←  Древняя Греция

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Олимпийские игры

Фотография Alisa Alisa 13.08 2008

Изображение

Возникновение Олимпийских игр относится к далекому прошлому. Древние греки создали множество прекрасных легенд, рассказывающих о том, как появидись Олимпийские игры.


Одной из древнейших является легенда о Пелопсе, которую упоминают древнеримский поэт Овидий в своих "Метаморфозах" и древнегреческий поэт Пиндар. Пелопс, сын Тантала, рассказывается в этой легенде, посде того, как царь Трои Ил завоевал его родной город Сипил, покинул родину, и отправился к берегам Греции. На самом юге Греции он нашел полуостров и поселился на нем. С тех пор этот полуостров стали называть Пелопоннесом. Однажды увидел Пелопс красавицу Гиподамию - дочь Эномая. Эномай был царем Писы, города, расположенного на северо-западе Пелопоннеса, в долине реки Алфей. Пелопс влюбился в прекрасную дочь Эномая и решил просить у царя ее руки.

Но это оказалось делом не таким уж легким. Дело в том, что оракул предсказал Эномаю гибель от руки мужа его дочери. Чтобы предотвратить такую судьбу Эномай решил вообще не выдавать дочь замуж. Но как это сделать? Как отказывать всем претендентам на руку Гиподамии? Много достойных женихов сваталось за красавицу царевну. Отказывать всем без причины Эномай не мог и придумал жестокое условие: он отдаст Гиподамию в жены лишь тому, кто победит его в состязании на колеснице, но если он окажется победителем, то бобежденный должен поплатиться жизнью. Во всей Греции не было равных Эномаю в искусстве управлять колесницей, да и кони его были быстрее ветра.



Один за другим приходили во дворец Эномая молодые люди, не боявшиеся лишиться жизни, лишь бы получить в жены прекрасную Гиподамию. И всех их убил Эномай, а чтоб неповадно другим было приходить свататься, прибил головы погибших к дверям дворца. Но это не остановило Пелопса. Он решил перехитрить жестокого правителя Писы. Тайно договорился Пелопс с возничим Эномая Миртилом о том, чтобы тот не вставлял чеку, удерживающую колесо на оси.
Перед началом состязаний Эномай, уверенный, как всегда, в успехе, предложил Пелопсу начать гонку в одиночестве. Колесница жениха срывается с места, а Эномай не спеша приносит жертву великому громовержцу Зевсу и только после этого бросается вдогонку.
Вот уже колесница Эномая достигла Пелопса, уже чувствует сын Тантала горячее дыхание коней царя Писы, он оборачивается и видит, как царь с торжествующим смехом замахивается копьем. Но в этот момент колеса с осей колесницы Эномая соскакивают, колесница опрокидывается, и жестокий царь замертво падает на землю.
С торжеством возвратился Пелопс в Пису, взял в жены прекрасную Гиподамию, завладел всем царством Эномая и в честь своей победы устроил в Олимпии спортивный праздник, который решил повторять раз в четыре года.


Другие легенды утверждают, что в Олимпии около могилы Крона, отца Зевса, состоялись соревнования по бегу. И будто бы их организовал сам Зевс, который таким образом отпраздновал победу над своим отцом, сделавшую его властелином мира.

Но, пожалуй, самой популярной в древности была легенда, о которой упоминает в своих песнях в честь победителей Олимпийских игр Пиндар. По этой легенде Игры основал Геракл после свершения своего шестого подвига - очищения скотного двора Авгия, царя Элиды. Авгий обладал неисчислимыми богатствами. Особенно многочисленны были его стада. Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его громадный двор, если он согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился, считая, что такую работу выполнить в один день просто невозвожно. Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду реки Алфей. Вода в один день унесла весь навоз со скотоного двора, и Геракл снова сложил стены. Когда Геракл пришел к Авгию требовать награды, царь не дал ему ничего, да еще и выгнал его.
Геракл страшно отомстил царю Элиды. С большим войском он вторгся в Элиде, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войскр и всю добычу у города Писы, принес жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине Палладе.
Существует и множество других версий появления и создания Олимпийских игр, но все эти версии, чаще всего мифологического происхождения, остаются версиями.

По неоспоримым прметам появление Олимпийских игр относится к IX веку до н. э. В те времена тяжелые войны разоряли греческие государства. Ифит - царь Элиды, небольшого греческого государства, на территории которого находится Олимпия - отправляется в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, как он, царь маленькойстраны, может убречь свой народ от войны и грабежа. Дельфийский оракул, предсказания и советы которого считались непогрешимыми, посоветовал Ифиту:
"Нужно, чтобы ты основал Игры, угодные богам!"
Ифит без промедления отпрвляется на встречу со своим могущественным соседом - царем Спарты Ликургом. Очевидно, Ифит был хорошим дипломатом, так как Ликург решает, что отныне Элида должна быть признана нейтральным государством. И все маленькие раздробленные государства, бесконечно воюющие друг с другом, соглашаются с этим решением. Тотчас Ифит, чтобы доказать свои миролюбивые стремления и отблагодарить богов, учреждает "атлетические Игры, которые будут проходить в Олимпии каждые четыре года". Отсюда и название их - Олимпийские игры. Это произошло в 884 году до н. э.
Так в Греции установился обычай, по которому раз в четырк года в разгар междуусобных войн все откладывали оружие в сторону и отправлялись в Олимпию, чтобы восхищаться гармонично развитыми атлетами и славить богов.
Олимпийские игры стали событием общенациональным, объединившим всю Грецию, в то время как до и после них Греция являла собой множество разрозненных, враждующих между собой государств.

Через некоторое время грекам пришла идея учредить единый календарь Олимпийских игр. Было решено проводить Игры регулярно каждые четыре гола "между жатвой и сбором винограда". Олимпийский праздник, состоявший из многочисленных религиозных церемоний и спортивных состязаний, проводился сначала в течение одного дня, затем - в течние пяти дней, а позже продолжительность праздника достигала целого месяца.
Когда праздник продолжался только один день, он обычно устраивался в восемнадцатый день "священного месяца", начинавшегося с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Праздник повторялся каждые четыре года, которые и составляли "олимпиаду" - греческий олимпийский год.

Источник: http://olympiad.h1.ru/

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 15.03 2012

776 г. до н. э. официально. по крайней мере этой датой пользовались поздние авторы для датировки.
Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 15.03 2012

776 г. до н. э. официально. по крайней мере этой датой пользовались поздние авторы для датировки.

Достаточно подробно о происхождении Олимпийских игр говорит в своей Хронике Евсевий (Греческие Олимпиады, Р69)
Сообщение отредактировал MARCELLVS: 15.03.2012 - 16:02 PM
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 15.03 2012

У Евсевия не читал. Этот тот самый Евсевий Кесарийский, современник Константина Великого? Моя информация в основном из классического источника - Павсаний, Описание Эллады. Эта книга есть на русском. Скорее всего, ее можно найти в сети...
Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 15.03 2012

У Евсевия не читал. Этот тот самый Евсевий Кесарийский, современник Константина Великого? Моя информация в основном из классического источника - Павсаний, Описание Эллады. Эта книга есть на русском. Скорее всего, ее можно найти в сети...

Тот самый. На русском языке его Хроники нет - вроде все еще собираются издавать. В частности у него там в отношении Олимпийских игр есть интересное уточнение -
Аристодем из Элиды рассказывает, что во время 27-й Олимпиады после Ифита начали записываться имена победителей атлетических состязаний. До этого имена атлетов не были записываемы. На 2[8]-й Олимпиаде Кореб из Элиды стал победителем в забеге и он был первым [победителем], что оказался зарегистрирован. Таким образом были инициированы Олимпиады, посредством которых греки исчисляют свою хронологию.
Сообщение отредактировал MARCELLVS: 15.03.2012 - 18:31 PM
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 15.03 2012

Спс. Важная инфа...
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 27.03 2012

Евсевий Кесарийский:
Now it was 10 generations--though some say only 3--from the time of Heracles to the time of Iphitus. [Iphitus] was from Elis and was the steward for the entire Peloponnesus. He wanted to reduce the fighting among the cities. To this end he had sent men throughout the Peloponnesus to observe [conditions and] to learn how to lessen the military irritants. Then the gods gave the following commands to the Peloponnesians:
Enter the temples and make sacrifice,
And obey what the soothsayers command.
This additional prophesy was given to the Eleians [g279]:
Eleians, hold firm to the laws of your forefathers
And preserve your land,
And put an end to warfare.
Stay in complete friendship with the [other] Greeks
Until the arrival of a joyous celebration.
As a consequence of this, Iphitus ordered that they stop fighting, and that each [party ]begin to experience peace under confederation. He implemented Heracles' command that they not attack one another. And he initiated the [Olympic] games with Lycurgus the Lacedaemonian, who like himself was a descendant of Heracles [g280]. At this time the stadion race was the sole competition; however, subsequently, one by one, other contests were added [to the games].
Aristodemus of Elis relates that in the 27th Olympiad after Iphitus the names of the winners in the athletic contests began to be recorded. Before then the athletes' names were not recorded. In the twenty[-eighth] Olympiad, Coroebus of Elis won the stadion race, and he was the first [winner] to be recorded. Thus were the Olympiads initiated, by which the Greeks reckon their chronology. Polybius supports Aristodemus' information; but Callimachus says that thirteen Olympiads passed after Iphitus without victors being recorded, and that Coroebus was the victor in the 14th Olympiad. Many [g281] writers state that 459 years elapsed between the institution of the games by Heracles the son of Alcmene and what is [commonly] regarded as the first Olympiad. The Eleians hold the games every fifth year, with a four year interval separating them.
http://rbedrosian.com/euseb11.htm

Выяснилось, что Евсевий Кесарийский в своей Хронике говорит, что здесь есть 2 версии о дате первой Олимпиады, введенной царем Элиды Ифитом. Первая, что первый записанный победитель в беге Кореб участвовал тогда в 28-й Олимпиаде, согласно Аристодему из Элиды. Вторая, что согласно Каллимаху (вероятно александрийскому поэту и руководителю Мусейона?) Ифит победил в 14-й Олимпиаде после их введения Ифитом. Таким образом, введение Ифитом Олимпиад датируется либо 884, либо 828 г. до н. э.
Сообщение отредактировал andy4675: 27.03.2012 - 09:09 AM
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 27.03 2012

По всей видимости - обычная попытка удревнить прошлое важного в греческом мире события. Это удревнение может быть связано и с тем, что в легенде об основании Олимпиад Ифитом фигурирует и спартанский законодатель и регент при царе Харилае Ликург.

В любом случае, если легенда о записи победителя Кореба в 776 г. до н. э. верна, то это важный по многим причинам момент. Потому что первые известные нам письменные памятники на древнегреческом датируются самое раннее серединой 8 в. до н. э. (ср. Печатнова). А значит, письменность уже существовала и прежде, хотя бы и четверть века.
Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 27.03 2012

По всей видимости - обычная попытка удревнить прошлое важного в греческом мире события. Это удревнение может быть связано и с тем, что в легенде об основании Олимпиад Ифитом фигурирует и спартанский законодатель и регент при царе Харилае Ликург.

В любом случае, если легенда о записи победителя Кореба в 776 г. до н. э. верна, то это важный по многим причинам момент. Потому что первые известные нам письменные памятники на древнегреческом датируются самое раннее серединой 8 в. до н. э. (ср. Печатнова). А значит, письменность уже существовала и прежде, хотя бы и четверть века.

Флегон из Тралл начинал свои "Олимпиады" перечислением победителей, начиная с 1-й Олимпиады (Phot. cod. 97)
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 27.03 2012

Неплохо: весь Фотий на английском:
http://www.tertullia...liotheca.htm#97

Представляю, что если даже такой энтузиаст как Фотий не имел терпения дочитать Флегона, насколько это должен был быть нудный или неинтересный труд. Хотя самому Фотию не очень понравился язык автора, кажется, потому что он не следует аттическому диалекту всегда. Из всей работы сохранилась только пара абзацев, да и то только отзыв, и при том не всей книги, а только прочитанной ее части...
Кроме Флегона многие начинают отсчет с первой Олимпиады 776 г. до н. э. - так что в этом он не оригинал.
Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 27.03 2012

Неплохо: весь Фотий на английском:
http://www.tertullia...liotheca.htm#97

Кроме Флегона многие начинают отсчет с первой Олимпиады 776 г. до н. э. - так что в этом он не оригинал.

Флегон считал первой Олимпиадой вовсе не проведенную в 776 г.
...после Писоса, Пелопа и Геракла - первых, кто установил эти священные игры и соревнования в Олимпии - жители Пелопоннеса перестали воздавать божеские почести, а именно на период 27 Олимпиад, от Ифита до элейца Кореба. И после того как они отказались от этого состязания, возникли беспорядки на Пелопоннесе. (Phleg. fr. 1)
Сообщение отредактировал MARCELLVS: 27.03.2012 - 09:30 AM
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 27.03 2012

Откуда это? Фотий в переводе на английский ничего подобного не пишет. А именно:
It begins with the 1st Olympiad,2 because, as nearly all other writers affirm, there are no careful or accurate accounts of preceding periods, but different writers make different statements, and even those who have been eager to obtain the credit of writing about them contradict themselves. For this reason, as we have said, the author begins with the 1st Olympiad, and goes down, as he himself says, to the times of Hadrian.
А современный комментатор помечает, что под первой Олимпиадой Флегия подразумевается та. что прошла в 776 г. до н. э.
Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 27.03 2012

Откуда это? Фотий в переводе на английский ничего подобного не пишет.

Ну так.... места надо знать.
Fragmenta historicorum graecorum. ed. Carolus Mullerus. vol. 3 . Parisii 1849 editore Ambrosio Firmin Didot.

А у Фотия всего лишь 12-й фрагмент Флегона...
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 27.03 2012

Классный сборник, конечно:
http://archive.org/s...age/n5/mode/2up
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 28.03 2012

Полный отрывок Флегонта из Тралл об Олимпиадах:
Олимпиады
Submitted by agnostik on Суб, 03/24/2012 - 18:57

Перевод "Олимпиад" выполнен по изданию: Die Fragmente der griechschen Historiker. - Hrsg. v. F. Jacoby. Berlin-Leiden, 1923-1958 (FGH 257 F 1; F 12).
Фрагмент 1
Учреждение Олимпийских игр
Флегонт, отпущенник императора Адриана, об Олимпийских играх.
Я полагаю, мне следует объяснить, как были основаны Олимпийские игры. А было это так: после Писоса, Пелопа и Геракла - первых, кто установил эти священные игры и соревнования в Олимпии - жители Пелопоннеса перестали воздавать божеские почести, а именно на период 27 Олимпиад, от Ифита до элейца Кореба.[1] И после того как они отказались от этого состязания, возникли беспорядки на Пелопоннесе.
Лакедемонянин Ликург, сын Пританея, сына Эврипонта, сына Соя, сына Прокла, сына Аристодема, сына Аристомаха, сына Клеодея, сына Гилла, сына Геракла и Деяниры; а также Ифит, сын Гемона или, как передают другие, сын Праксанида, один из потомков Геракла и Элиды, и, кроме них, Клеосфен, сын Клеоника из Писы, пожелав восстановить всеобщие перемирие и согласие меж людьми, решили вновь устроить празднества в Олимпии согласно древним обычаям и провести олимпийские состязания с обнаженными участниками.
В Дельфы были направлены послы вопросить, утвердит ли оракул проведение этого празднества, и божество повелело им установить священное перемирие во всех тех городах, которые захотят принять участие в состязаниях. После того как разослали ответ божества, был записан диск для "элланодиков",[2] где говорилось о том, что проводить Олимпийские игры должны они. Когда пелопоннесцы не согласились со всем этим и отказались от участия в состязаниях, их поразили болезни и жестокий неурожай. Поэтому они послали Ликурга и его людей испросить божество, как избавиться от этих бедствий. Пифия дала следующее предсказание:
О, славные жители земли Пелопа,
Посланцы и достойнейшие из людей,
Внемлите оракулу бога, от имени которого я пророчествую.
Зевс прогневался на вас за нарушенный обряд.
Вы не почтили Олимпийские игры Зевса, владыки мира.
Писос первым учредил божественную волю,
Вслед за ним Пелоп, переправившись в землю эллинов,
Учредил в Олимпии праздник и состязания
В честь поверженного Эномая,
А третьим был сын Амфитриона Геракл,
Который восстановил празднество и состязания в честь
Пелопа, сына Тантала,
Своего погибшего дяди с материнской стороны.
И от этого-то старинного обычая вы отказались,
нарушив обряд.
Разгневавшись,
Он наслал на вас ужасный голод и болезни,
От которых вы избавитесь, лишь возродив священные игры.
Выслушав это, они передали все пелопоннесцам. Однако пелопоннесцы не поверили оракулу и всеобщим решением отослали их обратно, чтобы снова вопросить божество. Пифия изрекла следующее:
О, жители Пелопоннеса! Идите и принесите жертвы на алтари,
И исполните все, что велят прорицатели-жрецы.
Получив этот оракул, пелопоннесцы не стали препятствовать тому, чтобы элейцы учредили олимпийское празднество, объявив его общеэллинским по всем греческим полисам. После этого элейцы, стремясь прийти на помощь лакедемонянам, когда те осадили Гелу, отправили в Дельфы посольство вопросить оракул. Пифия изрекла следующее: "Правители Элиды! Блюдите благозаконность и свою землю, прекратите вражду и призывайте эллинов к перемирию каждые четыре года". Получив этот ответ, они прекратили войну и занялись учреждением Олимпийских игр.
Венки для победителей
На первых пяти Олимпиадах никто не был увенчан. Но накануне шестой Олимпиады решили вопросить оракул, следует ли увенчивать победителей, и послали царя Ифита к святилищу. Божество изрекло следующее:
Ифит, не возлагай на победителя [шерстяного плаща?] от овцы,
Но даруй ветви дикой оливы,
Оплетенные тончайшей нитью.
Итак, они пришли в Олимпию, где в священной роще было много оливковых деревьев, нашли окутанную паутиной оливу и обнесли ее оградой. Венки для победителей брали с этого дерева. Первым увенчали Деикла из Мессе-ны, который в восьмую Олимпиаду победил в простом беге на стадий.[3]
Фрагмент 12
Список победителей 177-й Олимпиады
Гекатемн Милетский стал трижды победителем: в простом беге на стадий, в двойном беге[4] и в беге в доспехах.
Гипсикл Сикионский: дальний бег. Гай из Рима: дальний бег.
Аристоминид, родом из Коса: пентатл.[5]
Исодор Александрийский: борьба, не был выброшен из круга.
Атиан, сын Гиппократа, сына Адрамиттиона: кулачный бой.
Сфодрий Сикионский: панкратий.[6]
Сосиген, родом из [Малой] Азии: детский бег на стадий.
Аполлофан из Кипариссай: детская борьба.
Сотерих из Элиды: детский панкратий.
Калант из Элиды: детский панкратий.
Гекатомн Милетский: бег в доспехах. Он стал трижды победителем на той же самой Олимпиаде: в простом беге на стадий, в двойном беге и в беге в доспехах.
Возничий Аристолох из Элиды: состязание на колесницах, запряженных четверкой коней.
Возничий Гегемон из Элиды: состязание одиночных колесниц.
Возничий Гелланик из Элиды: состязание на колесницах, запряженных парой коней.
Тот же возничий: состязание на колесницах, запряженных четверкой жеребцов.
Возничий Клетий из Элиды: состязание на колесницах, запряженных парой жеребцов.
Возничий Каллипп из Элиды: состязание одиночных колесниц, запряженных жеребцами.
События во время проведения Олимпиады
[Л. Лициний] Лукулл осадил Амис. Оставив Л. [Лициния] Мурену с двумя легионами, он направился к [городу] Кабире, где и провел зиму [72 г. до Р. Х.]. Он приказал [М. Фабию] Адриану возобновить военные действия против Митридата [IV Евпатора]. Тот повиновался и одержал победу. В Риме случилось землетрясение, и многие здания были разрушены. Много всякого произошло в эту Олимпиаду.
Спустя три года после Олимпиады [70 г. до Р. Х.] 910 тыс. римлян были внесены в цензовые списки. Фраат [III], прозванный Божественным, наследовал царю Парфии Синатруку после кончины последнего [70 г. до Р. Х.]. Патрон сменил Федра-эпикурейца.[7] В октябрьские иды того же года [т. е. 15 октября 70 г. до Р. Х.] родился поэт [Публий] Вергилий Марон.
Спустя четыре года [после Олимпиады][8] Тигран [II] и Митридат [VI Евпатор] собрали 40 тыс. пехоты и 30 тыс. конников и, выстроив их на италийский манер, начали войну против [Лициния] Лукулла. Лукулл вышел победителем. Вместе с Тиграном 5 тыс. воинов погибли и еще большее их число было взято в плен. [Вновь отстроенный] храм Юпитера Капитолийского освящен [Квинтом] Катулом. [Квинт Цецилий] Метелл[9] с тремя легионам начал на Крите войну [с пиратами], высадился на остров и после победы-над морскими разбойниками был провозглашен полководцем. Он осадил города Крита. Пират Афенодор нанес непоправимый урон работоторговле на Делосе и осквернил статуи богов. Гай [Валерий] Триарий восстановил то, что было разрушено, и укрепил [оборонительными сооружениями] Делос.
[1] Легендарный победитель Олимпийских игр в беге (Павс. VIII, 26. 3-4).
[2] Элланодики — третейские судьи, выбираемые по одному от каждой из фил элейцев (см.: Пиндар. Олимпийские песни. 3, ст. 12; Павс. V, 9. 4). О так называемом «диске Ифита» см.: Павс. V, 20. 1).
[3] Стадий — ок. 185 м.
[4] То есть туда и обратно.
[5] Пентатл — т. е. пятиборье: бег, прыжок, метание диска, метание копья и борьба.
[6] Панкратий — сочетание борьбы и кулачного боя.
[7] Греческий философ Федр (ок. 138-70 до Р. Х.) возглавлял эпикурейскую школу в Афинах. Дополнительные свидетельства о Патроне не сохранились.
[8] То есть в 69 г. до Р. Х.
[9] Квинт Цецилий Метелл Критский — один из консулов 69 г. до Р. Х.
http://simposium.ru/ru/node/9587
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 16.01 2013

Рассказ Павсания содержит примерно ту же информацию о начале Олимпиад. Но мне на основании его текста всегда казалось, что основатель Олимпиад Ифит жил во времена Олимпиады 776 г. до н. э. И вообще из рассказа Павсания можно понять, что Ифит и Кореб современники (кн. 5, гл. 26, 3). Зато в другом месте (5, 4, 3) Павсаний помещает Ифита во времена Ликурга, время жизни которого определяет во времена царей Агесилая и Лаботы, при котором Ликург был регентом. Но Время жизни Ликурга в некоторых источниках колеблется хронологически, и из-за этого мне могло показаться, что Павсаний помещал жизнь Ифита во времена Олимпиады 776 г. до н. э., в которой победителем в состязании в беге вышел Кореб...

Павсаний, Описание Эллады, кн. V:

IV:
3. После смерти Оксила власть принял Лаиас, сын Оксила. По моим разысканиям, потомки Лаиаса не были царями, и хотя я знаю, кто они были, тем не менее я сознательно не буду говорить о них: я не хочу, чтобы в данном своем рассказе я спускался до частных лиц. 4. Впоследствии Ифит, происходивший из рода Оксила, по времени современник Ликурга, давшего лакедемонянам законы, вновь устроил состязания в Олимпии, восстановил древние Олимпийские праздники и установил священное перемирие на это время. Все это было приостановлено на некоторое время, на какое — я этого не скажу. О причине же, почему были приостановлены Олимпийские игры, я объясню там, где я буду говорить об Олимпии. Так как Эллада тогда особенно страдала от гражданских войн и от болезни, вроде моровой язвы, то Ифит отправился в Дельфы спросить бога, как найти избавление от этих бедствий. И говорят, что Пифией было ему предписано, чтобы он сам и элийцы восстановили Олимпийское состязание. Ифит убедил элейцев приносить жертвы и Гераклу: до этого времени они считали Геракла себе враждебным. Надпись в Олимпии называет Ифита сыном Гемона, многие из эллинов говорят, что его отцом был Праксонид, а не Гемон; древние же документы элейцев приписывают Ифиту отца с тем же именем.

VIII
2. После Оксила, — а эти состязания устраивал и Оксил, — после его царствования Олимпийские состязания приостановились до эпохи Ифита. Когда Ифит вновь восстановил эти состязания, как я уже говорил раньше, люди успели уже забыть старинные обычаи и только понемногу начинали вспоминать о них, и всякий раз, как вспоминали что-нибудь из них, прибавляли это к состязаниям. 3. Это ясно вот из чего. С того времени как пошел непрерывный счет и началась запись по олимпиадам, прежде всего были назначены награды за бег, и первую победу одержал элеец Кореб. Но изображения Кореба в Олимпии нет, и могила его — за пределами Элиды.

XX
1. В храме Геры есть и другие посвящения: ложе не очень большое, но богато украшенное слоновой костью; диск Ифита и стол, на котором заранее заготовлялись и клались венки для победителей. Говорят, что это ложе было игрушкой Гипподамии. На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга. Стол же, сделанный из слоновой кости и золота, является творением Колота; говорят, что он был родом из Гераклеи, но те, кто много и старательно изучал историю скульптуры, заявляют, что он был с острова Пароса и учеником Пасителя, сам же Паситель научился…

XXVI
3. По словам аркадян, этот Эриманф служит границей между областью Гереи и Элиды. Элейцы же говорят, что для них такой границей служит могила Кореба. Когда Ифит после долгого промежутка времени вновь восстановил Олимпийские игры и вновь по старине стал справлять праздник в Олимпии, то тогда награда была назначена только за победу в беге, и эту победу одержал Кореб. И на его памятнике есть надпись, что на Олимпийских играх Кореб победил первым из всех людей и что его могила сооружена на границе элидской земли.
http://lib.rus.ec/b/178618/read#t6
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 16.01 2013

Eusebius'
Chronicle
The Greek Olympiads

[69] From the time of the first Olympiad, in which Coroebus of Elis won the stadion race, Greek chronology appears to have been accurately [g277] recorded. Before that time, however, the dates are provided according to the views of each writer.
About the Institution of the Olympics, which are Athletic Competitions.

It is necessary to discuss briefly [the origins of] the Olympics. There are some who place its beginning in remote antiquity, before the time of Heracles. [This group attributes the founding of the Olympics] to one of the Idaean Dactyls. Subsequently Aethlius [used the concept] as a means of challenging his sons. And it was from his name that the adversaries are called athletes. After [Aethlius] his sons Epeius and then Endymion, Alexinus and Oenomaus were each in charge of the sacrifices [connected with the] festival. Next Pelops [conducted an athletic competition] in honor of [g278] his father, Zeus (Aramazd). And then Heracles, son of Alcmene and Zeus (Aramazd) [held an athlethic competition].

Now it was 10 generations--though some say only 3--from the time of Heracles to the time of Iphitus. [Iphitus] was from Elis and was the steward for the entire Peloponnesus. He wanted to reduce the fighting among the cities. To this end he had sent men throughout the Peloponnesus to observe [conditions and] to learn how to lessen the military irritants. Then the gods gave the following commands to the Peloponnesians:
Enter the temples and make sacrifice,
And obey what the soothsayers command.
This additional prophesy was given to the Eleians [g279]:
Eleians, hold firm to the laws of your forefathers
And preserve your land,
And put an end to warfare.
Stay in complete friendship with the [other] Greeks
Until the arrival of a joyous celebration.

As a consequence of this, Iphitus ordered that they stop fighting, and that each [party ]begin to experience peace under confederation. He implemented Heracles' command that they not attack one another. And he initiated the [Olympic] games with Lycurgus the Lacedaemonian, who like himself was a descendant of Heracles [g280]. At this time the stadion race was the sole competition; however, subsequently, one by one, other contests were added [to the games].

Aristodemus of Elis relates that in the 27th Olympiad after Iphitus the names of the winners in the athletic contests began to be recorded. Before then the athletes' names were not recorded. In the twenty[-eighth] Olympiad, Coroebus of Elis won the stadion race, and he was the first [winner] to be recorded. Thus were the Olympiads initiated, by which the Greeks reckon their chronology. Polybius supports Aristodemus' information; but Callimachus says that thirteen Olympiads passed after Iphitus without victors being recorded, and that Coroebus was the victor in the 14th Olympiad. Many [g281] writers state that 459 years elapsed between the institution of the games by Heracles the son of Alcmene and what is [commonly] regarded as the first Olympiad. The Eleians hold the games every fifth year, with a four year interval separating them.
[70] The Greek Olympiads
[A list] from the first Olympiad to the 247th, when Antoninus the son of Severus was emperor of the Romans.


1st [776 B.C.] Coroebus of Elis was the victor in the stadion race [g282]. The stadion race was the sole contest until the thirteen Olympiad.
http://rbedrosian.com/euseb11.htm
Ответить

Фотография Стефан Стефан 16.08 2016

Олимпийские игры

 

Историк Сергей Карпюк о культе Зевса, спортивных состязаниях в Древней Греции и возрождении Олимпийских игр

 

giphy-2.gif

 

По сообщениям древнегреческих авторов, первые Олимпийские игры были устроены в 776 году до нашей эры. Состязания являлись частью религиозного праздника, посвященного богу Зевсу. Изначально они имели местный характер и проводились в Элиде, области в северо-западной части Пелопоннеса, где находится нынешняя Олимпия. Позже игры распространились на весь полуостров Пелопоннес, а затем стали общегреческими. Считается, что большую роль в становлении Олимпийских игр сыграл спартанский законодатель Ликург. Следует отметить, что Олимпию часто путают с горой Олимп, расположенной на границе Греции и Македонии, где, по преданиям, жил Зевс и другие олимпийские боги. Конечно, Олимпийские игры у горы Олимп никогда не проводились.

 

Олимпийские игры были частью цикла общегреческих состязаний. Олимпийские (с упором на спортивные дисциплины) и Пифийские (с упором на музыкально-поэтические состязания) проводились раз в четыре года, Истмийские (недалеко от Коринфа) и Немейские (на северо-востоке Пелопоннеса) – раз в два года. Победитель во всех соревнованиях цикла назывался периодоником и пользовался наибольшим почетом и уважением.

 

С IV века до нашей эры греки стали использовать Олимпийские игры для датировки событий, например 3-й год 101-й Олимпиады.

 

Как проводились Олимпийские игры

 

Олимпийские игры представляли собой смесь спортивных и музыкально-поэтических состязаний, религиозного праздника и торговой ярмарки. На них собиралось около 40–60 человек из разных полисов – огромное количество по греческим меркам. Здесь торговали, читали стихи, пили, ели. На игры допускались все слои населения Древней Греции. Но состязались в играх, безусловно, только граждане греческих полисов. В более позднее (эллинистическое и римское) время в состязаниях принимали участие не только этнические греки, а все, кто отождествлял себя с греческой культурой, говорил на греческом языке. Греки превозносили телесную красоту, поэтому спортивные состязания играли важную роль в Древней Греции. В каждом полисе был гимнасий – специальное место, где юноши готовились к спортивным играм. Там же обучались эфебы – юноши призывного возраста.

 

Olimpiya.jpg

Древняя Олимпия

 

Несмотря на то, что победителем в первых играх стал повар из Элиды, большинство победителей в первые столетия существования Олимпиады были аристократами, поскольку именно аристократы располагали свободным временем и деньгами и могли позволить себе дорогостоящие тренировки. Кроме того, каждый олимпиец должен был сидеть на специальной диете, предполагавшей потребление большого количества мяса. Для греков мясо – это скорее предмет роскоши: его ели на жертвоприношениях, мясо не входило в ежедневный рацион питания. Вопреки распространенному мнению, греческие атлеты, как правило, были профессионалами.

 

Судьями-элладониками становились самые почтенные жители Элиды. Апелляции были возможны, но, как правило, не рассматривались.

 

О бесчинствах болельщиков на античных Олимпиадах ничего не известно. Бесчинства случались позже, в Римской империи и Византии. Например, в VI веке нашей эры прошло знаменитое восстание «Ника» в Константинополе, когда синие и зеленые партии болельщиков едва не устроили свержение императора. В Олимпийских играх участвовали отдельные спортсмены, командных видов спорта не было. Поэтому понятия командного духа, которое воспевают сегодня, не существовало в Древней Греции. Зрители болели за своего родственника, соотечественника, и поводов для драк и бесчинств не было. Кроме того, было запрещено приносить на стадион вино. На стене стадиона в Дельфах сохранилась надпись о существенном штрафе для тех, кто пронес с собой спиртной напиток. Так греки обеспечивали порядок во время соревнований.

 

Олимпийские игры первоначально длились один день, но позже расширились до пяти дней. Завершающим ритуалом праздника были религиозные жертвоприношения Зевсу. Такие жертвоприношения назывались гекатомбой. Греки приносили на алтарь сто быков, сжигали их внутренности, а мясо съедали. Это был масштабный пир с большим количеством мяса и вина.

 

Спортивные дисциплины

 

Первой спортивной дисциплиной был бег на разные дистанции: один стадий, два стадия, длинные забеги от 7 до 24 стадиев и так далее. Стадий – это греческая мера длины. Дело в том, что Олимпийские игры были посвящены не только Зевсу, но и его сыну Гераклу, известному своей мощью и высоким ростом. Согласно мифам, его рост составлял около 192 метров. Отсюда возникает первая спортивная дисциплина – двухсотметровка. Она имела ритуальный характер: спортсмен должен был добежать до храма Зевса и возжечь ритуальный огонь. Бежали они с факелами или без них, мы точно не знаем.

 

9d32ef414bed1222d434e4da7a355209.jpg

Мраморная статуя дискобола

 

К основным состязаниям греки относили также: бокс, панкратий (борьба без правил), прыжки с гантелями, пятиборье (бег, борьба, прыжки в длину, метание диска и копья); наивысшим престижем пользовались конные состязания (колесница-четверка, колесница-двойка и скачки).

 

Интересно, что плавание не входило в список видов спорта у греков, хотя все греки умели плавать. Скорее всего, для них это было настолько естественно, что никакого смысла в том, чтобы выносить плавание в отдельный вид спорта, не было.

 

Олимпийская слава

 

На общегреческих Олимпийских играх не было материальных наград. Каждый победитель Олимпийских игр (олимпионик) получал венок из оливкового дерева и всеобщий почет. Выше олимпиоников были только те спортсмены, которые победили во всех четырех общегреческих играх: Олимпийских, Пифийских, Истмийских и Немейских. Таких спортсменов называли периодониками.

 

Победитель Олимпийских игр пользовался высочайшим престижем. Возвращаясь в родной город, он пожизненно мог занимать почетные должности и бесплатно питаться в специальных общественных учреждениях – пританеях. Если олимпионика захватывали в плен во время войны, враги не могли его казнить и должны были отпустить, чтобы не навлечь гнев богов. Победитель игр был один: никаких вторых, третьих мест не существовало, утешительных призов в Греции не было. Остальные участники игр покрывались позором. На тех, кто не мог избежать позора и тайно бежал, налагался большой штраф.

 

Нередко во время Олимпийских игр спортсмены погибали. Были случаи, когда победителями объявлялись погибшие, особенно в боксе и панкратии. Если в последнем бою спортсмен погибал, а противник нарушил правила, победа доставалась погибшему спортсмену.

 

Участие женщин в Олимпийских играх

 

В части греческих полисов, особенно в дорийских, в спортивных состязаниях могли участвовать незамужние девушки. Такие состязания были посвящены богине Гере, жене Зевса, и имели цель подготовить девушек к замужеству и деторождению. Они проводились и в самой Олимпии перед Олимпийскими играми. Однако в самих Олимпийских играх женщины участвовать не могли из-за принципа олимпийской наготы. Первоначально спортсмены соревновались в набедренных повязках, но потом (есть разные точки зрения, историк Фукидид пишет, что незадолго до его времени, то есть в VI веке до нашей эры) начали состязаться обнаженными.

 

Было одно интересное исключение: конные бега на колесницах, где победителем провозглашался не возница, а владелец упряжки. Владельцами упряжек могли быть и женщины, а соответственно, они могли быть и победителями Олимпийских игр.

 

Современные Олимпийские игры

 

В 393 году античные Олимпийские игры состоялись в последний раз. Византийский император Феодосий запретил игры как часть языческой культуры. После этого Олимпия приходит в упадок. В VI веке здесь происходит два землетрясения, русло реки Алфей меняется, и Элида заносится песком. С тех пор Олимпийские игры были забыты на много веков.

 

Идеи о возрождении Олимпийских игр возникли в XIX веке, после того как Греция обрела независимость. С того времени в Олимпии начинаются крупные археологические раскопки, в результате которых были найдены спортивные и храмовые сооружения. В то время в Европе в моде были романтическо-идеалистические представления об Античности, поэтому желание возродить Олимпийские игры довольно быстро распространилось по Европе. В Греции этим активно занимался меценат Евангелис Заппас. Именно он организовал Олимпийские игры в Афинах в 1870 году. Несмотря на то, что игры прошли успешно, они носили местный характер и остались незамеченными из-за Франко-прусской войны (1870–1871).

 

Современные Олимпийские игры были возрождены французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном в конце XIX века. По мнению Кубертена, именно слабое физическое состояние французских солдат стало одной из причин поражения французов в войне 1870–1871 годов. Он стремился изменить такое положение с помощью улучшения физической культуры граждан. Другой целью Кубертена была фрустрация агрессивных инстинктов человека посредством соревнования. По его замыслу, «молодежь мира» должна была мериться силами в спортивных состязаниях, а не на полях битвы.

 

На конгрессе, проведенном в Париже, Кубертен представил свои мысли широкой публике, и было принято решение о том, что первые Олимпийские игры современности должны пройти в 1896 году в Афинах. Для организации игр основывается Международный олимпийский комитет, генеральным секретарем которого стал сам Пьер де Кубертен.

 

Распространенные заблуждения

 

Во время проведения Олимпийских игр на территории Греции должно было наступать священное перемирие. Но это правило очень часто нарушалось. В 420 году до нашей эры Спарта была наказана штрафом за вторжение своих войск в Элиду как раз во время Олимпиады. А в 364 году до нашей эры аркадяне пытались захватить Олимпию, чтобы получать доходы от игр, и военные действия проходили на священной территории прямо во время проведения очередной Олимпиады.

 

Многие современные олимпийские символы и ритуалы не имеют к древности никакого отношения. Например, пять олимпийских колец придумал де Кубертен в 1913 году (к тому времени было проведено пять Олимпиад). Церемония зажжения олимпийского огня была придумана организаторами Олимпиады в Берлине в 1936 году, склонными к факельным шествиям, и первые олимпийские факелы были изготовлены на заводах Круппа.

 

Сергей Карпюк – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, профессор РГГУ и ГАУГН

 

https://postnauka.ru/faq/65719

Ответить

Фотография Стефан Стефан 16.08 2016

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ – крупнейший общегреческий религиозный праздник, справлявшийся один раз в 4 года в честь Зевса в Олимпии на северо-западе Пелопоннеса. Олимпийские игры были учреждены в 776 до н.э. (хотя некоторые мифы приписывают их основание легендарным героям Пелопсу или Гераклу) и первоначально были пелопоннесскими играми локального значения, но со временем получили высший авторитет во всем греческом мире, привлекая участников как из Балканской Греции, так и из греческих колоний в Средиземноморье. В играх имели право участвовать только греки, имеющие статус полноправных граждан и не запятнавшие себя преступлением. Временем их проведения был июль; за некоторое время до начала игр объявлялось священное перемирие, распространявшееся на все греческие полисы: войны на время приостанавливались, чтобы участники игр и зрители могли безопасно добраться до Олимпии. Олимпийские игры продолжались 5 дней. Первый день был посвящен их торжественному открытию и разного рода религиозным церемониям (процессии, жертвоприношения). Следующие три дня посвящались спортивным соревнованиям, занимавшим главное место в программе праздника. Последний день служил для публичного объявления победителей. Проведение Олимпийских игр находилось в руках полисных властей Элиды; в частности, только ее гражданами могли быть элланодики – судьи на состязаниях. {470} Изначально единственным видом состязаний на Олимпийских играх был бег на короткую дистанцию (1 стадий). Впоследствии были прибавлены и другие виды спорта: бег на более длинные дистанции, борьба, кулачный бой, панкратион, пятиборье (включавшее бег, прыжки в длину, борьбу, метание диска и копья), а также конские бега и состязания колесниц. Существовала система возрастных категорий: отдельно от взрослых состязались юноши и мальчики. Женщины на Олимпийские игры не допускались, ни в качестве участниц, ни в качестве зрителей. Победители в различных видах состязаний – олимпионики – награждались венком из ветвей оливы и пользовались огромным почетом в родных полисах. Каждые Олимпийские игры становились важнейшим событием общественной и культурной жизни Греции. Они привлекали десятки тысяч зрителей со всех концов греческого мира. Перед этой аудиторией часто выступали деятели культуры – ораторы, историки, поэты (напр., Геродот, Горгий, Лисий и др.). Олимпийские игры и четырехлетние промежутки между ними (т.н. олимпиады) легли в основу хронологии, принятой в трудах многих древнегреческих историков (начиная с сицилийского историка III в. до н.э. Тимея). Олимпийские игры сохранили свое значение даже после потери Грецией независимости. Они были отменены римским императором Феодосием I лишь в 394 н.э., в связи с объявлением христианства государственной религией и запрещением языческих культов (поскольку с формальной стороны игры были празднеством в честь языческого бога). Олимпийские игры, являвшиеся в полном смысле слова квинтэссенцией античного спорта, были возрождены в 1896, но с этого времени имеют международный характер и проходят в различных городах мира. {471}

 

Суриков И.Е. Олимпийские игры // История и культура Древней Греции: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. И.Е. Сурикова. М., 2009. С. 470–471.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 16.08 2016

Олимпийские игры как феномен древнегреческой и мировой культуры*

 

В апреле 1896 г. в Афинах состоялась первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению. В XX в. это движение превратилось в важный фактор общественной жизни и культуры, охватило все страны и континенты, вовлекло в свою орбиту сотни миллионов людей. Олимпийское движение с самого начала своего возникновения рассматривалось, прежде всего, как адекватное восстановление главных принципов и ритуалов античного олимпизма, древнегреческих Олимпийских игр, проводимых вот уже в течение почти 12 столетий. Определяющие принципы, философия, ритуалы античного олимпизма оказались наполненными таким гуманистическим содержанием, такой высокой нравственностью и интеллектуальным потенциалом, что превратились не только в одну из мощных сфер античной цивилизации, но стали общечеловеческой ценностью, способной играть созидающую роль в процессе развития мировой культуры.

 

Благородные ценности олимпизма приобретают все большую актуальность и значимость в современном мире, наполненном разрушительными природными катастрофами, жестокими войнами, господством преступности, духовным опустошением.

 

Создание благородных принципов, высокой этики и эстетических ритуалов олимпизма происходило в рамках созревания и становления великой греческой цивилизации, определялось общим развитием древнегреческой культуры и вместе с тем активно влияло на это развитие.

 

Нельзя сказать, что проблемы Олимпийских игр в античности обойдены вниманием исследователей древнегреческой истории и культуры. Однако в этой огромной литературе установились своего рода излюбленные направления исследований. Одним из таких направлений стало исследование Олимпии как архитектурно-археологического комплекса, предполагающего тщательное описание сохранившихся остатков зданий и сооружений (включая результаты ведущихся археологических работ), в которых реализовались те или иные ритуалы проведения игр. Другой излюбленной сферой внимания стал их анализ с точки зрения формирования физической культуры и спортивных состязаний, так сказать, их спортивно-состязательная сторона. Оба этих направления исследования дали не один десяток добротных работ, в которых данные аспекты Олимпийских состязаний получили детальное освещение и стали достижением современной историографии античности1. {616}

 

Однако, по нашему мнению, довольно слабо в современной науке представлены иные аспекты Олимпийских игр, а именно, их понимание как одного из проявлений общей греческой культуры, которое, являясь одним из ее феноменов, вместе с тем стало стимулирующим фактором ее общего развития, интегрирующим ее разные сферы в единый комплекс греческой культуры как целого. Более того, будучи одним из мощных факторов культурного процесса, Олимпийские игры, лежащая в их основе философская и религиозная концепция стала важным феноменом вообще всей греческой цивилизации и тем самым явлением, выходящим за пределы собственно античного круга развития, превратившись в общечеловеческую ценность и явление мировой культуры. Именно в этом своем качестве античный олимпизм был возрожден в своих принципиальных основах в современном олимпийском движении и стал играть заново уже в изменившихся условиях XX в. ту же стимулирующую и благородную роль в современной культуре.

 

Одной из самых фундаментальных основ Олимпийских игр была идея священного перемирия-экехейрии, то есть прекращения военных действий. Оно предполагало несколько главных позиций. Прежде всего, каждый раз подтверждался принцип мирной экстерриториальности самого округа Олимпии, его неприкосновенности. Ни один полис, ни один военный отряд не имел ни человеческого, ни божественного права входить на территорию святилища с оружием в руках.

 

И это было одним из фундаментальных новых политических принципов в греческой большой политике, почти рукотворным чудом в Греции, уже со времен микенских царств разрываемой многочисленными и постоянными войнами. Рассказывая о героических временах, Павсаний передает: «так как Эллада тогда страдала от гражданских войн и от болезни, вроде моровой язвы, то Ифит отправился в Дельфы спросить бога, как найти избавление от этих бедствий. И говорят, что пифией ему было предписано, чтобы он сам и элейцы восстановили Олимпийские состязания» (Paus. V. 4. 4). То есть, согласно древней традиции, сам факт организации Олимпийских игр был специальным актом, не имеющим аналогов, как создание зоны мира, находящейся под особым покровительством богов. «Много чудесного можно увидеть в Элладе, – продолжает Павсаний, – о многом удивительном можно услышать, но ни над чем в большей мере нет божьего покровительства, как над элевсинскими мистериями и над Олимпийскими состязаниями» (Paus. V. 10. 1). Какие процессы политического и культурного развития выражал сам факт установления особой зоны в Греции, непрерывно потрясаемой войнами и раздорами, почему именно небольшая долина, затерянная в глухом углу Пелопоннеса стала священной зоной мира? Можно, видимо, усмотреть в этом несколько причин как политического, так и религиозного и геополитического порядка.

 

Согласно традиции, Олимпийские состязания были организованы по договору между ахейцем из микенского центра Пизы Клеосфеном, этолийцем из Элиды Ифитом и знаменитым законодателем из Спарты Ликургом. Как видим, само основание Олимпийских игр было результатом своего рода договора основных племенных групп {617} греков, т. е. задумывались как некое общегреческое празднество. Для придания договору более обязательного характера Ифит запросил мнение дельфийского оракула и получил его одобрение. Любопытно, что мифологическая традиция связывает одобрение пифии именно со стремлением противостоять гражданским войнам, смутам, эпидемиям и прочим бедствиям. Другое фундаментальное обстоятельство, связанное с заключением договора об организации Олимпийских игр, – это установление факта священного перемирия, провозглашения священного мира во время проведения Олимпийских празднеств и обязанности беспрепятственного прохода через враждующие стороны участников празднеств и паломников в Олимпию. Поскольку сам факт договора был санкционирован дельфийским Аполлоном, данное условие превращалось в божественное установление, закрепляемое руками договаривающихся людей как исполнителей божественной воли. Мифологическая традиция возводит описанный выше договор к героическим временам (к IX в. до н.э.), однако, скорее всего, заключение такого договора между несколькими греческими полисами, среди которых числится и суровая Спарта, состоялось в VI в. до н.э., к которому относится и период наивысшего политического влияния на греческие дела дельфийского храма. Да и сам факт допуска к Олимпийским празднествам всех греков, включая жителей далеких греческих колоний, относится именно к VI в. до н.э. (хотя традиция его относит к 40 олимпиаде, т. е. к 616 г. до н.э.).

 

Согласно установленному в V в. ритуалу за несколько недель до точной даты открытия празднества, которая определялась особой комиссией, из Олимпии направлялись три вестника с оливковыми венками и специальными посохами в руках, чтобы оповестить все эллинские города о дате Олимпийского праздника, и приглашали их жителей принять в нем свое участие. Именно с этого момента объявлялось священное перемирие – экехейрия, которое продолжалось три месяца и по которому военные действия должны были прекращаться, а воюющие стороны должны были пропустить через свои земли участников и паломников на празднества. У современного исследователя нет данных, позволяющих надежно утверждать, что три вестника из Олимпии смогли обойти все греческие города, рассеянные в огромном Средиземноморье и Причерноморье, нет данных о том, что священное перемирие соблюдалось всегда за 12 столетий Олимпийских празднеств. Конечно, были нарушения и, видимо, нередкие. Однако главное заключалось в выработке фундаментальной идеи, создании высочайшей этической ценности – провозглашении священного мира на три месяца как освященного богами и подкрепленного древним (видимо, мифическим) договором права на мир в течение пусть короткого, но все-таки некоторого периода времени. Этот трехмесячный отрезок, регулярно повторяющийся каждые четыре года, внедрял в сознание граждан и их политических лидеров важнейшую идею мирного сосуществования, остужал воинственные страсти, стимулировал мирные переговоры и в целом благотворно действовал в любой накаленной политической атмосфере. Далеко не случайным представляется тот факт, что именно в Олимпии хранилась стела с текстом договора о тридцатилетнем мире между Афинами и Спартой, главными антагонистами в Балканской Греции V в. до н.э. (Thuc. V. 18. 10). Где же было еще хранить договор между самыми непримиримыми противниками как не в священной зоне мира – Олимпии? Превращению зоны Олимпии в священную зону мира способствовало особое геополитическое положение Олимпии на Пелопоннесе и Балканской Греции вообще. Расположенная в 15 км от морского побережья Олимпия была защищена в некоторой степени он нападений пиратов и от разбойников, промышлявших на сухопутной дороге, вьющейся вдоль морского побережья. Святилище находилось в небольшой и закрытой долине реки Алфей, окруженной со всех сторон невысокими {618} горами, из которых господствующей была гора Кронос. Долина густо поросла оливковыми и платановыми деревьями, дававшими прохладу и тень в летний зной. Оказавшийся в закрытой, тенистой, тихой долине паломник, прибывший в Олимпию, попадал в атмосферу умиротворенного и сбалансированного пейзажа, глубокого природного уединения и тишины. Он как бы попадал в другой мир, оставляя за собой суету городов, толчею в портах, сутолоку на дорогах. И, конечно, не случайно Демосфен заявил, что Олимпийское святилище построено в самой прекрасной части Греции. Кроме того, Олимпия была расположена в той части Греции, которая находилась рядом с главными политическими и религиозными центрами микенской, архаической и классической Греции. Относительно недалеко находились Пилос и Спарта, Сикион и Коринф, Афины и Аргос, через коринфский пролив поддерживалась связь с Этолией. Вместе с тем, этот прекрасный уголок был расположен настолько удачно, что оказался вне главных территориальных споров и политических разногласий, сотрясавших Грецию с микенского времени. Практически ни одна ведущая политическая сила не претендовала на Олимпию, как политически спорную территорию.

 

И рядовые граждане, и их лидеры, видимо, вполне отдавали себе отчет в необходимости организации такой зоны мира, как некоторой гарантии от того, чтобы народ не истребил себя в постоянных и кровопролитных войнах. Олимпия была святыней особого рода, она охранялась всем греческим народом, вот почему за тысячелетнюю историю проведения Олимпиад в источниках сохранилось очень немного случаев насильственного вмешательства в процедуру Олимпийских празднеств, которые решительно осуждались всеми греками. Так, по сведениям Страбона аргосский тиран Федон использовал свое политическое могущество и провел Олимпийские состязания с применением насилия, что вызвало возмущение греков, а результаты этих игр были аннулированы и не занесены в официальные списки (Strab. VIII. 3. 33). Одним из преступлений Килона, попытавшегося установить личную тиранию в Афинах, был не только захват Акрополя, но захват Акрополя военной силой во время Олимпийских празднеств (Thuc. I. 126. 5). Во время Пелопоннесской войны, когда ожесточение воюющих сторон достигло предела, спартанцы захватили укрепление Лепрей во время проведения игр и были подвергнуты наказанию, вплоть до лишения их права участвовать в празднествах, которые они тщетно пытались оспорить (Thuc. V. 49–50). Были, видимо, и другие случаи нарушения священного перемирия и вторжения на территорию святилища вооруженных людей. Однако, это были лишь редкие исключения. В целом же одна из великих идей Олимпийских празднеств – быть в беспокойном, наполненном звоном мечей обществе общепризнанной зоной мира, спокойствия, дружеского сосуществования и национального духовного единения греческого народа действовала как постоянная и мощная сила, значение которой в истории древней Греции трудно переоценить.

 

Олимпийские игры были, прежде всего, религиозным празднеством в честь Зевса и его супруги и сестры Геры. Весь ритуал Олимпийских празднеств, вся его философия – это панэллинское почитание высших божеств классического пантеона. Как бы ни превалировали в разные периоды античной истории профессионально-спортивная, общественная сторона или политический резонанс Олимпийских празднеств, религиозная основа постоянно присутствовала и определяла сущность празднеств. Вот почему долгая и непрерывная история Олимпийских игр, пронизанных религиозными мотивами, была вместе с тем и историей греческой религии, религиозной мысли и мифологии. Мощное воздействие Олимпиад на развитие греческой религиозной системы и религиозной мысли проявлялось в нескольких направлениях. Одним из важнейших направлений стало создание общегреческой, так называемой олимпийской, религии {619} из многочисленных локальных культов, которые складывались в разных регионах греческого мира и в среде различных племенных групп. Выше уже отмечалось, что само заключение соглашения об организации Олимпийских празднеств, которое легендарная традиция приписывала ахейцу Клеосфену, этолийцу Ифиту и дорийцу Ликургу, совершенно отчетливо ориентируется на общегреческое звучание. Постепенное возрастание престижности Олимпийских игр в VIII–VII вв. и официальное включение в состав участников Олимпиад всех свободных греков, где бы они ни жили и каким бы локальным культам они ни поклонялись, красочные церемонии в честь Зевса и Геры, распространяемые на всех участников, создавали благоприятный климат культурного и религиозного единения, кристаллизации панэллинского религиозного сознания, которое и лежало в основе олимпийской религии как таковой. И прежде всего наиболее благоприятные возможности появлялись для утверждения культа Зевса как высшего божества олимпийского пантеона. В «Теогонии» Гесиода Зевс выступает в качестве высшего мужского божества, как прародитель богов и людей, как промыслитель и царь. «В небе царит он, громом владеющий страшным и молнией огненно-жгучей, силою верх одержавший над Кроном-отцом. Меж богами все хорошо поделил он и каждому почесть назначил». Функции Зевса изложены Гесиодом очень суммарно, и его божественный образ отличается абстрактностью. К началу V в. завершается разработка образа Зевса как верховного божества греков, а его функции как верховного божества даны в более полном виде. Наиболее важное направление теологической разработки образа Зевса в ходе Олимпийских игр было преодоление грубой силы как важнейшего качества верховного божества и возрастание его моральных и цивилизованных качеств как первенствующих. В Олимпийских одах Пиндара Зевс выступает как покровитель олимпийских победителей в ходе законного соревнования, как носитель Истины, Благозаконности, Справедливости, Мира и Правды. Наиболее полное воплощение новых качеств Зевса как верховного божества было достигнуто в сооружении замечательного памятника классической греческой архитектуры – храма Зевса Олимпийского, построенного архитектором Либоном, и в скульптурном его оформлении, которое создал знаменитый Фидий. Фронтонные композиции и рельефы метоп прославляют именно созидательные функции Зевса как устроителя достойного свободного гражданина греческого полиса. На фронтонных композициях Зевс покровительствует герою Пелопсу, который должен победить коварного и жестокого Эномая, на западном фронтоне Аполлон как сын Зевса благословляет победу греков-лапифов над кентаврами как олицетворениями звериного начала. На метопах изображены подвиги Геракла как любимого сына Зевса, которые в целом символизируют триумф законопослушания, упорядоченной силы, гибкого разума и высокого мужества над проявлениями злобы, мелкой зависти, жестокости, и хаоса2. Но в наиболее полной мере новым образом верховного божества олимпийского пантеона стала, конечно, культовая статуя Зевса, исполненная Фидием и ставшая, согласно традиции одним из 7 чудес света. Насколько можно судить по описаниям (сама статуя не сохранилась) она поражала зрителей концентрацией доброты, гармонического величия, мощи и благости. Она стала художественным воплощением нового понимания божества, в котором на первое место выступала не всесокрушающая грубая сила, как в Зевсе эпохи Гесиода, а функция {620} благости и доброты как принципиально новой функции верховного бога, которая вызывала у верующего человека не столько чувство страха перед мощью бога, сколько чувство беспредельной любви к божеству, излучающему справедливость, доброту, умиротворенность. Как писал Дион Хрисостом – «кто станет перед этим образом, тот забудет обо всем, что огорчает и терзает человеческую жизнь». Философ Эпиктет советовал любому человеку поехать в Олимпию и лицезреть статую Зевса, так как умереть, не увидев ее, он считает величайшим несчастьем. По существу, созданный Фидием образ Зевса стал завершением длительной работы греческой религиозной мысли, теологическим осмыслением внутреннего содержания идеи верховного бога олимпийского пантеона, который стал каноническим вплоть до появления христианства. Новый образ Зевса с преобладанием функций высшей морали, нравственности и справедливости как вседержителя и заступника всех греков стал одним из достижений греческой религиозной мысли. Он разрабатывался не только в силу общих тенденций развития греческого общества и греческой классической культуры. Одним из основных центров этой разработки был культ Зевса в Олимпии, сам факт проведения Олимпийских игр, в которых принимали участие все греки, на которых были провозглашены принципы законных состязаний, подчиненных высшим принципам справедливости и морали.

 

Многолетнее проведение Олимпийских игр, их высокий общественный и религиозный престиж, сам факт единения всех греков, освященный правилом священного перемирия, приводил к внедрению принципов дружеского общения участников-соперников и созданию атмосферы согласия и здорового соперничества. Это не могло не способствовать переосмыслению многих архаических представлений в греческой мифологии, наполнить этическим содержанием многие известные мифы, в которых действия и поступки богов и героев изображались зачастую в натуралистической грубой форме. В качестве примера можно привести новые трактовки многих традиционных мифов в Олимпийских одах Пиндара. Олимпийские оды Пиндара были созданы в 70–60-х гг. V в. до н.э., в тот период, когда Олимпия кардинально перестраивалась, когда творили и архитектор Либон и скульптор Фидий, по новому осмысливавшие образ Зевса и его культ3. С нашей точки зрения, Пиндар в своих Олимпийских одах провел большую работу по переосмыслению и рационализации традиционных мифов. Сама структура его Олимпийских од далеко не случайно содержит как непременное условие включение в каждую оду одного или двух мифологических циклов, которые он переосмысливает прежде всего с религиозно-этических позиций. Можно ограничиться только одним примером переосмысления Пиндаром сказаний о Тантале и о состязании Пелопса и Эномая. В более ранней версии мифа Тантал совершил страшное преступление перед олимпийскими богами, предложив им трапезу из своего убитого сына Пелопса. Пиндар коренным образом переосмысливает этот древний миф. Он отказывается от натуралистической и оскорбительной для его благородного чувства трактовки богов:

 

Но нет, это сказки:

Ведь так часто людская молва

Переходит за грани истины:

И сказания, испещренные вымыслами,

Вводят в обман.

Ведь Харита, {621}

Подательница всего, что нам мило,

Представляла нам неверное верным!

Нет: бегущие дни – надежнейшие свидетели:

Человек о богах

Должен говорить только доброе,

И на нем не будет вины.

Я скажу о тебе иное, чем предки.

Нет! Я не смею назвать людоедами богов.

Слишком часто кара настигала богохульников (Oda I. 28–41).

 

И Пиндар предлагает свой вариант мифа о Тантале и Пелопсе. Тантал не убивал своего сына Пелопса и не предлагал его сваренное мясо богам в качестве угощения, Деметра не съедала часть пелопсова плеча, а Гермес не собирал по кусочкам изрубленное тело Пелопса и не оживлял его в кипящем котле, заменив часть съеденного Деметрой плеча слоновой костью. Ничего этого не было. А миф состоит в том, – объясняет Пиндар, – что Тантал созвал на пир богов, а во время пира влюбленный в красивого Пелопса Посейдон перенес юношу в «небесный широкославный чертог» на Олимп. Суть же преступления Тантала заключалась не в совершении детоубийства и дикого способа испытания всеведения богов, а в том, что он попытался украсть бессмертие у богов и передать его смертным людям. Кипящий котел, где оживал убитый Пелонс, Пиндар понимает как купель для новорожденного младенца Пелопса, а белизну его плеча как естественную красоту его тела.

 

В более гуманном плане переосмысливается содержание мифа и о его победе над Эномаем. Согласно ранней трактовке Пелопс для победы над Эномаем подкупил его возницу Миртила, обещав ему часть царства Эномая и любовь дочери Эномая и невесты Пелопса Гипподамии на одну ночь. Миртил принял эти условия, внес повреждение в колесницу Эномая, что привело к его гибели. Но одержавший победу таким нечестным способом Пелопс обманул Миртила, не выполнив ни одного из условий. Более того, желая избавиться от неудобного свидетеля, Пелопс убивает Миртила, который проклинает Пелопса и его род. Пиндар, воспевающий славу, величие Олимпии и благородство победителей Олимпийских игр, не мог допустить, чтобы в основе этого замечательного празднества лежало столь ужасное сказание, которое в определенной степени дискредитировало сами Олимпийские празднества в целом. И Пиндар переосмысливает этот миф. Пелопс победил жестокого Эномая не таким преступным образом, а благодаря помощи богов, в частности, Посейдона, который предоставил в его распоряжение быструю колесницу, и благодаря своему спортивному умению, в то время как Эномай потерпел поражение из-за своего коварства, злобы и жестокости по отношению к многочисленным женихам своей дочери Гипподамии. Такое переосмысление мифов о Тантале и Пелопсе может быть объясняет, почему в центре священного круга Олимпии, между самыми почитаемыми святынями – храмами Зевса и Геры, высится одна из древнейших святынь Олимпии героон Пелопса. Перетолковывание мифа о Пелопсе имело важное религиозное и культурное значение для еще большей славы Олимпийского святилища в греческом мире и престижа Олимпийских игр.

 

Однако благородная атмосфера Олимпийских состязаний как священнодействия в честь Зевса и Геры не ограничивалась лишь теологическим переосмыслением примитивных воззрений архаики. Оно вместе с тем органически дополнялось художественной разработкой образов эллинских главных божеств и прежде всего Зевса и Геракла. Художественная разработка образов главных греческих божеств проходила по разным направлениям. Прежде всего, следует отметить важность создания {622} цельного храмово-религиозного олимпийского комплекса – Альтиса, видимо, одного из первых в Элладе. Храмовый комплекс в Олимпии – это не только определенная совокупность красивых архитектурных шедевров. Он стал священным пространством, где каждый элемент выполнял свою сакральную роль, имел свое религиозное назначение. Священное пространство Альтиса имело свои внутренние законы и строгую логику. Постоянное строительство в самом Альтисе и вокруг него, которое продолжалось непрерывно вплоть до поздней римской эпохи, рассматривалось как совершенствование и приумножение этого сакрального пространства и подчинялось заложенным там издревле законам и принципам. Альтис задумывался и реализовывался как средоточие главных для эллинов сакральных принципов. Это место было отмечено многими священными знаками, здесь воспроизводились многие эпизоды мифической и реальной истории с микенского времени, которые были зачастую драматичными. Эти мифические знаки воплощали сущность жизни и ее важнейших проявлений у греческого народа. И в Олимпии они получили свое оригинальное проявление, так же как в сакральном комплексе Дельф или афинского акрополя. Однако именно в Олимпии эти принципы формирования священного общегреческого комплекса были разработаны с наибольшей полнотой и раньше всего и затем стали заимствоваться во многих других центрах Эллады.

 

Замечательный храмовый комплекс Олимпии состоял из архитектурных зданий уникального значения, которые стали не только шедеврами греческой архитектуры, но и послужили образцом для дальнейшего развития греческого зодчества, греческой ордерной системы. Храм Геры в Олимпии был одним из первых греческих периптеров, в Олимпии формировались основы дорического ордера. Одним из шедевров греческой архитектуры, где начался синтез дорического и ионического ордеров, стал знаменитый храм Зевса постройки Либона. В Олимпии были построены один из уникальных архитектурных памятников круглой формы – знаменитый Филиппейон, а также лучшие образцы той архитектурной формы, которые получили название палестры и гимназия. Здесь нет возможности перечислить другие шедевры архитектуры и строительства, которые во многом определяли общее направление развития греческого зодчества как в архаическое, так в классическое и эллинистическое время. Опыт разработки архитектурных олимпийских шедевров (кстати, так же, как и после проведения современных олимпиад) затем широко внедрялся во многих других местах греческого мира.

 

Аналогичное положение характеризует и развитие греческой скульптуры. Эта проблема нуждается в специальной разработке. Здесь можно отметить наряду со статуей Зевса работы Фидия такие шедевры, как образ летящей Ники работы Пеония, Дискобола работы Мирона, Дорифора работы Поликлета, статуи раннего Лисиппа, Гермеса с младенцем Дионисом работы Праксителя.

 

Как известно, победители Олимпийских игр имели право ставить статую в Олимпии и в родном полисе и широко пользовались этим правом. Эти статуи победителей воспроизводили прекрасные образы греческих атлетов, физически развитых и красивых людей, наделенных олимпийским благородством. Они стали материальным выражением сформировавшегося в греческой общественной мысли и морали образа калос кагатос, т. е. совершенного человека и вместе с тем сами развивали и обогащали этот образ. Этот образ, который во времена архаики был, как правило, образом знатного аристократа, в эпоху классики стал представлять образ идеального рядового гражданина греческого полиса, что говорило о глубоком внедрении полисного гражданского демократического мировоззрения в структуру общественного и художественного мышления. {623}

 

Другими формами художественного творчества, которое стимулировалось проведением постоянных общегреческих Олимпийских празднеств, было как непременное музыкальное и поэтическое сопровождение самих праздничных церемоний, так и постоянное участие в них выдающихся ораторов (Исократ, Демосфен), историков (Геродот), поэтов (Пиндар), философов (Эмпедокл), трагиков (Софокл) и многих других, которые вдохновлялись в атмосфере спортивных состязаний и религиозных церемоний, и это становилось стимулом их замечательного творчества.

 

Нельзя не отметить большого политического значения результатов Олимпийских состязаний. Участие в них, а тем более победа, делали олимпиоников важными политическими фигурами, помогали им в их политических домогательствах. Видимо, ни один греческий крупный политик, тиран или реформатор не манкировал участием или поддержкой Олимпийских празднеств. Не говоря об аристократах, политиках, тиранах эпохи архаики, которые часто получали свою власть после победы на Олимпийских играх. Напомним, как внимательно следил за олимпиониками афинский стратег Перикл, а сицилийский тиран Дионисий I просто перекупал на свою сторону победителей за большие деньги. По сведениям Геродота (Herod. V. 22), македонский царь Александр I, запятнавший себя в глазах греков сотрудничеством с персами во время великого похода Ксеркса, всячески добивался права участия в Олимпийских состязаниях и, наконец, добился такого права. Тем самым Александр I смог сразу же решить две крупные политические проблемы: он как бы признавался принадлежащим к эллинам, а не варварам, а с другой стороны, был реабилитирован в глазах греков за свою проперсидскую позицию. Спустя сто лет, когда Филипп II не совсем легитимно унаследовал в той же Македонии престол и имел не совсем прочное политическое положение, он всячески добивался упрочения своего положения через участие в Олимпийских играх и, кстати, одержал победы на трех Олимпиадах – в 356, 352, 348 годах. Причем в день его первой победы на 106 Олимпиаде в 356 г. до н.э. родился его сын Александр, будущий Александр Великий. Этим победам Филипп II придавал такое большое значение, что включил символику своих побед на новые монетные номиналы – серебряные тетрадрахмы и золотые статеры.

 

Олимпийские празднества породили целый ряд важнейших общегреческих лозунгов. Так, во время 97 олимпиады в 392 г. до н.э. софист Горгий в своей олимпийской речи впервые провозгласил идею объединения всей Греции и организации объединенного военного похода против Персии. Та же идея была затем повторена оратором Лисием на следующей Олимпиаде в 388 году (Lys. 33. 6). Свои сложные политические задачи через участие в Олимпийских играх решали многие эллинистические властители из династий Селевкидов, Птолемеев, Атталидов и другие. Даже члены императорского дома Юлиев-Клавдиев, в частности, Тиберий, будущий римский принцепс и его племянник Германик, император Нерон считали за большую честь участвовать и побеждать в Олимпийских состязаниях, и это было важной политической акцией (Suet. Nero. 24. 2).

 

Наконец, следует отметить, что сам факт установления счета общегреческого времени по отрезкам Олимпиад стал важным показателем общегреческого счета времени, неким объединяющим символом единого течения времени эллинского народа, эллинской истории и цивилизации.

 

Эллинская народность, эллинская культура, эллинская цивилизация в целом не может быть представлена без постоянно, каждые четыре года, повторяющихся общегреческих Олимпийских празднеств. И они были насильственно прекращены, закрыты в 394 г. ревностным христианином императором Феодосием тогда, когда {624} античная цивилизация как таковая прекратила свое существование, и ей на смену пришла новая средневековая христианская цивилизация.

 

Однако в исторической памяти греческого народа великое наследие античного эллинства продолжало жить и в византийское время и при турецком владычестве. А когда греческому народу удалось завоевать независимость и создать свою новую государственность, мечта о возрождении замечательных древних традиций стала обретать реальность. В 1858 г., через два десятилетия после обретения независимости, когда страна еще не оправилась от последствий многовекового османского ига, грек Цаппос, ветеран войны за независимость Греции, пожертвовал большую сумму денег специально, как он писал, «для восстановления Олимпийских игр, проводимых каждые четыре года по установлению наших предков». В 1859 г. в Афинах были восстановлены и проведены первые Олимпийские празднества, затем они были продолжены в 1870 и 1875 годах. Блестящие открытия немецкой экспедиции во главе с Э. Курциусом в Олимпии привлекли внимание всей Европы к этому прославленному месту древней Эллады. За организацию восстанавливаемых Олимпийских игр взялся молодой, энергичный французский аристократ барон Пьер де Кубертен. Они теперь уже мыслились не только как праздник объединения греческого народа, а как праздник единения всего цивилизованного мира, как распространение благородных принципов античного олимпизма на современный мир. В знак особого признания Греции как родины олимпизма Первая современная всемирная Олимпиада была проведена в столице Греции в Афинах на специально построенном мраморном стадионе, который до сих пор украшает Афины. И с тех пор уже в течение ста лет регулярно проводятся всемирные Олимпиады, которые также играют стимулирующую роль не только и не столько в современном спортивном движении, но являются важным фактором культурного развития современного сложного мира. В знак особого признания древнего олимпизма для каждой современной Олимпиады олимпийский огонь зажигается на развалинах древней Олимпии самой красивой девушкой гречанкой. Во время торжественного шествия всех участников Олимпиады впереди несут государственный флаг Греческий республики, а колонна греческих олимпийцев открывает само шествие. {625}

 

 

* Первая публикация: в ж. Вопросы истории. 1997. № 1. С. 41–49.

 

1 Соколов Г. И. Олимпия. М., 1980; Колобова К. М., Озерецкая Е. Л. Олимпийские игры. М., 1958; Curtius E. Olympia. Brl., 1935; Dorpfeld W. Alt-Olympia. Brl., 1935; Kunze E., Schleif K. Olympische {616} Forschungen. Vol. 1–6. Brl., 1944–1966; Herrmann H.-V. Olympia. Brl., 1972; Gardiner E. N. Olympia. Its History and Remains. Oxford, 1925; Poole L. and G. History of ancient Olympic games. N. Y., 1963; Harris H. A. Greek Athletes and Athletics. Lnd., 1964; Bengston H. Die olympische Spiele in der Antike. Zürich – Stuttgart, 1971; Patrucco R. Lo sport nella Grecia antica. Firenze, 1972; Kirran J. Story of the Olympic Games. Phil., 1973; Finley M. and Pleket H. The Olympic Games: the First Thousand Years. N. Y., 1976; Drees L. Olympia: Gods, Artists and Athletics. N. Y., 1968; The Archaeology of the Olympics. Lnd., 1988; Young D. The Olympic Myth of Greek Amateur Athletics. Chicago, 1985. {617}

 

2 Cоколов Г. И. Указ. соч. С. 87–148; Herrmann H.-V. Olympia. Heiligtum und Weltkampfstätte. München, 1972. S. 120–161; Mallwitz A. Olympia und seine Bauten. München, 1972. S. 17–76; Gardiner N. Op. cit. P. 234–266; Buschor E. und Hamann R. Die Sculpturen des Zeustempels zu Olympia. Marburg, 1924; Aschmole B. und Jalouris N. Olympia. The sculptures of the Temple of Zeus. Lnd., 1967; Liegle J. Der Zeus des Phidias. Brl., 1952. {620}

 

3 Пиндар. Вакхилид. Оды, фрагменты. М., 1980. {621}

 

Кузищин В.И. Олимпийские игры как феномен древнегреческой и мировой культуры // Кузищин В. И. Исследования в области экономической истории античности. СПб., 2011. С. 616–625.

Ответить