←  Древний Рим

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Политика принуждения к христианству

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 30.06 2013

Активная христианизация приписывается уже императору Константину Великому – главным образом благодаря усилиям Евсевия Кесарийского, который в своем "Житии императора Константина" отнес к нему запрет на языческие богослужения (II, 45). Однако и он в главе 56-й той же книги вынужден признать, что Константин, хотя и желал христианизировать народ, но вовсе не принуждал к этому насильственными методами.

Последователи Константина сосредоточились главным образом на противостоянии ортодоксов и ариан, каждый из них пытаясь провести свою линию в этом вопросе. И лишь Феодосий становится проводником именно насильственного обращения в христианство. 28  февраля 380 года он издает свой знаменитый эдикт Cunctos populos. В нем император повелевает всем народам, находящимся под его властью, исповедовать никейскую веру, принятую на I Вселенском соборе: «Последователям этого учения, — говорится в эдикте, — мы повелеваем именоваться православными христианами, остальных же присуждаем нести бесславие еретического учения, собраниям же их не приписываем имени церквей. Кроме приговора божественного правосудия, они должны будут понести строгие наказания, каким заблагорассудит подвергнуть их наша власть, руководимая небесной мудростью».

Таким образом был подтвержден не только никейский догмат, но и дано определение всем прочим течениям, как еретическим. Определенные еретические течения он преследовал своим законодательством отдельно – CTh XVI, 5.6. Далее, в мае 381 года он издал эдикт против отступников, согласно которому лица, перешедшие из христианства в язычество, частично лишались гражданских прав, а к концу того же года были запрещены жертвоприношения, соединенные с гаданиями (CTh XVI, 7.1).

Следующим шагом Феодосия был созыв в Константинополе всех ересиархов с принужденим их представить свое письменной изложение принципов веры и, по прочтении и одобрении догмы никейской все прочие он разорвал и объявил ложными (Socrat. V, 10). Вообще же за время своего правления он издал в общей сложности 17 законов против ересей, неуклонно контролировал ход церковных соборов и назначения на важнейшие кафедры.

От Феодосия не отставали и его сподвижники – так, 10 марта 388 года Валентинианом II был принят закон, согласно которому еретики изгонялись из городов и их богослужебные собрания запрещались под страхом наказания (CTh XVI, 5.14). Сам  Феодосий в 394 году издал два эдикта, по одному из которых еретики лишались права назначать и утверждать епископов (CTh XVI, 5.22), другой закон запрещал еретикам «учить или обучаться нечестивой вере» (CTh XVI, 2.24).

Таким образом очевидно, что стараниями таких лиц, как Феодосий, народ был вынуждаем принимать христианское вероисповедание – ибо никто не хотел оказаться понесшим не только абстрактное наказание, но и частично утратить гражданские права и даже быть изгнанными из городов. Поэтапное, но неуклонное насаждение единого христианства продолжалось и далее, будучи в значительной степени позднее активизировано имп. Юстинианом.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 01.07 2013

В 361 году император Юлиан послал в Дельфы своего друга, врача из Пергама Оривасия, чтобы он возродил Дельфийский оракул, находившийся "в очень дурном состоянии". Пифия же, чтобы выразить ему, насколько бесполезной была попытка возродить Оракул (а вместе с ним и древнегреческую веру), якобы дала ему следующее прорицание:

Είπατε τώ βασιλεί, χαμαί πέσε δαίδαλος αυλά, ουκέτι Φοίβος έχει καλύβην, ου μάντιδα δάφνην, ουδέ παγάν λαλέουσαν. Απέσβετο και το λάλον ύδωρ,

что означает:

Скажите царю, что на земле валяется отлично сработанная флейта, и не имеет более Феб ни дома, ни пророческого лавра, ни говорящей струи. [Потому что] утрачена и вода, что говорила.

 

Пророчество пифии заставляет доверчивых исследователей предполагать в нём агонию древней веры, и знание пифии о небывалых разрушениях языческих храмов и статуй христианами. Однако же первым кто упоминает этот оракул пифии был византийский хронограф Георгий Кедрин, живший в 11-12 веке, т. е. через 750 лет после Юлиана. Так что возможно перед нами взгляд из более поздней эпохи в далёкое языческое прошлое...

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 01.07 2013



Активная христианизация приписывается уже императору Константину Великому – главным образом благодаря усилиям Евсевия Кесарийского, который в своем Житие императора Константина отнес к нему запрет на языческие богослужения (II, 45). Однако и он в главе 56-й той же книги вынужден признать, что Константин, хотя и желал христианизировать народ, но вовсе не принуждал к этому насильственными методами.

Последователи Константина сосредоточились главным образом на противостоянии ортодоксов и ариан, каждый из них пытаясь провести свою линию в этом вопросе. И лишь Феодосий становится проводником именно насильственного обращения в христианство. 28  февраля 380 года он издает свой знаменитый эдикт Cunctos populos. В нем император повелевает всем народам, находящимся под его властью, исповедовать никейскую веру, принятую на I Вселенском соборе: «Последователям этого учения, — говорится в эдикте, — мы повелеваем именоваться православными христианами, остальных же присуждаем нести бесславие еретического учения, собраниям же их не приписываем имени церквей. Кроме приговора божественного правосудия, они должны будут понести строгие наказания, каким заблагорассудит подвергнуть их наша власть, руководимая небесной мудростью».

Таким образом был подтвержден не только никейский догмат, но и дано определение всем прочим течениям, как еретическим. Определенные еретические течения он преследовал своим законодательством отдельно – CTh XVI, 5.6. Далее, в мае 381 года он издал эдикт против отступников, согласно которому лица, перешедшие из христианства в язычество, частично лишались гражданских прав, а к концу того же года были запрещены жертвоприношения, соединенные с гаданиями (CTh XVI, 7.1).

Следующим шагом Феодосия был созыв в Константинополе всех ересиархов с принужденим их представить свое письменной изложение принципов веры и, по прочтении и одобрении догмы никейской все прочие он разорвал и объявил ложными (Socrat. V, 10). Вообще же за время своего правления он издал в общей сложности 17 законов против ересей, неуклонно контролировал ход церковных соборов и назначения на важнейшие кафедры.

От Феодосия не отставали и его сподвижники – так, 10 марта 388 года Валентинианом II был принят закон, согласно которому еретики изгонялись из городов и их богослужебные собрания запрещались под страхом наказания (CTh XVI, 5.14). Сам  Феодосий в 394 году издал два эдикта, по одному из которых еретики лишались права назначать и утверждать епископов (CTh XVI, 5.22), другой закон запрещал еретикам «учить или обучаться нечестивой вере» (CTh XVI, 2.24).

Таким образом очевидно, что стараниями таких лиц, как Феодосий, народ был вынуждаем принимать христианское вероисповедание – ибо никто не хотел оказаться понесшим не только абстрактное наказание, но и частично утратить гражданские права и даже быть изгнанными из городов. Поэтапное, но неуклонное насаждение единого христианства продолжалось и далее, будучи в значительной степени позднее активизировано имп. Юстинианом.

1. Константин Великий, как и его преемники, до конца жизни сохранял языческий титул Великого Понтифика (pontifex maximus).

2. Константин Великий даже в самых отпетых прохристианских указах не преминал указать, что язычники имеют право оставаться в своём безвредном невежестве.

3. ИМХО Константин Великий хотел умиротворить религиозные разлады внутри империи - это видно и по его мягкой политике внутри самого христианства (позиция к донатистам и арианам).

4. Возрождение язычества при Юлиане не удалось, и к идее императоры больше не возвращались (хотя "партия" сторонников язычества существовала - особенно на Западе империи, хотя и на востоке тоже - вспомним Ливания и Ипатию).

5. Большинство императоров до Феодосия Великого отдавало предпочтение арианскому толку христианства.

6. Феодосий преследовал не только еретиков, но и еретиков. Основной его целью было преследование ариан. Видимо, не последнюю роль в этом сыграла религиозная принадлежность готов - возможно, главных врагов для империи в понимании императора.

7. Вы не указали, что в 380 г. Феодосий лишил готов церквей в Константинополе, которыми они дотоле обладали, и прогнал их из города. Христианские храмы были переданы православному духовенству, дотоле скрытно вершившему службу внутри города в храме Восстания из Мёртвых (АнАстасис).

8. Вы не вспомнили эдикт 391 г. против язычества.

Никому не дано права совершать жертвоприношения, никто не должен совершать обход вокруг [языческих] храмов, никто не должен почитать капища. Каждый должен знать, что Наш закон запрещает вход в языческие храмы, и, если кто-либо попытается, невзирая на Наш запрет, совершить те или иные культовые действия по отношению к богам, то пусть знает, что ему не удастся избежать наказания, даже воспользовавшись особыми знаками императорского расположения. Судья […] должен заставить нечестивого нарушителя закона, вошедшего в оскверненное место, заплатить в Нашу казну штраф в размере пятнадцати фунтов золотом.

 

Cod. Theod., XVI. 10. 11, 16 июня 391 г.

9.Вы не вспомнили судьбу языческих кладезей знания в Серапейоне Александрийском, сожжённых христианами в 392 г.

10. Вы не вспомнили, что с Феодосием связывают конец Олимпийских игр (в последний раз проведённых в 393 году), Элевсинских Мистерий и функционирования Дельфийского оракула.

11. Вы бОльше коснулись вопросов ересей, а это, всё-таки, тоже Христианство. В теме о насильственном насаждении Христианства в Римской империи ожидалось бы увидеть борьбу с язычеством. Кстати, вы полагаете, что после Феодосия Великого с язычеством уже было покончено? Почему рассказ закончен именно на нём?

Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 01.07 2013

1. Константин Великий, как и его преемники, до конца жизни сохранял языческий титул Великого Понтифика (pontifex maximus).

 

 

Как я уже показывал, обожествлению подвергались и христианские императоры - вплоть до Юстина ( Ὁ τῆς θείας λήξεως Ἰουστῖνος (De ceremoniis aulae Byzantinae I, 95)

2. Константин Великий даже в самых отпетых прохристианских указах не преминал указать, что язычники имеют право оставаться в своём безвредном невежестве.

Его истинное отношение к христианству свидетельствует крещение перед самой смертью.

3. ИМХО Константин Великий хотел умиротворить религиозные разлады внутри империи - это видно и по его мягкой политике внутри самого христианства (позиция к донатистам и арианам)

Это видно по его прямой речи к участникам Никейского собора.

Против всякого ожидания получив известия о вашем разногласии, я не мог оставить этого без внимания.... все вы оживлены единым духом и блюдете общее мирное согласие, которое вы, как посвященные богу, должны внушать и другим. (мат. вселен. соб. I Никейский, VI)

5. Большинство императоров до Феодосия Великого отдавало предпочтение арианскому толку христианства.

Ну на самом деле никейской веры были Констант II, Константин II (предположительно), Валентиниан, Иовиан и Грациан - тогда как арианами являлись Констанций II, Валентиниан II и Валент, а следовательно до Феодосия относительный паритет сохранялся.

6. Феодосий преследовал не только еретиков, но и еретиков. Основной его целью было преследование ариан. Видимо, не последнюю роль в этом сыграла религиозная принадлежность готов - возможно, главных врагов для империи в понимании императора.

Феодосий первым сделал из готов федератов империи, а потому по логике должен был не преследовать их веру, а по меньшей мере относиться к ней терпимо. Иначе ради чего готы в битве при Фригиде положили до 20 000 своих людей убитыми - ради гонителя их веры?

7. Вы не указали, что в 380 г. Феодосий лишил готов церквей в Константинополе, которыми они дотоле обладали, и прогнал их из города.

Любопытные данные. Как известно король готов Атанарих прибыл в Константинополь для заключения мирного договора с императором 11 января 380 года (Cons. Const. a. 380) - согласно хронике Проспера вообще в 382 году! - так как же могли враги гос-ва ранее этого срока не только просочиться в столицу, но и поиметь там отдельные церкви??? 

8. Вы не вспомнили эдикт 391 г. против язычества.

Я упомянул, что Феодосием было в общей сложности издано 17 подобного рода эдиктов.

10. Вы не вспомнили, что с Феодосием связывают конец Олимпийских игр

Напрямую к принуждению к вероисповеданию не относится.

11. Вы бОльше коснулись вопросов ересей, а это, всё-таки, тоже Христианство. В теме о насильственном насаждении Христианства в Римской империи ожидалось бы увидеть борьбу с язычеством.

Еретик - он все равно христианин и "исправить" его вероятно полагалось легче, чем из язычника сделать настоящего христианина - именно поэтому вероятно политика Феодосия была направлена гл. обр. на то, чтобы не допустить разрастания ересей и возврата в лоно православия "заблудших". Тем более, что преследование язычников началось именно с восточных провинций - так, один из подобных эдиктов 391 года был адресован префекту Египта. И наконец эдикт от 10 ноября 392 г. запретил все виды культа, совершаемые "любым лицом и в любом месте", установив градацию мер наказаний от денежных взысканий до смертной казни. Эдикт запрещал всю структуру языческого культа, подробно перечисляя ее элементы: культ публичный, домашний, культ в полях, жертвы, культ изображений и даже такие "мелочи", как развешивание венков, на которые не обращали внимания предыдущие законодатели. Язычество трактуется эдиктом 392 г. как superstitio gentilica - в древнем священном римском праве почитание всякого культа, которому государством не предоставлено гражданских прав. Следовать такому культу значило быть уголовным преступником.

Кстати, вы полагаете, что после Феодосия Великого с язычеством уже было покончено? Почему рассказ закончен именно на нём?

Когда с язычеством было покончено окончательно, сказать вообще трудно. Например в 545/6 г.  Юстиниан организовал в столице массовое преследование язычников, а манихеи и вовсе были сожжены. В столице было обнаружено много известных лиц, знатных и прочих – грамматики, софисты, схоластики и врачи, и когда они оказались разоблачены, то под пытками обвинили друг друга. Они были арестованы, подвергнуты бичеванию и брошены в заключение. (Затем) те патриции и знатные были отправлены в церкви обучаться христианской вере, как и подобает язычникам. (ps.-Dion. Tell-Mahr. a. 545/6) Но однако и это не искоренило язычество, так как далее Дионисий добавляет - Таким образом на некоторое время язычников охватил страх. 

 

PS. С другой стороны Эклога Льва и Константина (726 г.) в перечне наказаний уже не упоминает язычников (если за таковых не считать колдунов и знахарей), а лишь манихеев и монтанистов. 


Сообщение отредактировал MARCELLVS: 01.07.2013 - 10:05 AM
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 01.07 2013

Его истинное отношение к христианству свидетельствует крещение перед самой смертью.

Он крестился как арианин! (Если я верно помню, арианским епископом Никомедии Евсевием, тёзкой знаменитого писателя).

 

Ну на самом деле никейской веры были Констант II, Константин II (предположительно), Валентиниан, Иовиан и Грациан - тогда как арианами являлись Констанций II, Валентиниан II и Валент, а следовательно до Феодосия относительный паритет сохранялся.

По годам, если я не ошибся с математикой, 36 лет к 52 у арианских императоров - особенно долго правил Констанций (в 350-361 даже единолично)...

Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 01.07 2013

Он крестился как арианин! (Если я верно помню, арианским епископом Никомедии Евсевием, тёзкой знаменитого писателя).

 

Да, как арианин, но и это христианство. Но именно неразборчивость в случае его крещения и показывает насколько он "разбирался" в истинности данного вероучения. То есть новоявленному "святому" по сути было все равно....

По годам, если я не ошибся с математикой, 36 лет к 52 у арианских императоров - особенно долго правил Констанций (в 350-361 даже единолично)...

Какое отношение имеет процентное соотношение людей, исповедующих различные течения христианства, к продолжительности времени их правления? Их численность от этого не уменьшается и не увеличивается......

Ответить

Фотография Лета Лета 02.07 2013

1. Константин Великий, как и его преемники, до конца жизни сохранял языческий титул Великого Понтифика (pontifex maximus).

2. Константин Великий даже в самых отпетых прохристианских указах не преминал указать, что язычники имеют право оставаться в своём безвредном невежестве.

3. ИМХО Константин Великий хотел умиротворить религиозные разлады внутри империи - это видно и по его мягкой политике внутри самого христианства (позиция к донатистам и арианам).

4. Возрождение язычества при Юлиане не удалось, и к идее императоры больше не возвращались (хотя "партия" сторонников язычества существовала - особенно на Западе империи, хотя и на востоке тоже - вспомним Ливания и Ипатию).

5. Большинство императоров до Феодосия Великого отдавало предпочтение арианскому толку христианства.

6. Феодосий преследовал не только еретиков, но и еретиков. Основной его целью было преследование ариан. Видимо, не последнюю роль в этом сыграла религиозная принадлежность готов - возможно, главных врагов для империи в понимании императора.

7. Вы не указали, что в 380 г. Феодосий лишил готов церквей в Константинополе, которыми они дотоле обладали, и прогнал их из города. Христианские храмы были переданы православному духовенству, дотоле скрытно вершившему службу внутри города в храме Восстания из Мёртвых (АнАстасис).

8. Вы не вспомнили эдикт 391 г. против язычества.

Никому не дано права совершать жертвоприношения, никто не должен совершать обход вокруг [языческих] храмов, никто не должен почитать капища. Каждый должен знать, что Наш закон запрещает вход в языческие храмы, и, если кто-либо попытается, невзирая на Наш запрет, совершить те или иные культовые действия по отношению к богам, то пусть знает, что ему не удастся избежать наказания, даже воспользовавшись особыми знаками императорского расположения. Судья […] должен заставить нечестивого нарушителя закона, вошедшего в оскверненное место, заплатить в Нашу казну штраф в размере пятнадцати фунтов золотом.

 

Cod. Theod., XVI. 10. 11, 16 июня 391 г.

9.Вы не вспомнили судьбу языческих кладезей знания в Серапейоне Александрийском, сожжённых христианами в 392 г.

10. Вы не вспомнили, что с Феодосием связывают конец Олимпийских игр (в последний раз проведённых в 393 году), Элевсинских Мистерий и функционирования Дельфийского оракула.

11. Вы бОльше коснулись вопросов ересей, а это, всё-таки, тоже Христианство. В теме о насильственном насаждении Христианства в Римской империи ожидалось бы увидеть борьбу с язычеством. Кстати, вы полагаете, что после Феодосия Великого с язычеством уже было покончено? Почему рассказ закончен именно на нём?

 

2. Христиан при Константине было ок. 10% населения империи. Константин при всем своем желании не мог устроить гонения на язычников при такой расстановке сил.

3. Верно. Константин искренне полагал, что религиозные разногласия можно легко решить посредством императорского эдикта. как показали дальнейшие события это оказалось далеко не так.

9. Храм Сераписа был сожжен в результате  массовых выступлений толпы. Феодосий не был к этому напрямую причастен.

Ответить

Фотография Лета Лета 02.07 2013

1. Его истинное отношение к христианству свидетельствует крещение перед самой смертью.

2. Ну на самом деле никейской веры были Констант II, Константин II (предположительно), Валентиниан, Иовиан и Грациан - тогда как арианами являлись Констанций II, Валентиниан II и Валент, а следовательно до Феодосия относительный паритет сохранялся.
3. Феодосий первым сделал из готов федератов империи, а потому по логике должен был не преследовать их веру, а по меньшей мере относиться к ней терпимо. Иначе ради чего готы в битве при Фригиде положили до 20 000 своих людей убитыми - ради гонителя их веры?

1. Крещение во времена Константина не было обязательным таинством для христианина. Даже многие епископы крестились во взрослом возрасте непосредственно перед поставлением в священнический сан.
2. Здесь действовал территориальный принцип. Широкое распространение арианства было особенностью восточных провинций. Соответственно и восточные императоры были в основном арианами (Констанций 2, Валент). На западе императоры были в основном сторонниками никейского символа (за искл. Валентиниана 2).
3. Думаю дело не в религиозных предпочтениях готов. Феодосий, как выходец из западных провинций, мало знакомых с арианством, придерживался никейского символа. Став императором, он сделал личные религиозные предпочтения обязательными для всей империи.
Ответить

Фотография Бероэс Бероэс 02.07 2013

2. Здесь действовал территориальный принцип. Широкое распространение арианства было особенностью восточных провинций. Соответственно и восточные императоры были в основном арианами (Констанций 2, Валент). На западе императоры были в основном сторонниками никейского символа (за искл. Валентиниана 2).

 

 

Скорее наоборот.
На востоке арианство было подавлено уже в пятом веке, а на западе продержалось ещё  лет 200.
А какому императору какой часть Рима править, решалось совершенно произвольно.


Сообщение отредактировал Бероэс: 02.07.2013 - 09:45 AM
Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 02.07 2013

1. Крещение во времена Константина не было обязательным таинством для христианина. Даже многие епископы крестились во взрослом возрасте непосредственно перед поставлением в священнический сан.
 

Обязательным. Некрещенного епископа не бывает уже хотя бы потому, что лишь епископ и пресвитер имели право крестить мирянина (Amart. II, 151). Именно поэтому Амвросий, когда народ потребовал его, некрещенного, поставить епископом, был по распоряжению императора сначала крещен, а уже потом сделан епископом (Theod. HE IV, 7)

2. Здесь действовал территориальный принцип. Широкое распространение арианства было особенностью восточных провинций. Соответственно и восточные императоры были в основном арианами (Констанций 2, Валент). На западе императоры были в основном сторонниками никейского символа (за искл. Валентиниана 2).

Это вряд ли. Сам Константин устроил окончательное распределение частей империи между своими наследниками до своего крещения - 9 сентября 336 года (Cons. Const. an. 336). Констанций II (с 353 года) и Иовиан являлись единоличными правителя, Валент был назначен братом в качестве соправителя без учета своего вероисповедания.

3. Думаю дело не в религиозных предпочтениях готов.

Конечно - готы и без того являлись арианами. 


Сообщение отредактировал MARCELLVS: 02.07.2013 - 16:11 PM
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 02.07 2013

 

2. Христиан при Константине было ок. 10% населения империи. Константин при всем своем желании не мог устроить гонения на язычников при такой расстановке сил.

Цифры на тот момент неизвестны. Все цифры даются оценочно. Прочтите у Васильева - он довольно подробно разбирает тенденции с цифрами христиан у историков. Примерно 50 процентов пишет что это язычников было гораздо меньше.

 

 

 

3. Верно. Константин искренне полагал, что религиозные разногласия можно легко решить посредством императорского эдикта. как показали дальнейшие события это оказалось далеко не так.

И не только он один. Византийские императоры долго проводили аналогичную церковную политику.

 

 

9. Храм Сераписа был сожжен в результате  массовых выступлений толпы. Феодосий не был к этому напрямую причастен.

Тема о государственной политике принуждения. Поэтому попустительство властей к таким акциям - тоже своего рода принудительная мера.



Какое отношение имеет процентное соотношение людей, исповедующих различные течения христианства, к продолжительности времени их правления? Их численность от этого не уменьшается и не увеличивается......

Хорошо, я неверно выразился. Я имел в виду дольше времени, а не большее число императоров. Так устраивает?
 

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 03.07 2013

2. Здесь действовал территориальный принцип. Широкое распространение арианства было особенностью восточных провинций. Соответственно и восточные императоры были в основном арианами (Констанций 2, Валент). На западе императоры были в основном сторонниками никейского символа (за искл. Валентиниана 2).

Трудно сказать. Вы слишком легко орудуете цифрами, ИМХО... Никто не считал кого. где и сколько было. Но на западе жило много варваров ариан - кроме франков все варвары принявшие христианство были арианами.

 

 

 

3. Думаю дело не в религиозных предпочтениях готов. Феодосий, как выходец из западных провинций, мало знакомых с арианством, придерживался никейского символа. Став императором, он сделал личные религиозные предпочтения обязательными для всей империи.

Трудно сказать. ИМХО Феодосий Великий просто был религиозным фанатиком. Если бы ему в голову вошла иная блажь - например восстановить язычество или утвердить арианство - то он с тем же фанатизмом добивался и её. Человек был такой, видимо...

Ответить

Фотография Лета Лета 03.07 2013

1. Обязательным. Некрещенного епископа не бывает уже хотя бы потому, что лишь епископ и пресвитер имели право крестить мирянина (Amart. II, 151). Именно поэтому Амвросий, когда народ потребовал его, некрещенного, поставить епископом, был по распоряжению императора сначала крещен, а уже потом сделан епископом (Theod. HE IV, 7)

2. Это вряд ли. Сам Константин устроил окончательное распределение частей империи между своими наследниками до своего крещения - 9 сентября 336 года (Cons. Const. an. 336). Констанций II (с 353 года) и Иовиан являлись единоличными правителя, Валент был назначен братом в качестве соправителя без учета своего вероисповедания.

3. Конечно - готы и без того являлись арианами. 

1.  Я говорила о мирянах, а не о епископах. Речь шла о том, что в те времена крещение во взрослом возрасте и даже на смертном одре не было нонсенсом. Поэтому и крещение Константина непосредственно перед смертью не свидетельствует о его равнодушии к вере и вполне вписывается в тогдашние представления о таинствах.

2. И тем не менее императоры, правившие на востоке до Феодосия были в основном арианами. Думаю все-таки существовала какая-то корреляция: в восточных провинциях арианство находило больший отклик, сама столица была арианской около полувека.

Ответить

Фотография Лета Лета 03.07 2013

Цифры на тот момент неизвестны. Все цифры даются оценочно. Прочтите у Васильева - он довольно подробно разбирает тенденции с цифрами христиан у историков. Примерно 50 процентов пишет что это язычников было гораздо меньше.

 

Этого не могло быть, особенно в связи с гонениями, проводившимися при предшественниках Константина.  Константин сделал ставку на лучшую организацию и повышенную активность христиан, а не на их численность.

Ответить

Фотография Лета Лета 03.07 2013

1. Трудно сказать. Вы слишком легко орудуете цифрами, ИМХО... Никто не считал кого. где и сколько было. Но на западе жило много варваров ариан - кроме франков все варвары принявшие христианство были арианами.

 

2. Трудно сказать. ИМХО Феодосий Великий просто был религиозным фанатиком. Если бы ему в голову вошла иная блажь - например восстановить язычество или утвердить арианство - то он с тем же фанатизмом добивался и её. Человек был такой, видимо...

1. варвары переняли арианство с востока. Ульфила был посвящен в Константинополе арианином Евсевием Никомедийским. Распространение арианства на запад связано с переселениями германцев. В коренной латинской среде арианство мало распространялось.

2. фанатиками в те времена были многие, не только император. Константин, проявлявший  веротерпимость, был редким исключением.

Ответить

Фотография MARCELLVS MARCELLVS 03.07 2013

1.  Я говорила о мирянах, а не о епископах. Речь шла о том, что в те времена крещение во взрослом возрасте и даже на смертном одре не было нонсенсом. Поэтому и крещение Константина непосредственно перед смертью не свидетельствует о его равнодушии к вере и вполне вписывается в тогдашние представления о таинствах.

 

Это верно, хотя почти все последующие императоры-христиане были таковыми уже до вступления на престол. Константин это скорее исключение...

2. И тем не менее императоры, правившие на востоке до Феодосия были в основном арианами. Думаю все-таки существовала какая-то корреляция: в восточных провинциях арианство находило больший отклик, сама столица была арианской около полувека.

По сути там было всего два императора - Констанций II и Валент... однако обстоятельства их провозглашения не позволяют делать выводов о некоей избирательности их по признакам вероисповедания. Первый получил власть при разделе, произведенном Константином еще до своего крещения, второй - назначен братом, понимавшим "что государственные дела огромной важности, и притом неотложные, превосходят его силы" (Amm. XXVI, 4. 3) Сам Валентиниан отличался известной религиозной терпимостью, а потому подозревать его в намеренном "трудоустройстве" брата-арианина причин нет.

варвары переняли арианство с востока. Ульфила был посвящен в Константинополе арианином Евсевием Никомедийским.

На тот момент арианами была лишь часть тех самых готов. Даже позднее, во время вторжения Радагайса его огромная армия в 200 000 человек являлась языческой (Isid. Hist. Goth. ae. 443)

 

Феодосий вовсе не являлся фанатиком, просто он, в отличие от предыдущих императоров, проводил последовательную религиозную политику. Ведь он совершенно не вникал в церковные догматы, принимая их как есть и проводя в жизнь таким образом, каким сам усвоил.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 03.07 2013

Этого не могло быть, особенно в связи с гонениями, проводившимися при предшественниках Константина.  Константин сделал ставку на лучшую организацию и повышенную активность христиан, а не на их численность.

Нельзя думать так шаблонно. Ещё Филиппу Арабу приписывала легенда принадлежность к христианству. Несмотря на гонения численность христиан с конца 2 века всегда была значительной и постоянно росла. На эту тему есть большая библиография, и учёные только и могут что спорить - доказать ничего уже нельзя.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 03.07 2013

1. варвары переняли арианство с востока. Ульфила был посвящен в Константинополе арианином Евсевием Никомедийским. Распространение арианства на запад связано с переселениями германцев. В коренной латинской среде арианство мало распространялось.

2. фанатиками в те времена были многие, не только император. Константин, проявлявший  веротерпимость, был редким исключением.

1. А есть разница откуда? Вандалы и свевы действовали в основном на Рейне. Готы действовали в регионе Дуная на стыке двух частей империи... В любом случае арианство не было прерогативой Востока. Как не было и единственной ересью. Течений вне ортодоксии было много. Просто ариане были самым многочисленным из них.

 

2. Позднее (причём это делал уже современник Константина, Евсевий Кесарийский) даже веротерпимость Константина интерпретировалась христианами "в свою пользу".

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 03.07 2013

Да, как арианин, но и это христианство. Но именно неразборчивость в случае его крещения и показывает насколько он "разбирался" в истинности данного вероучения. То есть новоявленному "святому" по сути было все равно....

Нет. Судя по всему, после Никейского Синода Константин начал охладевать к ортодоксам. По крайней мере он всячески поддерживал ариан, и самый их рьяный враг из числа ортодоксов, знаменитый Афанасий Великий, даже был подвергнут изгнанию с кафедры патриарха Александрийского и был перемещён в Виенну, в Галлию. Только перед смертью Константин завещал своим наследникам прекратить гонения на Афанасия Великого. В общем, то, что Константин крещённый арианин - далеко не случайная вещь, и показывает, что его не волновала религия, а только политика. Он хотел религиозного умиротворения в стране...

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 03.07 2013

На тот момент арианами была лишь часть тех самых готов. Даже позднее, во время вторжения Радагайса его огромная армия в 200 000 человек являлась языческой (Isid. Hist. Goth. ae. 443)

 

Феодосий вовсе не являлся фанатиком, просто он, в отличие от предыдущих императоров, проводил последовательную религиозную политику. Ведь он совершенно не вникал в церковные догматы, принимая их как есть и проводя в жизнь таким образом, каким сам усвоил.

1. Вероятно потому, что это были готы извне империи... Зосим...

 

2. Именно фанатик и не вникает в подробности и принимает религиозную догму такой, какая она есть. Фанатик не отличается особыми ментальными способностями на фоне своей веры. Он просто горлопанит и насильничает, прикрываясь шаблонами и лозунгами, которые за него придумали другие.

Ответить