Германская интервенция. Генерал Краснов. Командарм Ворошилов

      18 февраля 1918 г. австро-германские армии перешли в наступление по всему русскому фронту — от Балтийского до Черного моря. Перешли в наступление и турецкие войска (на Кавказе). Старая армия в лице еще не демобилизованных частей не оказывала им почти никакого сопротивления. Отдельные, геройски сражавшиеся красногвардейские и только что сформированные красноармейские отряды и отряды революционных матросов вследствие своей малочисленности и недостаточной организованности не могли приостановить наступления германцев.
      В несколько дней германские войска заняли Эстонию, Белоруссию и часть Украины и захватили оружие, военное имущество, продовольствие. Ленин категорически потребовал подписания мира. Центральный комитет партии, несмотря на противодействие "левых" коммунистов и Троцкого, поддержал Ленина и 3 марта 1918 г. мир был подписан, но уже на гораздо худших условиях, чем прежние. Вся захваченная германскими войсками территория была отрезана от Советской России. Советское правительство обязывалось увести свои войска и отряды красной гвардии из Финляндии, Эстонии, Латвии и не занятой еще части Украины.
      "Что новые условия хуже, тяжелее, унизительнее худых, тяжелых и унизительных брестских условий, в этом виноваты по отношению к великой российской Советской республике наши горе-левые...", — подчеркивал Ленин. В другом выступлении он прямо указывал на Троцкого, отмечая, что "вместо Брестского мира мы получили мир гораздо унизительней, по вине тех, кто не брал его".
      Натиск германской интервенции нанес сильнейший удар еще не окрепшей Советской республике. Но заключением мира Советская Россия все же добилась некоторой передышки, что имело коренное значение для последующего развития пролетарской революции.
      Задавшись целью свергнуть власть революционеров и превратить Россию в зависимую страну, германские империалисты оказались не в состоянии осуществить свою цель. Они отлично понимали, что каждый лишний шаг в глубь Советской страны отрывает их войска от тыла, подвергает германских солдат большевистскому влиянию, разлагает армию. Наконец напряженное положение на западном фронте (во Франции) не позволяло двигать германские войска очень далеко на восток. По всем этим причинам германское командование вынуждено было после подписания мира приостановить наступление на РСФСР.
      Однако империалисты Германии не собирались вовсе отказываться от вооруженной борьбы с советской властью. Они только изменили формы этой борьбы. В частности они широко использовали силы внутренней контрреволюции, чтобы придать своей интервенции видимость чисто русской внутренней борьбы. Так германское правительство еще в период брестских переговоров вступило в соглашение с украинской Радой. Обещав поддержать Раду, Германия получила от нее "приглашение" прийти на помощь в борьбе с большевиками. Заняв Украину и свергнув советскую власть, немцы вскоре же (в конце апреля) прогнали Раду как недостаточно сильное для борьбы с революционным движением правительство и посадили правителем Украины (гетманом) своего ставленника — царского генерала Скоропадского.
      "Право частной собственности как основа культуры и цивилизации восстанавливается в полном объеме" — таков был главный пункт программы Скоропадского. За помощь при восстановлении капиталистических порядков на Украине немцы потребовали расплаты. Украина превращена была в германскую колонию. Хлеб, скот, сахар, сырье вывозились из Украины в Германию в огромных количествах.
      Вооруженная борьба украинских рабочих и крестьян с интервентами, несмотря на террор австро-германских и гетманских войск, продолжалась в течение всех месяцев оккупации Украины немцами. Германские войска приняли активное участие и в борьбе с пролетарской революцией в Финляндии. Финские белогвардейцы подавили у себя революцию исключительно благодаря поддержке германских войск. В течение месяца, с 16 апреля по 17 мая 1918 г. под защитой германских штыков белофинны с невероятной жестокостью уничтожали самоотверженно защищавшихся финских революционеров. Около 11 тыс. человек было убито и расстреляно в первые же дни победы контрреволюции. Свыше 70 тыс. человек было заключено в тюрьмы и лагери для пленных, из них около 15 тыс. человек погибло.
      Активной поддержкой германских империалистов пользовался донской атаман генерал Краснов. Вначале он рассчитывал на помощь империалистов Антанты, но потом, убедившись, что от союзников ему в ближайшее время этой помощи не получить, переметнулся на сторону Германии. Краснов за помощь против большевиков соглашался на превращение Донской области в германскую колонию. Германским империалистам предоставлялось право неограниченного вывоза сырья и продовольствия, особые льготы по вложению капиталов в промышленность и транспорт и т. д. Опираясь на поддержку германцев, Краснов смог в течение лета 1918 г. объединить разрозненные белоказацкие отряды и подготовиться к наступлению против советских войск в направлении на Воронеж и Царицын.
      В своем движении на север армии Краснова пришлось столкнуться с ожесточенным сопротивлением советских войск. Особенно упорно бились против красновцев революционные отряды украинских рабочих и крестьян, среди которых выделялись отряды донецких пролетариев под командой Ворошилова.
      Еще при первых известиях о приближении немцев в начале марта Ворошилов, возглавлявший в то время партийную организацию в Луганске, обратился к рабочим с воззванием, в котором призывал объединиться на борьбу с захватчиками.
      Это воззвание быстро нашло горячий отклик у луганских рабочих. Вскоре же был сформирован из них 1-й Луганский социалистический партизанский отряд численностью в 640 бойцов под командованием Ворошилова, немедленно отправившийся на фронт против германских войск.
      В конце марта Луганский отряд впервые встретился у станции Дубовязовка, не доезжая Конотопа (около 250 км северо-западнее Харькова), с превосходящими войсками противника. Силы были неравны. Немцы давили русских своей мощной техникой. Красные отряды героически отстаивали каждую пядь земли. Только 8 апреля немцы смогли занять Харьков. Отводя свои войска на юго-восток, Ворошилов из ряда схваток и сражений с противником выходил победителем. Змиев, Купянск, Сватово, Кабанье, Лисичанск, Камышеваха, Родаково и многие другие станции были свидетелями самоотверженной борьбы ворошиловских отрядов с германскими и белогвардейскими войсками.
      Учитывая значение в военном деле организованности и дисциплины, Ворошилов сумел добиться того, что в этом отношении его части выгодно отличались от всех остальных. Естественно, что к ворошиловским частям тянулись и отдельные бойцы и целые отряды.
      Из самых разнообразных по составу, вооружению, подготовке и дисциплине частей Ворошилову пришлось сколачивать многотысячную V Украинскую армию и выводить ее с огромным ценным грузом в десятках эшелонов из-под удара германских войск.
      V армия к концу апреля вышла к Миллерово. Отсюда для движения по железной дороге, — так как эшелоны с грузом Ворошилов решил во что бы то ни стало спасти, — было два пути: на север — к Воронежу и на восток — через Лихую к Царицыну. Первый путь немцы перерезали. Остался второй, и Ворошилов отдал приказ пробиваться к Царицыну.
      1 мая войска Ворошилова сосредоточились у Лихой, а через три дня под огнем германской артиллерии они начали свой героический полуторамесячный поход к Царицыну. Пополняясь за счет местных крестьян, восставших против эксплуатировавших их казаков, двигались красные эшелоны "группы войск Ворошилова" к своей цели. Пополнения за счет местного населения были очень значительны.
      Только благодаря образцово организованной обороне Ворошилову удалось к началу июля перебросить все отряды со всеми эшелонами на левый берег Дона к Царицыну (ныне Сталинграду), где из них в дальнейшем была сформирована Х Красная армия. Ворошилов, руководитель похода с Украины к Волге, возглавил эту армию как ее командарм.
      Значительное количество рабочих и крестьян с семьями, солдат старой армии, красногвардейских отрядов и молодых красноармейских частей под натиском немцев отступило с Украины на Кубань. В Новороссийск отступил Черноморский флот.
      На Северном Кавказе развертывалась ожесточенная гражданская война. Огромное большинство местного казачества было настроено против Красной Армии. Оно не только не оказало поддержки отступавшим на Кубань разоренным украинским рабочим и крестьянам, но с оружием в руках выступило против них.
      Приближение германских войск придало бодрости кубанским контрреволюционерам. Особенно оживились они, когда в ответ на требование немцев сдать им суда Черноморского флота моряки последнего, выполняя приказ Ленина, собственными руками потопили (18 июня 1918 г.) свои корабли.
      Гибель этой мощной техники, распыление личного состава флота объективно усилили белогвардейцев. Они все чаще переходили в наступление, оттесняя советские войска и отряды. Во многих случаях им непосредственно помогали германские войска (с помощью немцев белые захватили в мае Новочеркасск и Ростов). Так было в частности на Таманском полуострове (на Кубани), куда на подмогу белогвардейцам прибыл (в мае 1918г.) 58-й берлинский полк.
      Благодаря поддержке немцев укрепили свое положение и белогвардейцы в Закавказье. Здесь до конца мая 1918 г. существовала единая Закавказская республика. Германское правительство прежде всего потребовало разделения ее на три республики — Грузию, Азербайджан и Армению. Потребовали они этого разделения не в интересах национального самоопределения. Германские империалисты держались основного правила всех захватчиков: разделяй и властвуй. Разжигая националистические чувства, натравливая одну республику на другую, натравливая грузин на тюрков, а тюрков на армян, легче было держать их в подчинении, расхищать, вывозя все мало-мальски ценное, начиная с нефти и кончая вещами домашнего обихода.
      Только с помощью германских войск грузинские помещики и капиталисты смогли подавить — и то на время — движение крестьян. Меньшевистское правительство Грузии верой и правдой служило германским хозяевам. Недаром германское командование ходатайствовало в сентябре 1918 г. о награждении орденами "за особые заслуги" таких своих ревностных лакеев-меньшевиков, как министр-президент Жордания, председатель национального совета Чхеидзе, министр иностранных дел Чхенкели. Выполняя волю своих хозяев, грузинские меньшевики формировали воинские части для борьбы с большевиками. Однако боеспособность грузинских частей была очень низкая.
      С конца лета 1918 г., в связи с усилившимся нажимом Донской армии Краснова на Царицын, южный фронт стал привлекать к себе особенное внимание. Сюда направляются значительные подкрепления. Царицын стал в центре удара, наносившегося белыми с юга.
      Понятно, что партия принимала все меры к тому, чтобы отстоять Царицын.
      Значительная роль в организации обороны Царицына и разгрома наседавших на него белогвардейских войск принадлежала Сталину и Ворошилову. Прибыв в Царицын в июне 1918 г. в качестве руководителя всем продовольственным делом на юге России, в частности на Северном Кавказе, Сталин по заданию Ленина взял на себя руководство всей организацией вооруженных сил и борьбой с контрреволюцией на юге России, в первую очередь обороной Царицына. Ворошилов, после того как закончился героический поход его армии к Царицыну, объединил под своим командованием и местные и пришедшие с ним войска. В качестве командующего царицынским фронтом он непосредственно руководил всеми боевыми действиями против белых.
      К концу июля казаки и с северо-запада и с юго-запада окружили город. Пополнив ряды своих войск, белые командиры подготовились к решительному удару на город, причем, как это не раз имело место и на других фронтах в течение всей гражданской войны, удар с фронта (извне) должен был сочетаться с контрреволюционным восстанием внутри красного Царицына.
      Одновременно должно было начаться контрреволюционное восстание и в Астрахани, для того чтобы сорвать переброску вооруженной помощи по Волге к Царицыну. С 11 августа красновцы начали бешеные атаки позиций красноармейцев. К 19 августа, прорвав стык Коммунистической и Морозовской дивизий, белоказаки почти вплотную подошли к городу. В ночь на 15 августа началось восстание в Астрахани. На время смены караула в 2 часа ночи с 17 на 18 августа назначено было восстание в самом Царицыне. Контрреволюционеры настолько были уверены в успехе, что уже заранее составили победные прокламации. Все было ими предусмотрено до мелочей — от плана захвата основных учреждений до отличительных нашивок.
      В ночь на 11 августа Военсовет царицынского фронта (Сталин, Ворошилов и Минин) разработал план контрмер и немедленно приступил к его реализации. И с утра уже город, объявленный на осадном положении, стал неузнаваем. Объявлена была мобилизация трудящихся. Комиссия по борьбе с контрреволюцией взялась за чистку города.
      Сформированные за сутки рабочие полки, отремонтированные и заново оборудованные бронемашины были брошены на фронт на подмогу изнемогавшим частям. Ворошилов на фронте лично руководил контрударом. Восстание в Астрахани было подавлено. И через две недели красновские банды были отброшены далеко на запад и юг.
      Но Краснов не хотел примириться со своей неудачей. Собрав новые силы, получив подкрепление от добровольческой армии Деникина, действовавшей на Северном Кавказе, Краснов начал второе окружение Царицына. Уже к 20 сентября положение на фронте снова изменилось в пользу белогвардейцев. В большой степени это объяснялось почти полным исчерпанием всех материальных ресурсов у Красной Армии: снарядов, патронов, обмундирования.
      В течение всего октября сжималось полукольцо, которым охватили белые город. Снова Ворошилов мобилизует все, что есть в городе, для отпора белым. 17 октября у Воропоново разгорелся бой, от исхода которого зависела судьба города. Бой окончился победой красных. Умело сосредоточив на небольшом участке до 27 батарей Ворошилов артиллерийским огнем отбил все атаки белых, внес в их ряды панику и контратаками красных частей принудил красновцев к отступлению. Одновременно и ниже Царицына пытавшиеся отрезать его с юга белые части были разбиты подошедшей с Северного Кавказа дивизией Жлобы.
      Второе окружение Царицына не удалось. Красновцы были отброшены, многие полки были окружены и почти полностью перебиты. В руках красногвардейцев оказались столь необходимые им орудия, пулеметы, винтовки, снаряды и патроны в значительном количестве.
      Окончилось провалом для красновцев и третье окружение города — зимой 1918-1919 г. Победы над красновцами дались Х армии не легко. Тысячи бойцов, сотни командиров погибли на подступах к Царицыну. На 1 ноября 1918 г. на царицынском фронте насчитывалось уже свыше 10 тыс. бойцов кавалерии, из которых в дальнейшем образовался конный корпус Буденного, развернувшийся в I Конную армию. Эти конные части сыграли немалую роль в обороне красной крепости на Нижней Волге — Царицына.



   назад