;

- А ком речь вообще-то, в древности ведь областей таких было несколько;
- "Мезия" на юге Ирана,
- "Мидия" на севере того же региона, и
- "Мёозия" на юге Дуная.
Теперь зная их географическое расположение давайте гадать кем был Дариус I если нашествие против скифов он совершил с южного берега Дуная, то есть с територии Мёозии. В латинском тексте кто даны "мезии" юга Персии или "мёозии" юга Дуная? Конде что думает? Он считает что то были - мёозии, почему с той же территории юга Данубиса против гетов воевал и Александр Великий который, в последующем, почему-то совершил неожданый маневр повернув на восток не через северный берег Понта а через Элладу и Босфор. Вот так примерно получается и с вашим городом.

5) /А вы изучайте археологию, а то в той же Илиаде и не то можно накопать./;

Что изучать то? То как иные из них русуют свою жену как царуцу древнего Шумера? Или посмотреть на рукопись ими онаруженую на так именованом "новолатинском языке"? Доверяй но проверяй! Ладно, вот вы на пример укажите нам грешным столицу средневековья в которой доминировал оной новалитнский тохда и поверим таким "писсьменым ссылкам".
  • 0





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Copyright © 2024 Your Company Name
 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru