Вверху: кремневый топор эпохи мезолита, Х-М тыс. до н. э., Ашельская культура, Франция. В центре: топор раннего каменного века. Первый колун - это просто грубо заостренный камень в руке. Такой снаряд (по разным подсчетам, ему от 800 тыс. до 400 тыс. лет) был одновременно и молотом, и долотом, и скребком, и оружием. Им-то первый Каин и убил первого Авеля: полвека назад археолог Лики нашел в Олдувайском ущелье в Кении череп древнего бедолаги, пробитый камнем. Перед нами - переломный эпизод всей мировой истории, в сущности, ее начало: примитивный инструмент вывел проточеловека из-под действия природных законов, в частности, запрета на внутривидовое убийство.

Впрочем, если признать, что не бывает топора без рукоятки, то наше изобретение сразу значительно помолодеет - ведь топорищу всего каких-нибудь 30 тыс. лет. Топор - первое двусоставное орудие в истории. Соединение двух элементов было непростой инженерной задачей. Поначалу их связывали жилами животных или полосками кожи, но конструкция была непрочной. Казалось бы, чего проще вставить один элемент в другой? Но проточить отверстие в камне тогда не умели, а дерево легко трескалось. Поэтому как только люди научились плавить металлы, они стали изготовлять медные... топорища. «Клинки» же еще долго по старинке делали из камня, и это всех устраивало, ведь кремневые или сланцевые поверхности удавалось затачивать до чрезвычайной остроты. Проушина же изначально делалась в топорище.

двусторонний нефритовый топор-тесло, II тыс. до н. э., залив Астролеио, Новая ГвинеяВверху: кремневый топор эпохи мезолита, Х-М тыс. до н. э., Ашельская культура, Франция.

В центре: топор раннего каменного века.

Внизу:двусторонний нефритовый топор-тесло, II тыс. до н. э., залив Астролеио, Новая Гвинея.

В символ могущества и власти топор превратился очень рано. Его социальное значение убедительно продемонстрировал американский антрополог Лористон Шарп, изучавший австралийское племя Йир-Йоронт. Каменные топоры - ценнейшая племенная собственность - хранились у старейшин и выдавались младшим членам клана в аренду. Когда христианские миссионеры раздали железные топоры всем желающим, структура общественных связей внутри племени просто рухнула.

Бронзовый топор с изображением тигра эпохи династии Восточных Джоу, Китай, VI-V вв. до н. э.Бронзовый топор с изображением тигра эпохи династии Восточных Джоу, Китай, VI-V вв. до н. э.

С топором в руках изображен на своем триумфальном рельефе грозный аккадский царь Нарамсин (2254-2218 гг. до н. э.). На других рельефах, египетских, фараоны поражают врагов топорами. Топорик был знаком государственных полномочий в Древнем Риме - его носили ликторы, телохранители консулов. Во многих мифологиях топор - атрибут богов. Так в индуизме Шива вручает это оружие Раме, и тот становится Парашурамой, то есть Рамой-с-топором. С его помощью он «трижды по семь раз очищал землю от кшатриев, наполнив их кровью пять озер». Огромную символическую роль играл топор в крито-микенской культуре: даже знаменитый Лабиринт, если верить Плутарху, получил название от священного топора, лабриса - его изображения найдены на стенах Кносского дворца.

оружие начала XVII в. - боевой топорик в сочетании с колесцовым пистолетом.
Оружие начала XVII в. - боевой топорик в сочетании с колесцовым пистолетом.

Конечно, при переходе от одной культуры и одного ареала к другому облик топора мог сильно меняться. Сначала распространение получил так называемый топор-клевец - с узким вытянутым прямоугольным лезвием, ориентированным поперек топорища. Орудие, совмещавшее функции мотыги и кирки, возникло в IV тысячелетии до н. э. в Месопотамии и распространилось по Ближнему Востоку. На аккадском языке оно называлось «пилакку», слово было заимствовано нарождающимся индоевропейским языком еще до его разделения на «индо-» и «европейские». Однако, заимствовав слово, индоевропейцы решительно видоизменили предмет, им обозначавшийся. Например, критская секира имела два расширяющихся и округлых на конце лезвия.

Фасция римского ликтора - секира с рукояткой из перевязанных прутьевФасция римского ликтора - секира с рукояткой из перевязанных прутьев.

Несмотря на все сказанное, надо признать, что в древности топор не пользовался очень уж большой популярностью. Ситуация изменилась после VIII века. «Варварская» цивилизация Европы начала быстро развиваться, возникла потребность в расчистке огромных территорий, занятых густыми лесами (в Средиземноморье таких проблем никогда не возникало).

Прежде почти повсеместно клинок вставляли в топорище. Потом лезвие начали ковать из железной пластины, которую в горячем состоянии перегибали пополам, оставляя на месте сгиба отверстие (проушину). Наконец-то появилась возможность вставлять топорище в клинок, а не наоборот. Это позволяло экспериментировать с формой. Эффективность топора зависит от соотношения таких параметров, как центр тяжести, центр удара и линия направления удара. Люди средневековья интуитивно нащупали идеальную формулу. Сначала лезвию придавали бородовидную форму, потом его ширину увеличили, а «бородовидность» уменьшили. Чтобы рука не испытывала сильной отдачи, центр удара должен приходиться на топорище. В древности этого добивались, скашивая лезвие. В средние века додумались до изогнутой рукоятки. Это сделало топор весьма популярным и у лесорубов, и у воинов - грозное оружие распространилось сначала среди викингов, а потом и по всей Европе. Пробивавший рыцарские доспехи топор долго властвовал на полях сражений.

топор вождя племени, Конго, начало XX в.Топор вождя племени, Конго, начало XX в.

На массовую основу производство топоров было поставлено в 1830-х годах в Соединенных Штатах Америки, где столкнулись с той же «лесорубной» проблемой, что и тысячей лет раньше в Европе. Топоры братьев Коллинз, в которых вес клинка был равен весу топорища, безраздельно царили вплоть до 1880-х годов, когда их окончательно потеснила механическая пила.

При раскопках славянских поселений обнаружены маленькие бронзовые топорики-обереги и детские игрушки-топоры. Самые древние находки на территории Московского Кремля - каменные боевые топоры 2 тыс. до н.э. Что же касается топора как оружия, то он не потерял некоей зловещей привлекательности и по сей день, хоть и утратил былой социальный статус. Как говорили Раскольникову каторжники: «С топором ходить - не барское вовсе дело».

Сергей Иванов

Б. Попов. Топоры Древней Руси. kuznya.kiev.ua/doc/rusaxe.htm

О топорах: ru.wikipedia.org/wiki/Топор_или_Боевой_топор