Баба Яга
Арабелла
06.07 2012
Бабе-яге принадлежит весьма важная и многознаменательная роль в народном эпосе и преданиях славянского племени. В разных отделах настоящего сочинения мы не раз останавливались на этих преданиях и, объясняя их первоначальный смысл, указывали на сродство Бабы-яги с вещими облачными женами. Она живет у дремучего леса в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом, летает по воздуху и ездит на шабаши ведьм в железной ступе, погоняя толкачом или клюкою и заметая след помелом.
Белорусы утверждают, что Баба-яга ездит по поднебесью в огненной ступе и погоняет огненною метлою, что во время ее поезда воют ветры, стонет земля, трещат и гнутся вековые деревья. Как эта ступа, так и подвижная избушка (домашний очаг) — метафоры грозовой тучи, а толкач или клюка — Перунова палица. Сверх того, Баба-яга обладает волшебными огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком,[768] то есть в ее власти состоят и быстролетные облака, и бурные напевы грозы, и разящая молния. Преследуя сказочных героев, убегающих от ее злобы и мщения, она гонится за ними черною тучею.[769]
У чехов и доныне дождевые облака называются бабами. Что же касается слова «яга» (eгa, польск. j?dza, j?d?i-baba, словац. jen?i, je?i-baba, чеш. jezinka, галиц. язя), то оно соответствует санскритскому ahi — змей (корень ah и с носовым пазвуком anh).[770] Там, где в славянских сказках действующим лицом является Баба-яга, параллельные места новогреческих и албанских сказок выставляют ламию и дракониду;[771] лат. lamia — колдунья, ведьма и болг. ламья, ламя — баснословная змея. Скажем более, у самых славян Баба-яга и мифическая змеиха выступают в преданиях как личности тождественные; что в одном варианте приписывается змее, то нередко в другом исполняется ягою, и наоборот; на Украине поедучую ведьму обыкновенно называют змеею.[772] Замечательно, что те же эпические выражения, какими обрисовывается избушка Бабы-яги, прилагаются и к змеиному дворцу.
Более подробно см. Афанасьев А.Н. Нечистая сила в книге "Волхвы, колдуны и упыри в религии древних славян", М., 2012- С. 217 и далее.
Так кто она:облачная жена, черная туча... змеиха?...
Что мы про нее знаем?
Образ Бабы Яги в искусстве.
http://images.yandex...яга в искусстве
Кызылдур 06.07 2012
Изначально Баба- яга называлась Баба- Йога (вспомните "баба- йожка")- так что Баба- яга на самом деле- это инструктор по йоге, владеющая йогой. Просто когда "ворвалось" православие и торгашество, постарались уж сделать все возможное, чтобы очернить образ Бабы- яги!..
Вообще обсуждение просто нереально доставляет.
aloiza
22.07 2012
avera
04.08 2012
Общее значение - боль, болезнь. То есть это ведьма которая насылает болезни или излечивает от болезней посредством трав. Отсюда и ступа - в которой она толчет разные травы.
Костяная нога возникла из связи с Кощеем Бессмертным - видимо изначально богом смерти (не славянским - Эрликом) - от костей бессмертный бог - бог смертей. Но бог - благой. Отсюда бог употреблять нельзя. Поэтому Кощей Бессмертный. Возможно на бессмертный повлияла или даже произовело бес смерти. От этого беса костей она и получила костяную ногу. Знахарки излечивали от смерти - значит были на короткой наге с богом смерти.
kmet 08.08 2012
В некоторых сказках Баба-Яга - брошенная жена Кащея. Так же иногда Яга является родственницей (тетка) Змея Горыныча.
При этом ее трудно выставить как убежденную фанантичку Зла: при том, что она охотно губит становлящиеся личности (детей, девушек), в то же время она помогает сложившейся сильной и смелой личности готовой к битвам - богатыри, "добры молодцы".
Как-то попадалась книга фантастичеких сказок 19-го века (Дуум и Квейк там отдыхают) к сожалению автора-издателя не запомнил (брал в библиотеке Чечерска), так в тех сказках Баба-яга не прочь и к сексу с заезжим "добрым молодцом", иногда с помощью омана и чар. Детей от таких связей по сказкам не наблюдалось, но видимо то имело под собой отголосок неких культовых действий.
Видимо в первоначальных вариантах известных нам сказок, где фигурировала Баба-яга, дело имело именно такой оборот - то есть "старушка Яга" ублажала "добра молодца" не только "напоив, накормив и в бане выпарив", но и еще чем... Впрочем раз уж парила молодца в бане, то это уже намек...
Видимо, так как сказки позднее стали из сакральных легенд сказками для детей, то и сексуальная составляющая из них была сказителями постепенно затерта (Яга молодца в бане парит), а затем и вовсе убрана.
Интересно, что Яга - всегда "баба", но не девушка, как жрицы большинства языческих культов.
Это, так в скользь сказанные некоторые дополнения к данной теме.
На мой взгляд "Баба-Яга" - это очень древний персонаж мифологии, скорее всего восходящий либо к мифологичекому существу, либо к жрической иерархии праславян, в последствии примитизированной до уровня тривиальной злой ведьмы из лесных дебрей.
К.Дюкарев
20.09 2012
Возможно, кто-то из фино-угорских народов, в т.ч. и позже ассимилированных славянами...
Но вот, почему избушка на курьих ножках?
Возможно, речь о домах на сваях в лесных болотах...
Зырянин
15.01 2013
Думаю, что в ваших словах есть доля истины, но я считаю, что в древних сельских поселениях были люди, которые отвечали за обряд кремации - они и стали прототипами бабы Яги.Судя по всему представительница какого-либо племени времён Киевской Руси, жившего в лесах Восточной Европы и практиковавшего людоедство...
Возможно, кто-то из фино-угорских народов, в т.ч. и позже ассимилированных славянами...
Но вот, почему избушка на курьих ножках?
Возможно, речь о домах на сваях в лесных болотах...
Ziggy
22.01 2013
bobinnick
24.01 2013
И кремация, и людоедство и прочее чем наделила народная фантазия известного персонажа – это уже следствия.Думаю, что в ваших словах есть доля истины, но я считаю, что в древних сельских поселениях были люди, которые отвечали за обряд кремации - они и стали прототипами бабы Яги
Насколько мне известно, среди славянских народов были распространены человеческие жертвоприношения. Особенность «технологии» такого культа была в том, что непосредственным исполнительницей принесения жертвы являлась женщина. Её «ремесло» делало её одновременно и ужасной и глубоко почитаемой. Возможно, что в силу универсальности жреческих и врачебных обязанностей и их сочетаемости, эти женщины обладали многими талантами, как добрыми, так и злыми.
Когда христианство стало вытеснять языческие верования, то многие духи, боги, а также жрецы, жрицы и волхвы, стали наделяться отрицательными чертами, которые должны были отринуть старые верования. Скорее всего, жрица жертвоприношений и врачевания не избежала подобной метаморфозы, превратившись в Бабу Ягу.
В имени «Яга» действительно чувствуется тюркское или восточное влияние и, возможно, что многие правы, что оно ассоциировалось с неким даже мужским названием злого человека в монгольский период.
Когда человек стоит на грани смерти и жизни, в данном случае славянские жрицы как проводили ужасные жертвоприношения, так и были травницами, врачевательницами, то их образ всегда противоречив. Он одновременно может быть и злым, отрицательным и добрым, положительным. В обычной жизни, к примеру, в таком положение находится, скажем, стоматолог. Мы все боимся зубной боли, но спасти от неё, так же как и усилить боль, может только зубной врач. Женщина-стоматолог – типичная Баба Яга.
RedFox
24.01 2013
Русская яга не обладает никакими другими признаками трупа. Но яга, как явление международное, обладает этими признаками в очень широкой степени. «Им всегда присущ атрибут разложения: полая спина, размякшее мясо, ломкие кости, спина, изъеденная червями» (Гюнтерт).
Если это наблюдение верно, то оно поможет нам понять одну постоянную черту яги — костеногость…» (В.Я. Пропп «Исторические корни волшебной сказки» ЛГУ, 1986 г., с. 70)
Лета
24.01 2013
А нельзя ли источник привести? Никогда не слышала о славянских жертвоприношенияхНасколько мне известно, среди славянских народов были распространены человеческие жертвоприношения. Особенность «технологии» такого культа была в том, что непосредственным исполнительницей принесения жертвы являлась женщина.
Гаплодокер
24.01 2013
А в этнографии Бабу-Ягу всё же считают типичным медиатором — существом, стоящим между миром живых и миром мёртвых. Проводником туда.
Gundir
24.01 2013
А с индийским Ямой баба - Яга может быть связана?Тёртый-перетёртый образ Бабы-Яги вряд ли можно свести к одному источнику. Там, видимо, наложились представления не одного народа. Например, есть ещё у финно-угров такой персонаж, как лесной человек Яг-Морт. Он очень опасен — вырезает ремни из спин неудачников.
А в этнографии Бабу-Ягу всё же считают типичным медиатором — существом, стоящим между миром живых и миром мёртвых. Проводником туда.
RedFox
25.01 2013
вот например: "...Особый интерес представляет кремневый наконечник копья, найденный в Новгороде в слоях рубежа XIII - XIV вв. Кремень оправлен в серебро с чернью. М. В. Седова определяет дом, в котором найден этот талисман, как дом волхва, так как в его фундаменте зарыты 4 детских черепа. (со ссылкой на Седову М. В. "Амулет из древнего Новгорода" СА,1957,4, рис. 1. сс. 166-167. )..." (Б.А. Рыбаков Язычество Древней Руси" М., 1987 г., с. 299)...Никогда не слышала о славянских жертвоприношениях
"...В 1024 г. волхвы, обосновавшись в Суздале, подняли "мятежь велик" во всем Верхнем Поволжье; в 1071 г. два "кудесника" распоряжались на огромном пространстве от Волги на 300 км к северу до Белоозера. В обоих случаях языческие жрецы (возможно, местного мерянско-вепского происхождения) приносили человеческие жертвы: "и убивашета (двое волхвов) многы жены и имения их имашета собе". (со ссылкой на А.А. Шахматова ПВЛ, с. 222. ) Белозерские кудесники мотивировали свою жестокость тем, что принесенные в жертву женщины будто бы содействовали неурожаю..." (там же, с. 300)
Сообщение отредактировал RedFox: 25.01.2013 - 09:30 AM
Лета
25.01 2013
есть версия, что т.н. волхвы, участвовавшие в мятежах, были последователями богомилов и не имели никакого отношения к славянскому язычествувот например: "...Особый интерес представляет кремневый наконечник копья, найденный в Новгороде в слоях рубежа XIII - XIV вв. Кремень оправлен в серебро с чернью. М. В. Седова определяет дом, в котором найден этот талисман, как дом волхва, так как в его фундаменте зарыты 4 детских черепа. (со ссылкой на Седову М. В. "Амулет из древнего Новгорода" СА,1957,4, рис. 1. сс. 166-167. )..." (Б.А. Рыбаков Язычество Древней Руси" М., 1987 г., с. 299)
"...В 1024 г. волхвы, обосновавшись в Суздале, подняли "мятежь велик" во всем Верхнем Поволжье; в 1071 г. два "кудесника" распоряжались на огромном пространстве от Волги на 300 км к северу до Белоозера. В обоих случаях языческие жрецы (возможно, местного мерянско-вепского происхождения) приносили человеческие жертвы: "и убивашета (двое волхвов) многы жены и имения их имашета собе". (со ссылкой на А.А. Шахматова ПВЛ, с. 222. ) Белозерские кудесники мотивировали свою жестокость тем, что принесенные в жертву женщины будто бы содействовали неурожаю..." (там же, с. 300)
подробнее здесь:
http://nordxp.3dn.ru...evskoj_rusi.pdf
RedFox
25.01 2013
"...Пример этого мы находим в проповеди двух так называемых "волхвов", то есть колдунов, чародеев, стоявших во главе крестьянского восстания в Ростовской области в 1071 году..." (Д. Ангелов "Богомильство в Киевской Руси", с. 2) Выше я привёл место из Б.А. Рыбакова о восстании вовсе даже 1024 года.есть версия, что т.н. волхвы, участвовавшие в мятежах, были последователями богомилов и не имели никакого отношения к славянскому язычествуподробнее здесь:http://nordxp.3dn.ru/gnosis/d-angelov-bogomilstvo_v_kievskoj_rusi.pdf
Имхо сама постановка вопроса в цитированной статье несколько натянута... Впрочем, на всякий пожарный, как и всякая оригинальная (?) мысль, она имеет право на существование. Мне кажется, древние истоки богомильства (дуализм) можно найти в общей памяти индоевропейцев (в развитом виде это зороастризм) и вспомнить о них русы могли самостоятельно, вне зависимостси конкретно от болгар 11 века.
Кроме того, цитированная статья никак не отрицает тезиса о человеческих жертвоприношениях у восточных славян.
А что скажете о четырёх детских черепах под фундаментом дома волхва из моего предыдущего поста? Это ли не явственные следы человеческого жертвоприношения вне "болгарского следа"?
Сообщение отредактировал RedFox: 25.01.2013 - 12:41 PM
bobinnick
25.01 2013
Поищу в Инете.А нельзя ли источник привести? Никогда не слышала о славянских жертвоприношениях
Впервые с человеческими жертвоприношениями среди славян Древней Руси столкнулся в старом фильме о Святой Ольге. Там есть сцена, когда женщина жрица должна принести в жертву молодую девушку (кажется саму Ольгу).
Потом мне попалась моногрфия одного из историков (к сожалению, забыл автора) где подробно описываются на основе археологических раскопок подобные культы и их исполнение. В частности, опять упоминались жрицы человеческих жертв. Хочу отметить, что подобные жертвоприношения, по автору монографии, не были типичным явлением среди славянских племен. Но, то, что они были в некоторых отдельных племенах - несомненно. В частности, сожжение послов древлян по приказу той же Ольги, имеет не только мотивы мести, но и определенные черты искупительных жертв.
Так что, Баба Яга - крайне таинственная особа в своем "рождении".
Сообщение отредактировал bobinnick: 25.01.2013 - 18:13 PM
bobinnick
26.01 2013
А нельзя ли источник привести? Никогда не слышала о славянских жертвоприношениях
Вот ссылка, которая наиболее часто встречается в Инете:
"...Мне говорили, что они делают со своими главами при смерти их такие вещи, из которых малейшая есть сожжение; посему я весьма желал присутствовать при этом, как я узнал про смерть знатного у них человека. Они положили его в могилу и накрыли ее крышкой, в продолжение десяти дней, пока не кончили кроение и шитья одежды его. Это делается так: бедному человеку делают у них небольшое судно, кладут его туда и сжигают его; у богатого же они собирают его имущество и разделяют его на три части: треть дают семье, за треть кроят ему одежду, и за треть покупают горячий напиток, который они пьют в тот день, когда девушка его убивает себя и сжигается вместе с своим хозяином. Они же преданы вину, пьют его днем и ночью, так что иногда умирает один из них с кружкой в руке. Когда же умирает у них глава, то семья его говорит девушкам и мальчикам: кто из вас умрет с ним? и кто-нибудь из них говорит: я! Когда он так сказал, то это уже обязательно для него, ему никак не позволительно обратиться вспять, и если б он даже желал, это не допускается; большею частью делают это девушки. Посему, когда умер вышеупомянутый человек, то сказали его девушкам: кто умрет с ним? и одна из них ответила: я! Посему назначили двух девушек, которые бы стереглись и были бы с ней, куда бы она ни пошла, иногда они даже моют ей ноги своими руками. Затем они взялись за него, за кройку его одежды и приготовление ему нужного. Девушка же пила каждый день и пела, веселясь и радуясь. Когда же наступил день, назначенный для сожжения его и девушки, я пошел к реке, где стояло его судно, и вот! оно уже было вытащено (на берег) и для него сделали четыре подпоры из дерева речного рукава и другого дерева, а вокруг поставили деревянные изображения, подобные великанам. Судно они потащили на эти дерева (столбы), и начали ходить взад и вперед и говорить слова, мне непонятные, а он (мертвец) еще был в своей могиле, они еще не вынули его. Затем принесли скамью, поставили ее на судно и покрыли ее вышитыми коврами, румским дибаджем и подушками из румского же дибаджа. Затем пришла старая женщина, которую называют ангелом смерти, и выстлала на скамью все вышеупомянутое; она же управляет шитьем и приготовлением его, она также принимает девушку и я видел ее черною (темно-красною), толстою, с лютым видом. После того, как они пришли к могиле его, они сняли землю с дерева, равно как само дерево, вынули мертвеца в покрывале, в коем он умер, и я видел его почерневшим от холода этой страны. Они прежде поставили с ним в могилу горячий напиток, плоды и лютню (или балалайку); теперь же они вынули все это. Он ни в чем, кроме цвета, не переменился. Ему надели шаравары, носки, сапоги, куртку и кафтан из дибаджа с золотыми пуговицами, надели ему на голову калансуву из дибаджа с соболем, понесли его в палатку, которая находилась на судне, посадили его на ковер и подперли его подушками; принесли горячий напиток, плоды и благовонные растения и положили к нему; принесли также хлеб, мясо и лук и бросили пред ним; принесли также собаку, рассекли ее на две части и бросили в судно. Затем принесли все его оружие и положили о-бок ему; затем взяли двух лошадей, гоняли их, пока они не вспотели, затем их разрубили мечами и мясо их бросили в судно; затем привели двух быков, также разрубили их и бросили в судно; затем принесли петуха и курицу, зарезали их и бросили туда же. Девушка же, долженствующая умереть, ходила взад и вперед, заходила в каждую из их палаток, где по одиночке сочетаются с нею, при чем каждый говорит ей: "скажи твоему господину, что я сделал это по любви к тебе". Когда настало среднее время между полуднем и закатом, в пятницу, повели они девушку к чему-то, сделанному ими на подобие карниза у дверей, она поставила ноги на руки мужчин, поднялась на этот карниз, сказала что-то на своем языке и была спущена. Затем подняли ее вторично, она сделала тоже самое что в первый раз и ее спустили; подняли ее в третий раз и она делала как в первые два раза. Потом подали ей курицу, она отрубила ей головку и бросила ее, курицу же взяли и бросили в судно. Я же спросил толмача об ее действии и он мне ответил: в первый раз она сказала: "вот вижу отца моего и мать мою!" во второй раз: "вот вижу всех умерших родственников сидящими!" в третий же раз сказала она: "вот вижу моего господина сидящим в раю, а рай прекрасен, зелен; с ним находятся взрослые мужчины и мальчики, он зовет меня, посему ведите меня к нему". Ее повели к судну, она сняла запястья, бывшие на ней, и подала их старой женщине, называемой ангелом смерти, эта же женщина убивает ее. Затем сняла она пряжки, бывшие на ее ногах, и отдала их двум девушкам, прислуживавших ей; они же дочери известной под названием ангела смерти. Потом ее подняли на судно, но не ввели ее в палатку, и мужчины пришли со щитами и палками и подали ей кружку с горячим напитком, она пела над нею и выпила ее; толмач же сказал мне, что этим она прощается со своими подругами. Затем дали ей другую кружку, которую она взяла и запела длинную песню; старуха же торопила ее выпить кружку и войти в палатку, где ее господин. Я видел ее в нерешимости, она желала войти в палатку и всунула голову между палаткой и судном; старуха же взяла ее за голову, ввела ее в палатку и сама вошла с ней. Мужчины начали стучать палками по щитам, для того, чтоб не слышны были звуки ее криков, и чтоб это не удержало других девушек, (так что) они не пожелают умереть со своими господами. Затем вошли в палатку шесть человек и все вместе сочетались с девушкой; затем ее простерли о-бок с ее господином - мертвецом, двое схватили ее за ноги и двое за руки, а старуха, называемая ангелом смерти, обвила ей вокруг шеи веревку, противоположные концы которой она дала двум, чтоб они тянули, подошла с большим ширококлинным кинжалом и начала вонзать его между ребер ее и вынимать его, а те двое мужчин душили ее веревкой, пока она не умерла". (Ибн Фаддлан. Х век. Описание похорон знатного руса).
Большая, конечно, но главное, что девушку убивает старуха и судя по всему - это её не первый опыт.
Вот данные о раскопках:
"Подтверждает человеческие жертвоприношения археология. Особенно много ритуальных ям, колодцев и т.п. находят в капищах возле Звенигорода.
Так, в сооружении 3, расположенном на дороге, ведущей на священную гору, лежал скорченный скелет подростка и кругом него в один слой уложены разрубленные на части туши коров, их наиболее мясные и съедобные части (позвонки с ребрами, бедренные кости) и четыре коровьи челюсти. Среди костей в земляной пол был воткнут наконечник стрелы. Это сооружение принадлежит к типу жертвенных ям, широко известных в славянских землях. В нем нет признаков жилых или хозяйственных помещений, что указывает на жертвоприношение, а не на обряд похорон.
Второй скорченный скелет на городище Звенигород найден в колодце, расположенном на террасе в южной части святилища. Скелет принадлежал мужчине лет 30-35, череп которого на темени пробит острым орудием. Рядом со скелетом лежал топор, оковка деревянной лопаты и обломки посуды XII в. Возможно, что около убитого положены орудия, при помощи которых было совершено жертвоприношение".
К сожалению, подавляющее количество документов о человеческих жертвоприношениях у славян приведены христианскими авторами, которые не стеснялись в своих фантазиях приукрасить жесткости язычества и увидеть реальность подобных культов у них очень сложно.