←  Интересное

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Ода Русской печке.

Фотография Беовульф Беовульф 12.05 2010

Ода Русской печи.

Уральские ученые С. А. Нефедов, В. В. Запарий и Б. В. Личман в своей статье «Технологическая интерпретация новой истории России» приводят очень интересные соображения о значении новых технологий для хода истории. Это, так сказать, «теория пассионарности» Гумилева, только в технологическом аспекте. То есть, народ, применивший некую новинку, совершал военный, политический или демографический «рывок». Ситуация уравновешивалась лишь тогда, когда соседние народы перенимали это новшество.
«Появление кавалерии стало новым фундаментальным открытием. Далее новым оружием оказалась македонская фаланга, против которой была бессильна конница персов. Затем македонская фаланга была разгромлена римскими легионами. Римляне создали маневренную тактику полевых сражений; это фундаментальное открытие сделало Рим господином Средиземноморья. Победы легионов, в терминологии сторонников этой концепции, породили новый культурный круг – тот мир, который называли рах Pomana». («Технологическая интерпретация новой истории России»)
«Другой пример фундаментального открытия – освоение металлургии железа и изготовление железных мечей. Это фундаментальное открытие привело к волне ассирийских завоеваний. Ассирийская держава погибла в результате нашествия мидян и скифов, а скифы были первым народом, научившимся стрелять на скаку из лука и передавшим конную тактику мидянам и персам». («Технологическая интерпретация новой истории России»)
Утверждать что-либо о такой «древности» я не берусь, но есть примеры более близкие к нам по времени:
Конец XVI века был ознаменован фундаментальным открытием, изменившим судьбы народов: изобретением голландского флайта, корабля нового типа. Он имели удлиненный корпус, высокие мачты с совершенным парусным вооружением и был оснащен штурвалом (который, отметим, вошел в морской обиход прочих стран много позже). Флайт значительно превосходил испанские каравеллы своей скоростью и маневренностью, и он дал голландцам господство на морях. В 1598 году голландский флот прорвался в Индийский океан, где до тех пор господствовали португальцы и испанцы.
В течение следующих двадцати лет голландцы изгнали с морей всех соперников и захватили в свои руки почти всю морскую торговлю. Огромные караваны судов с азиатскими товарами приходили в Амстердам, новую торговую столицу мира; отсюда товары развозились по всей Европе. С появлением флайта, стали возможны массовые перевозки в невиданных прежде масштабах, и голландцы превратились в народ мореходов и купцов: им принадлежали 15 тысяч кораблей, втрое больше, чем остальным европейским народам. Колоссальные прибыли от монопольной посреднической торговли принесли Голландии богатства, сделавшие ее символом буржуазного процветания. Капиталы купцов вкладывались в промышленность; тысячи мануфактур работали на сырье, привозимом из других стран, и вывозили свою продукцию на европейские рынки.
Изображение
Рассмотрим еще один пример реализации технологического превосходства, именно связанного с войной. Примерно в то же время, когда Голландия поражала весь мир своим флайтом, Швеция создала такую новинку, которая в дальнейшем сформировала контуры европейской истории. Этой новинкой были шведские гаубицы – фундаментальное изобретение той эпохи.
До начала XVII века Швеция была бедной и малонаселенной страной, далекой окраиной Европы. Единственным богатством ее были железные рудники; шведское железо считалось лучшим в мире. В 1610-х годах шведские рудники привлекли внимание богатого голландского мануфактуриста Луи де Геера (1587–1652), который стал вкладывать капиталы в строительство новых горных заводов. Де Геер модернизировал металлургическое производство; вместо старых деревянных домен немецкого типа, стали строить большие каменные (так называемые «французские») домны с мощной системой поддува, дающей более высокую температуру и позволившую улучшить качество литья.
Де Геер организовал массовое производство орудий, и вскоре каждому полку шведской армии были приданы по две легкие полковые пушки; в руках шведов оказалось новое всесокрушающее оружие. В деле оно показало себя после того, как в 1630 году шведская армия, во главе с королем Густавом Адольфом, высадилась в Германии. В битве при Брейтенфельде шведские гаубицы расстреляли армию императора Фердинанда II. Вскоре шведы стали хозяевами Центральной Европы; за двадцать лет войны им удалось сжечь 20 тысяч городов и деревень. Когда шведская армия обрушилась на Польшу, это был страшный «потоп»: были разграблены почти все польские города, и погибла половина поляков.
Шведское нашествие на Европу побудило европейские армии вооружиться легкими пушками и отказаться от плотных боевых построений; начался переход к линейной тактике ведения боя.
Линейная пехота и легкие гаубицы были тем оружием, с которым шведский король Карл XII в 1700 году пришел под Нарву.

У России тоже было немало подобных открытий. Но одно стоит особняком! Как ни странно, но это – русская печка! Немного из истории:
«Прообраз современной печи, как утверждают археологи, появился около четырех тысяч лет назад. Именно тогда человек догадался "загнать" огонь под глиняный свод. Кладка печей в России исстари находилась на высоком техническом уровне. Об этом свидетельствует конструкция курного (без дымовой трубы) очага, который широко применялся в Древней Руси. Такой очаг стал прообразом совершенного универсального устройства, известного под названием «русская печь».
В XV-XVI вв. курные печи стали сооружать с дымовой трубой. Первоначально дымовые трубы, которые назывались дымницами, выполняли из древесины в виде толстого теса, что являлось пожароопасным.
В период интенсивного развития городов в XVI-XVII вв. русская техника достигла высокого уровня. Основным центром печного искусства и выучки мастеров печных дел в период со времени создания Русского государства и до второй половины XVII в. была Москва. Здесь зарождались прогрессивные конструкции и новые архитектурные формы отопительных печей, разрабатывалась технология изготовления печных изразцов, строились кирпичные заводы и чугунолитейные фабрики, изготовляющие печные приборы».
Русская печь неприхотлива:
«Традиционно, русская печь топится дровами (берёза, осина, липа, сосна, ель, ольха и др. породы), углём и отходами производств деревообработки (щепа, горбыль, корьё, брак производства). В безлесых частях страны, где отапливаться дровами, могли позволить себе только состоятельные семьи, печь топили бурьяном, соломой, тростником и другими травянистыми растениями, а также торфом и кизяком (прессованными и высушенными на солнце брикетами из смеси навоза и соломы)».
И многофункциональна:
«Приготовление пищи. Безусловно, одно из основных применений — это приготовление пищи. В печи варили, парили, жарили, запекали и «томили». Для приготовления пользовались чугунками и ухватами или рогочами, сковородниками (цапельниками, чапельниками) и, соответственно сковородами. Посуда по большей части изготавливалась из чугуна, однако применялись и глиняные сковороды и горшки. При печи кроме 3 ухватов и сковородника было еще 2 кочерги для перемешивания углей и выгрзабавния золы.
Отопление. Обычно печь начинали топить с середины октября (с Покрова) и топили до апреля. Русская печь располагалась практически в центре комнаты и прогревала ее равномерно. На печи был устроен лежак. Рядом с печью традиционно строился голбец, в котором хранили домашнюю утварь, а верх его являлся продолжением лежака. Спали ногами на печи, а головой в прохладе, если же было холодно — можно было и полностью лечь на лежак.
Лечение. Прогревались как сверху на печи, изгоняя простудные заболевания, так и в самом горниле. Лечились не только теплом, но и печной золой, часто смешивая ее с солью. К услугам печи прибегали и знахари.
И многое другое. Русская печь не только грела и варила, она была неотъемлемой частью жизни русского народа. По печи предсказывали погоду; на ней сушили грибы и ягоды; в печи парились (печь была и баней тоже); гадали и ворожили, с кочергой и помелом сваты за невестой ходили, на печи рождались и умирали»
Любил народ печку русскую:
«Печь являлась важнейшим элементом русского быта, и поэтому она часто фигурирует в фольклоре, в частности, в народных сказках. Положительные персонажи сказок часто любят сидеть или лежать на печи. Илья Муромец провел на ней 33 года своей жизни, Емеля, не желая покидать уютную лежанку, ездил на печи. Такую же любовь к печи обнаруживает и Баба-Яга, что, впрочем, не мешает ей делать попытки изжарить заблудившихся детей. Печка иногда наделяется человеческими чертами, способностью разговаривать: например, в сказке «Гуси-лебеди» девочка в поисках пропавшего брата набредает на печь, стоящую в чистом поле, и спрашивает у неё совета. Печь предлагает ей отведать пирожков, а впоследствии, на обратном пути, прячет девочку от погони».

Вы спросите, отчего же я поставил, пусть и полезное, но мирное изобретение, в один ряд с военными? Разве печь, хоть одну битву выиграла? Я вам отвечу – более того! Ни одно изобретение, не дало ни одному народу больше, чем русская печь! Благодаря ей стало возможным освоение Русского Севера, Сибири, Дальнего Востока и Аляски! Попробуйте, погрейтесь зимой, скажем, в Хабаровском крае, английским камином! Долго протяните? Именно она, печка, прирастила к России такие территории, которые не могли дать ни флайты, ни гаубицы! Низкий поклон изобретательности русского народа. В прямом смысле слова – от печки, ведет начало Империя Российская.
Изображение

Моя компиллятивная статья.

Ответить

Фотография Alisa Alisa 12.05 2010

Еще раз спасибо :rolleyes:
Ответить

Фотография Беовульф Беовульф 12.05 2010

Еще раз спасибо :lol:


Чертовски приятно... :rolleyes:
Ответить

Гость_empario_* 19.05 2010

Класнючий рассказ! спасибо! :(
Ответить

Фотография Nick Nick 22.05 2010

Беовульф, вы тысячу раз правы!
читая воспоминания французов, отступавших от Москвы в 1812 году, я убеждаюсь, что встреча с русской печью для них была равносильна спасению. Этого тепла, по их словам, им хватало на много дней пути.
Я же, вспоминая босоногое детство, ощущаю вкус бабушкиного печенья, приготовленного в русской печи! Такого печенья, уверяю вас, вы никогда не едали, да и я уже давно не пробовал...
Сообщение отредактировал Nick: 22.05.2010 - 20:35 PM
Ответить

Фотография Беовульф Беовульф 25.05 2010

...Я же, вспоминая босоногое детство, ощущаю вкус бабушкиного печенья, приготовленного в русской печи! Такого печенья, уверяю вас, вы никогда не едали, да и я уже давно не пробовал...


Вы совершенно правы! Печенья не ел, но вообще, еду приготовленную в печи, пробовал. И замечу, что даже просто вареная картошка вкуснее, чем на газплите! ;)
Ответить

Фотография ddd ddd 25.05 2010

мне прабабушка пирожки пекла с яблоками, изумительно получалось.
больше таких не ел.
но может это потому что в детстве все вкуснее кажется ;-)
Ответить

Фотография Беовульф Беовульф 25.05 2010

мне прабабушка пирожки пекла с яблоками, изумительно получалось.
больше таких не ел.
но может это потому что в детстве все вкуснее кажется ;-)


Возможно. Я тоже, как вспомню - и небо было голубее и девушки моложе... ;)
Сообщение отредактировал Беовульф: 25.05.2010 - 19:47 PM
Ответить

Фотография Ярослав Стебко Ярослав Стебко 25.05 2010

Да нет, как заядлый турист, скажу что где и на чём приготовлена пища - играет большую роль
Ответить

Фотография Nick Nick 28.05 2010

Вот читаю я это всё, и пряма слеза прошибает. Где бабушкина деревня? Где дедов ветеранский "Запорожец", на котором мы гоняли индюков по деревне, в отместку за все прежние обиды? Где радиоточка в бревенчатой избе, под которую я подымался ровно в 6:00? Где девочка, ради которой я грохнулся с 4хметровой высоты, чуть не сломав себе позвоночник? Где моя бабушка, готовящая вкуснейшее печенье к завтраку в русской печи?
Нету всего этого, и никогда не было. Сказки это всё
Ответить