←  История народов, этнология

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Происхождение бастарнов

Фотография К.Дюкарев К.Дюкарев 27.08 2014

см. Из интервью userdocs.ru/pravo/8943/index.html с М.Б.Щукиным

"В 280-х годах до н.э. кельтское вторжение захлестнуло Балканы, едва не смело Македонию и другие царства. Кельты разграбили даже Дельфийское святилище, да при этом шутили, что слишком богатые боги должны делиться с людьми. В римское время на нижнем Дунае известны города Дуросторум (Силистра) и Новиодунум (Исакча). Это типичные кельтские названия: дунум или дурум по-кельтски укреплённое поселение. У села Бубуечь, например, обнаружен богатый клад, в его составе - кельтский шлем и характерный котёл. Упоминают кельтов в наших краях и античные авторы, например, Помпей Трог.

Современная наука свидетельствует в пользу того, что пришли бастарны из района Ютландии, то есть с территории современной Дании. Ученые их относят к народам между кельтами и германцами - немножко те, немножко эти. А знаменитого вождя Клондика историки античности называют то галльским царём, то гетским, то бастарнским. Видимо, бастарны, как и кельты, легко принимали в свою среду любого, кто им подходил, и вообще охотно смешивались с другими народами.

Громадная историческая роль, которую сыграли бастарны, как-то скрылась в тени других событий. В конце III в. до н.э. они появляются на Правобережной Украине, где оставляют сотни поселений. Самым знаменитым стало поселение в районе села Зарубинцы. И практически в то же время бастарны селятся на территории Молдавии. Их древние обиталища обнаружены во всей центральной и северной части региона. Здесь они испытали дополнительное влияние со стороны гетов-фракийцев. Возникла весьма самобытная культура кельто-германо- фракийская.

Предводитель бастарнов Клондик пытался поддержать, хотя и неудачно, последнего македонского царя Персея в войне с Римом. Гетский царь Орол, правивший в Трансильвании, потерпел от бастарнов поражение и в наказание велел своим воинам заниматься женским трудом. Бастарны упоминаются на землях Молдовы ещё достаточно долго, весь второй и первый века до н.э.

В эпоху ранней империи под именем певкинов они населяют остров Певку в устье Дуная. Позже, в середине I века новой эры, после вторжения иранских кочевников сарматов, бастарны отодвигаются на север, в Прикарпатье и на Волынь, оставляя территорию новым обитателям. Сарматы задержались тут еще на четыреста лет. В конце концов, через много веков, бастарны, вернее их дальние потомки - стали одними из предков праславян. "

Для гето-бастарнов на территории современной Молдавии характерна Поянешти-Лукашевская культура, см. работу Еременко В.Е. "Процесс латенизации археологических общностей позднего предримского времени Восточной Европы и сложение зарубинецкой культуры". Автореферат канд. ист. наук. Л. 1990
lavka.archaeology.ru/EREMENKO/er_referat.html

"исследования среза секвенций археологических культур III-II вв. до н.э., которое убедительно продемонстрировало отсутствие местных корней ЗБК и памятников типа Поянешти-Лукашевка (225 - 190 гг. до н.э. ) к сложению цикла латенизированных культур и попавших в поле зрения письменных источников, отмечающих появление в Причерноморье скиров и бастарнов. Сложение ЗБК произошло несколько позднее, чем других латенизированных культур, если судить по количеству ранних комплексов, но в том же периоде относительной хронологии.

Оставление кельтами Фракии и Трансильвании под давлением даков нарушило целостность этой зоны, но балканские походы бастарнов на какое-то время ее восстановили. Затем археологическая непрерывность вновь была нарушена, и наступил период культурной и, вероятно, этнической консолидации отдельных латенизированных культур. В конце II - начале I вв. до н.э. объединительная деятельность Митридата Евпатора на юге и переселения кимвров на севере на время воссоздали зону археологической непрерывности.

Но походы кимвров знаменовали и "обрушивание" латенизированного населения на кельтский "котел". Определение этнической принадлежности ЗБК должно основываться на свидетельствах о бастарнах.

Часть древних авторов считает их кельтами, другая - германцами, третья - смешанным населением. Во время балканских походов бастарны проходили через земли фракийцев и иллирийцев, были в союзе со скордисками, от которых, по словам Ливия, мало чем отличались по языку и обычаям. После возвращения из походов в Поднепровье начинается процесс этнической консолидации этого неоднородного населения, а во второй половине II в. до н.э. привносится новый, "кимврский" элемент, вряд ли существенно отличавшийся по этническим признакам от бастарнского.

В пользу этого свидетельствует то, что кимвры - тоже выходцы с территории ясторфской культуры, а сведениям Ливия о сходстве бастарнов со скордисками аналогичны сведения Плутарха, сообщающего, что римский разведчик, отправляясь в лагерь кимвров, учил кельтский язык и одевался по-кельтски.

Независимо от того, какой компонент мы сочтем превалирующим в этнической характеристике носителей ЗБК - германский или кельтский, совершенно очевидно, что славянский компонент здесь полностью отсутствует. ЗБК может быть связана с процессом этногенеза славян лишь косвенно и в более поздний период, когда позднезарубинецкие памятники накладываются на южную окраину балтских (или балто-славянских) культур лесной зоны и одновременно в письменных источниках появляются сведения о венедах"

Ответить

Фотография К.Дюкарев К.Дюкарев 27.08 2014

Stratum plus. 1999. № 5 М. Б. Щукин (Санкт-Петербург). Забытые бастарны

"Статья посвящена анализу происхождения и судьбы племени бастарнов. В первой части работы определяется ряд письменных и эпиграфических источников по бастарнам, а также проводится обзор хронологии исторических событий, связанных с их деятельностью. Впервые имя этого народа упомянул Помпей Трог в 233-229 гг. до н.э. Из его текста, правда, не ясно, где происходили отмеченные им «передвижения» бастарнов. Сообщения, оставленные Деметрием из Каллатиса, Титом Ливием, Павлом Орозием, Аппианом и Страбоном, позволяют точнее локализовать различные группы бастарнов в Северном Причерноморье во II – I вв. до н.э.: от устья Дуная и Восточного Прикарпатья до Днепра. Согласно письменным источникам, их локализация в некоторой степени изменяется на рубеже эр. Тацит, Плиний, а позже Птолемей и другие размещали бастарнов в Северном Прикарпатье. Древние авторы этнически отождествляли бастарнов с кельтами, германцами, фракийцами и даже сарматами. Во второй половине работы анализируется возможность археологической атрибуции бастарнов II – I вв. до н.э. проводятся параллели между поянешты-лукашевской и зарубинецкой культурами и бастарнами. Обе культуры своим обликом резко отличаются от местных культур, при этом находят прямые аналоги в культурах междуречья Эльбы и Одера. Памятники поянешты-лукашевской культуры исчезают в середине I в. до н.э., вероятно, из-за восточной кампании гетского царя Буребисты. Лишь несколько памятников этой культуры (в Буковине и Среднем Поднестровье) продолжили существовать в I в. н.э. (Бернашовка, Великая Слободка, Рудь). Зарубинецкая культура прекратила своё развитие приблизительно в середине I в. н.э. Её падение объясняется деятельностью сарматов, которые проникли в лесостепь Украины. Под влиянием таких обстоятельств зарубинецкая культура трансформировалась в постзарубинецкую, расположившуюся вне пределов прежнего ареала (в Подесенье, в Брянских лесах, в бассейнах левых притоков Днепра – Сейма и Ловати, на Смоленщине и в верховьях Ловати). Вероятнее всего, северо-восточную часть этого нового культурного образования бастарнов информаторы Плиния и Тацита позже назвали венедами. В то же время часть зарубинецкого населения двинулось на запад, в район Верхнего Поднестровья и Западного Побужья, где сформировалась зубрецкая группа памятников. Именно эта группа, просуществовавшая до III в. н.э., может быть связана с «поздними бастарнами», упомянутыми в эпитафии Плавтия Сильвана, а позже среди участников готских походов 248 и 269 годов. Дальнейшее вынужденное переселение 100 тысяч бастарнов (280 год) на территорию Римской Империи, возможно, не исчерпало демографический потенциал «великого народа», и оставшиеся бастарны приняли участие в сложном процессе этногенеза раннесредневековых народов, в первую очередь, славян. "

Более подробно - http://www.e-anthrop...Url=/login.aspx
Сообщение отредактировал к дюкарев: 27.08.2014 - 02:59 AM
Ответить

Фотография К.Дюкарев К.Дюкарев 27.08 2014

см. так же http://www.archaeolo...0_K_voprosu.pdf Е. В. Ляхин. К вопросу о прародине бастарнов

"Недостаточные сведения античных авторов, компенсируются данными археологии
Ареал первоначального расселения бастарнских племен не известен. Современные исследователи не единодушны в своих высказываниях о прародине бастарнов.
М.Б. Щукин указывает, что территория Одер-Нейса и Верхней Вислы – это всего лишь место контакта губинского населения и кельтов, прародиной могут являться более северные территории...

Между тем, материальная культура прагерманцев ранней эпохи не отличается особым богатством и разнообразием. Вожди ясторфцев не знали ничего подобного дворам кельтских князей-правителей, предъявлявших повышенный спрос на местные и импортные ремесленные изделия. Значительное влияние кельтов было в области оказали металлодобычи и металлообработки. Ястфорские кузнецы стремительно заимствовали кельтские технологии, археологи с трудом проводят идентификацию между изделиями кельтского импорта и германскими подражаниями.
Взаимное влияние ястфорской и латенской культур привело к этногенезу бастарнов.
Бастарны стояли у истоков зарубинецкой и родственной ей более южной поянешти-лукашевской культур (территория современной Румынии, Молдавии и Украины). Ясторфские и губинские элементы обнаруживаются на ранних стадиях обеих культур. Выходцы с севера появляются в Северном Причерноморье на рубеже III–II вв. до н.э., как раз в то время, когда письменные источники фиксируют здесь появление «бастарнов-пришельцев».

От выделения губинской группы (рубеж IV–III вв. до н.э.) и вплоть до появления первых упоминаний в античных источниках (220–210-е годы. до н.э.) прошло около столетия. Именно за это время произошла миграция прагерманских элементов с периферии ясторфской периферии.
Под миграцией принято понимать процесс перемещения населения с одной территории на другую вне зависимости от масштаба или интенсивности этого явления.
Результатом может считаться формулирование ряда критериев, при наличии которых миграция может быть признана имеющей место. Во-первых, это территориальный критерий, по которому мигрирующий этнос должен иметь точки соприкосновения между исходной и новой территорией (междуречье Одера-Нейсе и Верхней Вислы).
Во-вторых, хронологический критерий, согласно которому в районе происхождения мигрирующий этнос существовал раньше (формирование губинской группы пришлось на рубеж V–ΙV вв. до н.э., а появление зарубинецкой культуры на конец III в. до н.э.).
В-третьих, критерий лекальности, согласно которому мигрирующая культура на новом месте должна сохранить весь комплекс черт, известных на прежней территории.
Мы приводили анализ погребального обряда ясторфской и зарубинецкой культур, по результатам которого можно судить о близости вышеназванных культур.
В то же время следует учитывать субъективность вышеназванных критериев и сложность археологической идентификации при всей скудности письменных свидетельств, которые всегда оставляют место для сомнений. О причинах миграции бастарнов нам достоверно неизвестно. Но существующие источники могут объяснить нам этот важный миграционный факт, послуживший прологом к Великому переселению народов.

Одна из главных первых причин миграции бастарнов на юго-восток были климатические условия Северной Европы. Недостаток пахотных земель и пастбищ для скота, общее перенаселение привели к постоянному недостатку продовольствия.
На этот счет Тацит отмечал, что «гораздо труднее убедить распахать поле и ждать целый год урожая, чем склонить сразиться с врагом». Достаточно упомянуть причину миграции другой группы германских племен – кимвров и тевтонов. Страбон писал, что «причиной превращения их [кимвров] в кочевников и разбойников было то обстоятельство, что они были изгнаны из своих жилищ сильным приливом, когда жили на полуострове».

Под влиянием кельтов внутри губинской группы произошли важные изменения,
что возможно послужило еще одной причиной миграции. К моменту появления
бастарнов на Дунае, на рубеже ΙΙΙ–ΙΙ вв. до н.э. они имели достаточно сложное устройство. К началу ΙΙ в. до н.э., когда бастарны появились на Балканах, у них было организованное общество, со своими вождями племен (principes) и царями (rex).

Такая сложная структура не могла появиться стремительно, очевидно зачатки расслоения бастарнского общества начали формироваться с началом латенизации губинской группы (рубеж ΙV–III вв. до н.э.). Произошло выделение воинственной аристократии и появление военизированных отрядов, что говорило о том, что сложились все условия для появления военной демократии.
Демографическая напряженность, природные и климатические изменения, тип
хозяйства, а с V в. до н.э. влияние латенской культуры вызвали процессы расслоения внутри губинской группы. Помимо этих факторов нельзя забывать о постоянных междоусобицах, и внутриплеменных конфликтах, которые могли быть вызваны вынужденным переселением для избавления от лишнего населения. В купе все эти факторы вызвали необратимые миграционные процессы, начавшиеся на рубеже IV–III вв. до н.э. Движение бастарнских племен на юг, к границам богатого античного мира было возглавляемо на первых порах кельтскими дружинами, которые хорошо знали дорогу к греческим городам западного Причерноморья. Это предположение может быть косвенно подтверждено, тем, что во время походов бастарнов (союзников македонского царя Филиппа V) на Македонию в 180-е годы до н.э. с ними приняли участие кельты-скродиски.
Такой феномен М.Б. Щукин называл «кельто-балканским импульсом».

Этот импульс был вызван тем, что кельтские племена были изгнаны из Италии и из Фракии, а концентрация их в Центральной Европе, судя по обилию кельтских памятников в Чехии, Моравии, Венгрии и в Трансильвании, была явно избыточной. Поэтому кельты начинают заниматься поиском новых земель. Эти поиски и вызвали мощный кельтский импульс, направленный на греческие города Северного Причерноморья.

Волны военизированной миграции по пути вбирали в себя и другие этнические элементы, балтский, гетский и сарматский, которые археологически очень слабо фиксируются.

Состав бастарнов с самого раннего этапа миграции был полиэтничным. Ядро мигрирующих племен составляли прагерманские элементы – бастарны, скиры и кимвры.
Во время длительной миграции они включали и другие этнические элементы. Поэтому так путались античные историки в определении этнической принадлежности племени бастарнов. Переселение происходило в течение длительного периода времени, но переселение бастарнов и других германских элементов привело к созданию двух родственных археологических культур: зарубинецкой и поянешти-лукашевской.
Поиски лучшей жизни, а также «кельто-балканский импульс» привели к миграции губинского населения на юг. Но почему именно на юг в припонтийские города двинулись бастарнские племена? Ответ кроется в геополитической ситуации в Карпато-Дунайском регионе. Именно здесь на территории между зарубинецкой культурой и скифскими поселениями образовался настоящий вакуум (или по терминологии исследовательницы С.П. Пачковой «хитус»). Территория вышеназванной местности пустовала после падения Скифского царства под ударами сармат-кочевников. Диодор и Страбон называет эту территорию «гетской пустыней» (Буджанской степью).

Набеги новых номадов – сармат, привели к запустению этой территории в течение 30–50 лет.
Этот регион переживал период нестабильности и постоянных набегов сармат, хотя сарматы по неизвестной причине не смогли там закрепиться. Именно сюда двинулись самые отчаянные и самые отважные молодые воины, которым нечего было терять.
Ответ на вопрос о прародине бастарнов лежит в их этнической принадлежности.
Как отмечалось выше, решающее значение на формирование бастарнов оказали
кельты, которые сумели привести в движение прагерманское население южных окраин ясторфской культуры. Прародиной бастарнов, можно считать территорию губинской группы (междуречье Одер-Нейсе, Верхняя Висла), которая и сформировала этот уникальный этнос, несший в себе изначально прагерманские, а затем и кельтские традиции, к этому несомненно следует добавить гетский, сарматкий и другие этнические элементы богатого Карпато-Днестровского региона".
Сообщение отредактировал к дюкарев: 27.08.2014 - 03:48 AM
Ответить

Фотография RedFox RedFox 27.08 2014

Интересная статья по совершенно забытому народу. Резануло лишь безразличное употребление М.Б. Щукиным с одной стороны таких словосочетаний:

после вторжения иранских кочевников сарматов... объясняется деятельностью сарматов

с другой совершенно безразлично вот так:

под ударами сармат-кочевников... номадов – сармат... постоянных набегов сармат

Так "вкл" или "выкл"? как спросил бы Букин-младший у своей сестры-блондинки из популярного телесериала. Сармат или сарматов? В одном небольшом по объёме тексте надо бы уже определиться :)


Сообщение отредактировал RedFox: 27.08.2014 - 09:28 AM
Ответить

Фотография К.Дюкарев К.Дюкарев 30.08 2014

это пусть уж филологи определяют, как писать: "сармат" или "сарматов".. По мне, так обе формы, вполне приемлемы

Ответить

Фотография К.Дюкарев К.Дюкарев 06.09 2014

Зарубинецкая культура, в современном представлении, так же полиэтнична (бастарны, праславяне и балты, сарматы и т.д.), как и большинство культур восточной Европы того времени...

 Зарубинецкая культура — археологическая культура эпохи раннего железного века (III / II в. до н. э. — II в. н. э.), распространённая в Верхнем и Среднем Поднепровье от Тясмина на юге до Березины на севере, в Среднем Посеймье и Припятском Полесье, что соответствует территории Западной и Центральной Украины, югу и востоку Белоруссии и западным границам России. Представлена тремя локальными вариантами: полесским, верхнеднепровским и среднеднепровским (видимо, имевшими различные пропорции в соотношении их многонационального населения).

Носители зарубинецкой культуры, очевидно, были участниками бастарнских походов на Балканы в 179—168 гг. до н. э., достаточно подробно описанных Титом Ливием. Страбон, описывая ситуацию в Причерноморье на рубеже II—I вв до н. э., то есть времени расцвета зарубинецкой и поянештской культур, размещает между Истром-Дунаем и Борисфеном-Днепром „в глубине материка“ две группировки бастарнов (Strabo, VII, 3,17). Никаких других культурных общностей, которые могли лучше соответствовать бастарнам Страбона, кроме Поянешть-Лукашевской и зарубинецкой, пока не выявлено

С полной уверенностью можно сказать лишь, что основу процесса формирования культуры заложило перемещение ряда центральноевропейских племён в Висло-Днепровское междуречье, а также их взаимодействие с местным населением, которое, скорее всего, тоже было полиэтничным.

см. так же 
http://www.arheo-news.ru/?p=25

1315593343_russi1.jpg

 

 

 



 

Ответить

Фотография Gundir Gundir 06.09 2014

Этносов каких то в зарубинцев впихнули. А карта эта тут зачем? Они с черняховцами разного времени, а территории частично накладываются одна на другую. Сам видел керамику тех и других на одном многослойном поселении. На территории, обозначенной Вами как "Черняховская".

Ответить

Фотография К.Дюкарев К.Дюкарев 06.09 2014

более подробное археологическое описание см. на http://www.archaeolo...0_K_voprosu.pdf

Е. В. Ляхин
К вопросу о прародине бастарнов 
 
"На сегодняшний день племенной мир бастарнов изучен недостаточно. Это связано со скупыми данными античных источников и скудными остатками бастарнского языка. 
Среди известных варварских племен Северного Причерноморья, таких как скифы, сарматы, готы, бастарны изучены недостаточно, несмотря на их доминирующую роль в регионе. Российские исследователи традиционно изучали бастарнов лишь как один из народов варварского мира за Дунаем, не игравшего заметной роли среди огромного количества племен. 
 
Античные источники ничего не сообщают о происхождении и прародине бастарнских племен. Деметрий из Каллатиса первым отметил появление бастарнов, которые жили среди фракийцев как «пришельцы». При этом большинство античных авторов были хорошо знакомы с этнонимом слова «бастарны». Этническая принадлежность бастарнских племен, которая на сегодняшний день является предметом дискуссий, может помочь в определении их прародины. Известно, что античные авторы предлагали различные версии происхождения бастарнов. Аппиан относил их к гетам, Полибий, Ливий и Плутарх считали бастарнов кельтским племенам. С некоторым сомнением к германцам их относил Тацит.  Согласно же Диону Кассию, бастарны были «скифским племенем».

Такой разброс мнений даже среди авторитетных античных авторов был вызван тем, что после появления бастарнских племен (конец III в. до н.э.), на исторической сцене возникла путаница, так как греки хорошо знавшие кельтов 
по их походам в Элладу, не были знакомы с германцами, которые на рубеже III–II вв. до н.э. еще не выделились в отдельный этнос"...
 
В V в. до н.э. произошли существенные природно-климатические изменения. На смену сухому и теплому суббореальному периоду, пришел холодный и влажный субатлантический период. Климат стал более прохладным, количество осадков увеличилось (например, в Швеции в полтора раза). Результатом являлось развитие торфяных болот, наступление тундры на лесостепь и леса на степь. Под влиянием природно-климатических факторов население Северной Германии оставляло старые поселения, возможно в поисках лучшей земли.

У Бастарнов сформировалось совершенно особое хозяйство, основой которого стал полукочевой образ жизни. Как и прагерманцы бастарны селились на полянах, опушках лесов, близ ручьев и рек. Важную роль в хозяйстве играло скотоводство, особенно разведение мелкого скота.
Д.Х. Грин, отмечал, что лошадь занимала центральное место у ранних бастарнов. 
 
Климатические изменения, а также само географическое положение Северной Европы приводили к постоянному недостатку пахотных земель, который вызывал голод, и вынуждал некоторые элементы бастарнского населения к миграции.

Переселение сопровождалось архаической традицией, суть которой заключалась в ритуальном жертвоприношении домашних животных или людей для избавление от социальных бедствий, к примеру от голода. Позже людей, которых намечали в жертву (преимущественно молодого возраста) стали просто высылать из общины. 
Молодые «мигранты» были свободны от семей и полны решимости. Это была «пассионарная» молодежь, организованная в военизированные группы, отправившиеся в поход для завоевательных целей. Этот факт подтверждал во II в. до н.э. Птолемей.
 
Он отмечал, что бастарнское племя омбронов, продолжает жить на Висле. Рассказ Птолемея, подтверждает археологическая находка найденная в устье Эльбы. Это так называемая копьевидная или "зарубинецкая» фибула, которая принадлежала кому-то из вернувшихся участников военного похода. Эта пока единственная находка археологически подтверждает, мнение о том, что прародиной бастарнов была периферийная губинская группа ясторфской культуры.
 
Погребальный обряд ясторфской культуры, был подробно проанализирован С.П. Пачковой, которая нашла около 78 характерных черт с погребальным обрядом зарубинецкой культуры. Могильники однотипны и безинвентарны в виде кучки кальцинированных косточек в урнах из органического материала. Это позволяет сделать вывод, что бастарны, пришедшие на Поднепровье были, вероятно, бедными и молодыми людьми и шли без женщин, поскольку более или менее престижных погребений ясторфского типа на зарубинецкой территории не найдено.
 
Под влиянием кельтов внутри губинской группы произошли важные изменения, что возможно послужило еще одной причиной миграции. К моменту появления 
бастарнов на Дунае, на рубеже ΙΙΙ–ΙΙ вв. до н.э. они имели достаточно сложное устройство. К началу ΙΙ в. до н.э., когда бастарны появились на Балканах, у них было организованное общество, со своими вождями племен (principes) и царями (rex).

Такая сложная структура не могла появиться стремительно, очевидно зачатки расслоения бастарнского общества начали формироваться с началом латенизации губинской группы (рубеж ΙV–III вв. до н.э.). Произошло выделение воинственной аристократии и появление военизированных отрядов, что говорило о том, что сложились все условия для появления военной демократии. 
 
Демографическая напряженность, природные и климатические изменения, тип хозяйства, а с V в. до н.э. влияние латенской культуры вызвали процессы расслоения внутри губинской группы. Помимо этих факторов нельзя забывать о постоянных междоусобицах, и внутриплеменных конфликтах, которые могли быть вызваны вынужденным переселением для избавления от лишнего населения. В купе все эти факторы вызвали необратимые миграционные процессы, начавшиеся на рубеже IV–III вв. до н.э.

Движение бастарнских племен на юг, к границам богатого античного мира было возглавляемо на первых порах кельтскими дружинами, которые хорошо знали дорогу к греческим городам западного Причерноморья. Это предположение может быть косвенно подтверждено, тем, что во время походов бастарнов (союзников македонского царя Филиппа V) на Македонию в 180-е годы до н.э. с ними приняли участие кельты-скродиски.
 
Такой феномен М.Б. Щукин называл «кельто-балканским импульсом». Этот импульс был вызван тем, что кельтские племена были изгнаны из Италии и из Фракии, а концентрация их в Центральной Европе, судя по обилию кельтских памятников в Чехии, Моравии, Венгрии и в Трансильвании, была явно избыточной. Поэтому кельты начинают заниматься поиском новых земель. Эти поиски и вызвали мощный кельтский импульс, направленный на греческие города Северного Причерноморья. Волны военизированной миграции по пути вбирали в себя и другие этнические элементы, балтский, гетский и сарматский, которые археологически очень слабо фиксируются
Состав бастарнов с самого раннего этапа миграции был полиэтничным...
 
Поиски лучшей жизни, а также «кельто-балканский импульс» привели к миграции губинского населения на юг. Но почему именно на юг в припонтийские города двинулись бастарнские племена? Ответ кроется в геополитической ситуации в Карпато-Дунайском регионе. Именно здесь на территории между зарубинецкой культурой и скифскими поселениями образовался настоящий вакуум (или по терминологии исследовательницы С.П. Пачковой «хитус»).

Территория вышеназванной местности пустовала после падения Скифского царства под ударами сармат-кочевников. Диодор и Страбон называет эту территорию «гетской пустыней» (Буджанской степью). Набеги новых номадов – сармат, привели к запустению этой территории в течение 30–50 лет. 
Этот регион переживал период нестабильности и постоянных набегов сармат, хотя сарматы по неизвестной причине не смогли там закрепиться.

Именно сюда двинулись самые отчаянные и самые отважные молодые воины, которым нечего было терять. 
Ответ на вопрос о прародине бастарнов лежит в их этнической принадлежности. 
Как отмечалось выше, решающее значение на формирование бастарнов оказали кельты, которые сумели привести в движение прагерманское население южных окраин ясторфской культуры. Прародиной бастарнов, можно считать территорию губинской группы (междуречье Одер-Нейсе, Верхняя Висла), которая и сформировала этот уникальный этнос, несший в себе изначально прагерманские, а затем и кельтские традиции, к этому несомненно следует добавить гетский, сарматский и другие этнические элементы богатого Карпато-Днестровского региона.

Сообщение отредактировал к дюкарев: 06.09.2014 - 23:50 PM
Ответить