Перейти к содержимому

 

Поиск

Рассылка
Рассылки Subscribe
Новости сайта "История Ру"
Подписаться письмом

Телеграм-канал
В избранное!

Реклама





Библиотека

Клавиатура


Похожие материалы

Реклама

Последнее

Реклама

Фотография
- - - - -

Древний Моральный Кодекс Египтянина.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 6

#1 posluh

posluh

    Доцент

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 568 сообщений
18
Обычный

Отправлено 12.07.2010 - 12:57 PM

[125 Глава «Книги мертвых»]
Введение
Привет тебе, великий бог, Владыка Двух Истин!
Я пришел, дабы узреть твою красоту!
Я знаю тебя, я знаю имена сорока двух богов, пребывающих здесь, на Великом Дворе Двух Истин,- они поджидают злодеев и пьют их кровь в день, как предстанут злодеи на суд Уннефера. Вот, я знаю вас Владыки справедливости! К вам прихожу со справедливостью, ради вас отринул несправедливость.

[Первая оправдательная речь умершего]
1 Я не чинил зла людям.
2 Я не нанес ущерба скоту.
3 Я не совершил греха в месте Истины.
4 Я не [...]
5 Я не творил дурного.
6 [.........]
7 Имя мое не коснулось слуха кормчего священной ладьи.
8 Я не кощунствовал.
9 Я не поднимал руку на слабого,
10 Я не делал мерзкого пред богами,
11 Я не угнетал раба пред лицом его господина.
12 Я не был причиною недуга.
13 Я не был причиною слез.
14 Я не убивал.
15 Я не приказывал убивать.
16 Я никому не причинял страданий.
17 Я не истощал припасы в храмах.
18 Я не портил хлебы богов.
19 Я не присваивал хлебы умерших.
20 Я не совершал прелюбодеяния.
21 Я но сквернословил.
22 Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее.
23 Я не убавлял от аруры.
24 Я не обманывал и на пол-аруры.
25 Я не давил на гирю.
26 Я не плутовал с отвесом.
27 Я не отнимал молока от уст детей.
28 Я не сгонял овец л коз с пастбища их.
29 Я не ловил в силки птицу богов.
30 Я не ловил рыбу богов в прудах ее.
31 Я не останавливал воду в пору ее.
32 Я не преграждал путь бегущей воде.
33 Я не гасил жертвенного огня в час его.
34 Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.
35 Я не распугивал стада в имениях бога.
36 Я не чинил препятствий богу в его выходе.
37 Я чист, я чист, я чист, я чист!
Чистота моя — чистота великого феникса в Гераклеополе, ибо я нос Владыки дыхания, что дарует жизнь всем египтянам в сей день полноты ока Хора в Гелиополе — во второй месяц зимы, в день последний — в присутствии Владыки этой земли.
Да, я зрел полноту ока Хора в Гелиополе!
Не случится со мной ничего дурного в этой стране, на Великом Дворе Двух Истин, ибо я знаю имена сорока двух богов, пребывающих на нем, сопутников великого бога.

[Вторая оправдательная речь умершего]
1 О Усех-немтут, являющийся в Гелиополе, я не чинил зла!
2 О Хепет-седожет, являющийся в буква Хер-аха, я не крал!
3 О Денджи, являющийся в Гермополе, я не завидовал!
4 О Акшут, являющийся в Керерт, я не грабил!
5 О Нехехау, являющийся в Ра-Сетау, я не убивал!
6 О Рути, являющийся на небе, я не убавлял от меры веса!
7 О Ирти-ем-дес, являющийся в Летополе, я не лицемерил!
8 О Неби, являющийся задом, я не святотатствовал!
9 О Сед-кесу, являющийся в Гераклеополе! Я не лгал!
10 О Уди-Несер, являющийся в Мемфисе, я не крал съестного!
11 О Керти, являющийся на Западе, я не ворчал попусту!
12 О Хеджи-ибеху, являющийся в Фаюме, я ничего не нарушил!
13 О Унем-сенф, являющийся у жертвенного алтаря, я не резал коров и быков, принадлежащих богам!
14 О Унем-бесеку, являющийся в подворье 30-ти, я не захватывал хлеб в колосьях!
15 О Владыка Истины, являющийся в Маати, я не отбирал печеный хлеб!
16 О Тенми, являющийся в Бубасте, я не подслушивал!
17 О Аади, являющийся в Гелиополе! Я не пустословил!
18 О Джуджу, являющийся в Анеджи! Я не ссорился из-за имущества!
19 О Уамти, являющийся в месте суда, я не совершал прелюбодеяния!
20 О Манигеф, являющийся в храме Мина, я не совершал непристойного!
21 О Хериуру, являющийся в Имад, я не угрожал!
22 О Хеми, являющийся в Туи, я ничего не нарушил!
23 О Шед-Херу, являющийся в Урит, я не гневался!
24 О Нехен, являющийся в Хеха-Джи, я не был глух к правой речи!
25 О Сер-Херу, являющийся в Унси, я не был несносен!
26 О Басти, являющийся в Шетит, я не подавал знаков в суде!
27 О Херефхаеф, являющийся в Тепхет-Джат, я не мужеложествовал!
28 О Та-Ред, являющийся на заре! Не скрывает ничего мое сердце!
29 О Кенемтче, являющийся во мраке, я не оскорблял другого!
30 О Инхетенеф, являющийся в Саисе, я не был груб с другим!
31 О Неб-Херу, являющийся в Неджефет, я не был тороплив в сердце моем!
32 О Серехи, появляющийся в Удженет, я не нарушил [...]
33 О Неб-Ацп, появляющийся в Сиуте, я не был болтлив!
34 О Нефертум, являющийся в Мемфисе, нет на мне пятна, я не делал худого!
35 О Тем-Сен, являющийся в Бусирксе, я не оскорблял царя!
36 О Иремибеф, являющийся в Чебу, я не плавал в воде!
37 О Хен, являющийся в Куне, я не шумел!
38 О Уджи-рехпт, являющийся в подворье, я не кощунствовал!
39 О Нехеб-Неферт, являющийся в Нефер, я не надменничал!
40 О Нехеб-Хау, являющийся в городе, я не отличал себя от другого!
41 О Джесер-теп, являющийся в пещере, [.........]
42 О Инаеф, появляющийся в Югерт, я не оклеветал бога в городе своем!


На русском языке (Синодальный перевод)
Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Ну, разности богопочитания лучше не касаться, а вот чисто человеческие ценности интересны.
Во-первых, поражает разность объема, т.е большая требовательность египтянина к себе.
Во-вторых, у иудеев исключено почти всё связанное с обманом, кроме лжесвидетельства (т.е. например, обвешивать – получается можно). А также исключены всякие подлости (лицемерие, зависть, оскорбление, ссора из-за имущества, угрозы, нападение на слабого, "отличие себя от другого" …) и мелкие гадости (пустословие, «несносность» - назойливость, грубость, болтливость, шумность … ).
Это я читаю сборник "Поэзия и проза Древнего Востока".
  • 0

#2 Ахамук аг Иклу

Ахамук аг Иклу

    Студент

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 77 сообщений
1
Обычный

Отправлено 12.07.2010 - 17:13 PM

Ну, разности богопочитания лучше не касаться, а вот чисто человеческие ценности интересны.
Во-первых, поражает разность объема, т.е большая требовательность египтянина к себе.

:D
Ваше утверждение свидетельствует о том, что Вы не знаете иудейские законы.
Процитированные вами заповеди – декалог – это как бы основные обобщенные установления. Установления именно религиозные (хотя часть из них имеет юридический характер), поскольку в иудейском обществе религиозная власть прочно спаялась с государственной (светской), а пробелы в юридическом законодательстве и общественных нормах заполнила религиозными предписаниями. Зао, таким образом, человеку за преступление или проступок, грозила двойное наказание – юридический приговор и небесная кара. :)
Священнослужители, которые по праву считались самыми образованными людьми, кроме выполнения своих культовых обязанностей, плотно занимались нравственно этическим воспитанием народа. Служители культа представляли собой силу, способную повлиять на любой аспект жизни общества.

Если в самом деле, хотите сравнить требовательность к себе иудеев и египтян, так надо было брать не книгу Исход, а книгу Левит. Здесь и объем и прочее-прочее-прочее.
Главы 17-27 Левита – это «Кодекс Святости», одна из наиболее древних частей Левита, регламентирующих повседневное поведение - отношение к ближнему, к пришельцу, к бедняку, к слабому и нуждающемуся является определяющим фактором. Законы Левита - это представление о том, что такое правильный и праведный образ жизни.
И что важно, от аморальных поступков, особенно тех, которые сложно доказать на суде :rolleyes: , человека предостерегает сам бог, словами «Я Господь» или «Я Господь, Бог ваш».

Левит 19
http://www.russianbi...net/Lev-19.html

9 Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай,
10 и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш.
11 Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга.
12 Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь.
13 Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра.
14 Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь.
15 Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего.
16 Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь.
17 Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха.
18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.



Как видите, к иудеем предъявляются очень высокие моральные требования, касающиеся не только поступков, но и намерений - любить ближнего, не таить в сердце ненависти и др.
Общая идея законов такова – от того, насколько ревностно блюдет их каждый иудей, зависит судьба всего народа. За нарушение законов последует кара Божья – изгнание, пленение, разные суровые напасти.

Во-вторых, у иудеев исключено почти всё связанное с обманом, кроме лжесвидетельства (т.е. например, обвешивать – получается можно).

См. ссылку. Левит, 19.

35 Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении:
36 да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской.
37 Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их. Я Господь.



А также исключены всякие подлости (лицемерие, зависть, оскорбление, ссора из-за имущества, угрозы, нападение на слабого, "отличие себя от другого" …) и мелкие гадости (пустословие, «несносность» - назойливость, грубость, болтливость, шумность … ).

А можно эту фразу как-нибудь перевести в удобочитаемую форму?
Вы имеете в виду, что все это у иудеев допускалось? Или наоборот?

Сообщение отредактировал Ахамук аг Иклу: 12.07.2010 - 17:16 PM

  • 0

#3 posluh

posluh

    Доцент

    Топикстартер
  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 568 сообщений
18
Обычный

Отправлено 13.07.2010 - 08:37 AM

Да не собираюсь я гнобить евреев, люди они вполне нормальные. Просто скептически сравнил аналогичные списки, вероятно имеющие некоторую связь, что нельзя?

:rolleyes:
Ваше утверждение свидетельствует о том, что Вы не знаете иудейские законы.
Процитированные вами заповеди – декалог – это как бы основные обобщенные установления. Установления именно религиозные (хотя часть из них имеет юридический характер), поскольку в иудейском обществе религиозная власть прочно спаялась с государственной (светской), а пробелы в юридическом законодательстве и общественных нормах заполнила религиозными предписаниями.

Египетские законы я тоже плохо знаю. Книга мертвых, и его 125 глава – это отчет перед богами в своей жизни, а не законы. И 10 заповедей – не законы, а божий наказ. Не приставляю себе законы любой страны и времени где бы не осуждалось и не наказывалось убийство, воровство и прочее.

Из знакомых мне евреев нет ни одного, про которого я бы мог сказать, что он обвешивает. Тут дело в том, что в конце своей жизни египтянин мог сказать: этого я делал.

«35 Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении:
36 да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской.»

Всё-таки, научились кое-чему от египетской цивилизации.

Выясняется, что египетская цивилизация обладала культурными и моральными ценностями, как минимум, не меньшими, чем её наследники. А в популярной истории и Библии это излагалось совсем наоборот. Это обидно не только патриотам Египта, но мне, например.

Сообщение отредактировал posluh: 13.07.2010 - 08:38 AM

  • 0

#4 Ахамук аг Иклу

Ахамук аг Иклу

    Студент

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 77 сообщений
1
Обычный

Отправлено 14.07.2010 - 03:12 AM

Да не собираюсь я гнобить евреев, люди они вполне нормальные.

Не спорю.
Но пусть Вас не смущает мой позывной и аватар.
На фото – туарег. Берберы – хамиты, а не семиты. :D

Просто скептически сравнил аналогичные списки, вероятно имеющие некоторую связь, что нельзя?

Скептически или еще как - без разницы. Вы сделали вывод, и вывод далеко необъективный. Если хотите сравнивать мораль и нравственность древних египтян и древних евреев, то для последних в качестве источника надо брать «Кодекс Святости», т.е. книгу Левит, а не декалог.

Египетские законы я тоже плохо знаю. Книга мертвых, и его 125 глава – это отчет перед богами в своей жизни, а не законы.

Книга Мертвых – главный атрибут погребального инвентаря. Один из краеугольных камней египетского культа мертвых.
Это не отчеты, не исповеди, и не автобиографии египтян, а сборники магических, ритуальных текстов, молитв и заклинаний, составленных по определенным канонам. По большей части формулы, с элементами культов нома, или отдельного города.
Каждый уважающий себя древний египтянин считал себя обязанным позаботиться о покупке подобного папируса, чтобы взять его в путь по загробному миру, «в счастливую страну на дальнем западе». Без «Книги Мертвых» он не мог пройти все испытания, уберечься от опасностей пути и попасть в следующую жизнь.
Сегодня известны около 200 текстов «Книги мертвых».

И 10 заповедей – не законы, а божий наказ.

А что, Божий наказ выполнять не надо? Или египтяне говорили, что сами всему научились и придумали нормы поведения, а боги тут ни при чем?

Про десять заповедей я уже говорил выше. И еще выше.
Тот факт, что книги Ветхого завета считались «боговдохновенными», только удваивало силу законов, правил, установок, которые в них содержались.

Хотите представить себе, каким образом регулировалась жизнь в древнееврейском обществе, что считалось преступлением и каким образом карались нарушения - читайте Левит. Декалог нервно курит в сторонке. :rolleyes:
Книга Левита – это законы, обязательные для исполнения. Юридические законы Левита тождественны современному уголовному кодексу. Каждая из статей предусматривала наказание, в зависимости от тяжести преступления – от штрафа до смертной казни. Книга Левит – это не только уголовный кодекс, но и семейный, гражданский, строительный, а так же санитарно-эпидемиологические и гигиенические правила, моральные и этические нормы и прочее. В одном флаконе.

Не приставляю себе законы любой страны и времени где бы не осуждалось и не наказывалось убийство, воровство и прочее.

В стране со светским законодательством и светским правосудием все перечисленное считается преступными деяниями, но если законодательная база создана на религиозной основе, то убийство иноверца, его семьи, разграбление его имущества и захват его недвижимости – это может приравниваться к воинской доблести.
Коран, см. сура 2, аят 191, сура 9 аяты 5, 29, 36.
http://e-q.narod.ru/..._osm/index.html
Замечу, что существуют и другие, невнятные переводы этих аятов.
Одни богословы толкуют совершено пацифистки, а другие – указывают как на руководство к действию.

Из знакомых мне евреев нет ни одного, про которого я бы мог сказать, что он обвешивает. Тут дело в том, что в конце своей жизни египтянин мог сказать: этого я делал.

Смерть для древних египтян смерть – это переход в другую жизнь. А для древних евреев – схождение в Шеол, где темно сыро и нет ничего хорошего, там одинаково плохо и царям и простым людям, независимо от того, насколько праведную жизнь они вели.
Если египтяне «имели» вечную жизнь, то у семитов жизнь продолжалась в их детях, наследниках. Поэтому в иудейском обществе особая роль отводилась продолжению рода, сохранению имен праотцев и отцов в потомках. Соблюдать заветы и жить праведно было необходимо, ради светлого будущего своих потомков в частности, и всего Израиля в целом, чтобы Бог – покровитель и защитник - уберег от плена, рабства и прочих неприятностей. А в противном случае, Бог мог отвернуться от своего избранного народа.
Представления о рае и аде появились значительно позже, во время вавилонского плена.
В общем, египтяне не боялись смерти, а древние евреи, как и народы Ханаана и Междуречья, у которых были схожие представления о загробном мире, держались за жизнь до последнего.

Всё-таки, научились кое-чему от египетской цивилизации.

Выясняется, что египетская цивилизация обладала культурными и моральными ценностями, как минимум, не меньшими, чем её наследники. А в популярной истории и Библии это излагалось совсем наоборот. Это обидно не только патриотам Египта, но мне, например.

Египет первичен по отношению к народу Израиль. Это бесспорно.

Насколько сильное влияние оказала религия египтян на формирование иудаизма, определить невозможно. Да. Ветхий завет содержит сюжеты параллельные египетским (может, заимствованные), есть одинаковые эпитеты и формулы, есть похожие мотивы в молитвах и псалмах. Но в Библии так же можно найти - и этого наследия значительно больше, чем египетского, - мифологические сюжеты и элементы культов Угарита, Шумера, Аккада, Вавилона. Однако правовые установки, близкие к законам Хаммурапи, восходят именно к земледельческим и городским культурам Ханаана, но не Египта. Не мог Свод библейских законов, в силу ряда причин, сформироваться раньше 9 в. до н.э., современный вид он приобрел еще позже, в 7 в. до н.э. А Исход, по основной версии, произошел в конце 13 в. до н.э.

Что касается мер веса, то и в Шумере строго судили тех, «кто выдает малый вес за большой вес и выдает малую меру за большую меру».
Можно констатировать, что практически все народы древности обладали одинаковыми моральными ценностями, но нельзя утверждать, что иудеи – культурные наследники Египта.

Основы современной европейской культуры заложены христианством, которое в свою очередь отчасти базируется на иудаизме. Европейские представления о нравственных ценностях и этическом воспитании являются отражением христианской морали.

Напоследок пара слов о рефрене: «Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской.»

Это - напоминание о позорном египетском рабстве, которое, кстати, не подтверждается археологически, как и Исход, впрочем. Напоминание Израилю, что они там находились не по культурному обмену, их там не водили на экскурсии по местным достопримечательностям, а заставляли горбатится на фараона.
Бог не только вывел свой «избранный народ» из рабства, но и даровал ему «землю обетованную», которую Израилю пришлось завоевывать, потому что народы, населявшие эту землю, никак не хотели ее уступать, поэтому и погибали целыми городами, все от стариков до детей.
  • 0

#5 posluh

posluh

    Доцент

    Топикстартер
  • Пользователи
  • PipPipPipPipPipPip
  • 568 сообщений
18
Обычный

Отправлено 15.07.2010 - 13:17 PM

Если хотите сравнивать мораль и нравственность древних египтян и древних евреев, то для последних в качестве источника надо брать «Кодекс Святости», т.е. книгу Левит, а не декалог.

Вообще-то, сравнивать нравственность (реальную) по документов не получиться. Люди ведь всегда были далеки от идеалов. Это было сравнение двух широко известных источников. И не столько евреи меня интересовали, а именно сравнение идеалов древних египтян, с последующей культурой (в том числе и сегодняшней) которая выросла из 10 иудейских заповедей. Получилось, что мнение о примитивности древнего политеизма (по крайней мере, египетского) не состоятельно.

Книга Мертвых – главный атрибут погребального инвентаря. Один из краеугольных камней египетского культа мертвых.
Это не отчеты, не исповеди, и не автобиографии египтян, а сборники магических, ритуальных текстов, молитв и заклинаний, составленных по определенным канонам. По большей части формулы, с элементами культов нома, или отдельного города.
Каждый уважающий себя древний египтянин считал себя обязанным позаботиться о покупке подобного папируса, чтобы взять его в путь по загробному миру, «в счастливую страну на дальнем западе». Без «Книги Мертвых» он не мог пройти все испытания, уберечься от опасностей пути и попасть в следующую жизнь.
Сегодня известны около 200 текстов «Книги мертвых».

Дополню, «Книга мертвых» - термин современной египтологии, была ли это одна книга (врядли), и как она назвалась, точно не известно. Составлялись эти тексты несколько тысячелетий. Есть мнение, что в свитки с текстами из этой Книги включался личный гороскоп покойного.

Или египтяне говорили, что сами всему научились и придумали нормы поведения, а боги тут ни при чем?

Боги учили египтян многим полезным вещам, постепенно. Особенно отличились в этом Осирис, Исида, Тот. В том числе магии и почитанию богов. Но сходства с процедурой дарования 10 заповедей нет.

В стране со светским законодательством и светским правосудием все перечисленное считается преступными деяниями, но если законодательная база создана на религиозной основе, то убийство иноверца, его семьи, разграбление его имущества и захват его недвижимости – это может приравниваться к воинской доблести.

Тут какая-то каша. Доблесть на войне – это одно, а гражданское уголовное право мирного времени это другое. И доблесть – понятие относительное. До сих пор есть люди, считающие, что атомная бомбардировка Японии, или диоксиновая Вьетнама – это доблесть.

Это - напоминание о позорном египетском рабстве, которое, кстати, не подтверждается археологически, как и Исход, впрочем.

В прошлые выходные по ТВ показывали очередной американский мульт, основанный на этих мифах.
  • 0

#6 Ахамук аг Иклу

Ахамук аг Иклу

    Студент

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 77 сообщений
1
Обычный

Отправлено 16.07.2010 - 00:57 AM

Вообще-то, сравнивать нравственность (реальную) по документов не получиться. Люди ведь всегда были далеки от идеалов. Это было сравнение двух широко известных источников.

Нравственность – качество индивидуальное. Все люди разные. Кто-то предъявляет к себе высокие требования, отличается благовоспитанностью, а другой - слабохарактерный, падкий на удовольствия, не знающий меры. История не знает государств праведников. Разве что, страна Иоанна Пресвитера, и та мифическая. :D

Сравнивая «документы», можно сделать о вывод об общественной морали, то есть о том, как относился социум к тому или иному проступку. Какие деяния считались аморальными, а какие нет.
Например, иудеи считали кровосмешение преступлением, а для египтян родственные браки были нормой.
Само существование табу, тем более возведенное в ранг религиозного закона, свидетельствует о том, что подобное явление имело место. Зачем запрещать то, что и так нет?

О том, что древние египтяне грешили, и прекрасно понимали, что совершают преступление против воли богов, говорят сами магические тексты из Книги мертвых. Считалось, что с помощью заклинания, в котором перечисляются имена всех богов, перед которым предстоит держать ответ, можно их заворожить, т.е. получить некоторую власть над ними. По сравнению с Текстами пирамид, прототипом Книги Мертвых, где фараон просто пожирает богов, - это заметный прогресс. :D Еще было необходимо положить на сердце (на левую сторону груди) скарабея, чтобы оно не выдало богам дурные дела его обладателя.
Так же практиковалась специальная магия, которую использовали родственники усопшего, чтобы облегчить тому путь и помочь пройти все испытания. Элемент шаманизма в египетском политеизме. Египтяне верили, что маги могут воздействовать на силы Дуата и повлиять на судьбу умерших.

Дополню, «Книга мертвых» - термин современной египтологии, была ли это одна книга (врядли), и как она назвалась, точно не известно. Составлялись эти тексты несколько тысячелетий. Есть мнение, что в свитки с текстами из этой Книги включался личный гороскоп покойного.

Это ж сборник религиозных тесктов. Полно разных версий и вариантов.

Kitab al-Mayyit – араб. «Книга мертвого человека». Так в 19 веке египтяне называли папирусные свитки, которые находили вместе с мумиями.
Древние египтяне называли эти тексты «Рау ну перэт эм херу», «Изречения выхода в День». Или «Главы о восхождении к Свету».

125 глава Книги мертвых – т. н. Исповедь отрицания.
Следуя древнеегипетской религиозной мысли, усопший представший перед судом Осириса и 42 двух богов и говорит о том, чего не совершал. Отрицание всех грехов должно свидетельствовать о его праведной жизни, за что ему полагается щастье в загробном мире.

Вот интересный вариант, где вместо имен богов, используются их эпитеты.

О Широко Шагающий, вышедший из Гелиополя, я не грешил.
О Обнимающий Пламя, вышедший из Хераха, я не воровал.
О Носатый, вышедший из Гермо-поля, я не был жадным.
О Глотающий Тени, вышедший из пещеры, я не крал.
О Свирепый Ликом, вышедший из Ра-Сетау, я не убивал людей.
О Рути, Вышедший Из Неба, я не уменьшал меры.
О Кремнеглазый, вышедший из Летополя, я не делал дурных вещей.
О Пылающий, вышедший задом, я не крал имущества Бога.
О Ломающий Кости, вышедший из Гераклеополя, я не говорил лжи.
О Процветающий В Пламени, вышедший из Мемфиса, я не уносил еды.
О Обитатель Пещеры, вышедший с Запада, я не был раздражительным.
О Белозубый, вышедший из Фаю-ма, я не преступал закона.
О Пожиратель Крови, вышедший из места бойни, я не убивал божественного скота.
О Пожиратель Внутренностей, вышедший из двора 30-ти, я не ростовщичествовал.
О Владыка Правды, вышедший из Двух Истин, я не воровал хлеба.
О Сбивающий С Пути, вышедший из Бубастиса, я не подслушивал.
О Бледный, вышедший из Гелиополя, я не был болтливым.
О Дважды Злющая Гадюка, вышедшая из Анеджи, я не препирался ради моего имущества.
О Змей Уамемти, вышедший из места казни, я не прелюбодействовал.
О Видящий-То-Что-Он-Унес, вышедший из дома Мина, я не был нечистым.
О Ты-Кто-Над-Первородным. вышедший из Имад, я не внушал ужас.
О Разрушитель, вышедший из Ксоиса. я не преступал закон.
О Творящий Несчастье, вышедший из Урит, я не гневался.
О Дитя, вышедшее из Гелиопольского нома, я не был глух к словам правды.
О Произносящий Изречения, вышедший из Унси, я не творил несчастья.
О Бубасти, вышедший из Шетит, я не подмигивал.
О Ты-С-Лицом-Назад, вышедший из могильной ямы. я не развратничал, я не мужеложствовал.
О Горяченогий, вышедший из сумерек, я не лицемерил.
О Темный, вышедший из темноты, я не препирался.
О Приносящий Свои Приношения, вышедший из Саиса, я не совершал насилия.
О Владыка Лиц, вышедший из Наджефта, я не был вспыльчивым.
О Советчик, вышедший из Унет, я не искажал мою природу, я не омывал Бога.
О Рогатый, вышедший из Асьюта, я не болтал.
О Нефертум, вышедший из Мемфиса, я не творил неправды, я не делал зла.
О Не-Дающий-Остаться-В-Живых, вышедший из Бусириса, я не оскорблял Царя.
О Ты-Делающий-Что-Хочешь, вышедший из Антеополя, я не переходил вброд через воду.
О Ихи, вышедший из Нуна, я не повышал голос.
О Дающий-Процветание-рехиг, вышедший из своего обиталища, я не оскорблял Бога.
О Соединитель-Хороших-Вещей, вышедший из нома Гарпуна, я не был надменным.
О Соединитель Ка, вышедший из города, я не делал различия между собой и другими.
О Верхнеглавый, вышедший из ямы. не велико было принадлежащее мне имущество.
О Несущий-Свою-Руку, вышедший из Страны Молчания, я не оскорблял Бога в моем городе.

Перевод Михаила Чегодаева


У Баджа представлено несколько вариантов 125 главы.

Эрнест Альфред Уоллис Бадж
Египетская книга мертвых
http://www.ozon.ru/c...ail/id/3699648/

Довольно фундаментальный труд, хотя столетней давности. В ней представлены переводы различных вариантов всех глав. С графикой, и толкованием иероглифов.

В прошлые выходные по ТВ показывали очередной американский мульт, основанный на этих мифах.

Предпочитаю "Черный плащ". :)
  • 0

#7 ieqoved

ieqoved

    Академик

  • Ветряные мельницы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1428 сообщений
20
Обычный

Отправлено 24.08.2010 - 16:57 PM

А что, Божий наказ выполнять не надо?


Конечно надо!, особенно вот этот - http://istorya.ru/fo...amp;#entry20483

И вот этот - http://forum.anthrop...pic.php?t=10066

Или египтяне говорили, что сами всему научились и придумали нормы поведения, а боги тут ни при чем?


Во все временна ,человеческие социумы создавали правила поведения (Законы) самостоятельно и старались их придерживаться. И только на ближнем востоке, в возникших там авраамических религиях в частности, имено бог (Как некая сущьность) занимается законотворческой деятельностью.
Но сушьность создавала законы не столько для людей, сколько для себя. По этому современные христианские проповедники выбрав только 10 из них, размахивают ими как рекламным плакатом, пытаются такм образом увеличить паству.
  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Copyright © 2024 Your Company Name
 


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru